Патогенность стресса
По мнению В. К. Судакова (1989), состояние стресса приводит к усилению взаимодействия гипоталамических и ретикулярных структур, к ухудшению связи между корой и подкорковыми образованиями. При нарушении корково-подкорковых отношений как при остром, так и при хроническом стрессе возникают типичные для него расстройства моторики, ритма сна и бодрствования, нарушение влечений, настроения, раздражительность.
Нарушения энергетического обмена мозга при этом невозможно объяснить только расстройством корково-подкорковых отношений. Наряду с ним повреждена и уменьшена активность нервных трансмиттеров также, как и изменение чувствительности нейронов ктрансмиттерам и нейропептидам.
По мнению S. Lachman (1972), патогенность стресса зависит от его интенсивности или продолжительности или от того и другого вместе. Выбор поражаемого органа определяется его биологическим состоянием, т. е. генетической предрасположенностью к нарушениям (порог реактивности), внешними факторами (инфекции, физические травмы), структурами, участвующими в процессах физиологической реактивности, степенью вовлеченности органа в психофизиологическую реакцию. Приходится также учитывать фактор обучения, влияющий на способность активации органа. Именно от частоты, интенсивности и продолжительности активации органа зависит возможность возникновения психосоматического расстройства.
R. Stembach (1966) факт возникновения заболевания объясняет тем, что индивид имеет тенденцию к формированию аналогичных психофизиологических реакций на разнообразные стрессоры. Стереотипность реакций при этом связывают со слабостью органа, не объясняя, однако, причину последнего. Стереотипность реакций объясняют также тем, что этот орган подвергается достаточно частому возбуждающему воздействию. Еще одно условие возникновения стереотипных реакций — необходимость нарушения гомеостаза, т. е. неспособность органа, подвергшегося стрессорному возбуждению, вернуться к исходному состоянию без опоздания. Замедление дезактивации системы или органа, увеличивая напряжение в них, оказывается неблагоприятным (Freeman G. L., 1939; Malmo R. et al., 1950).
Стресс не развивается по закону «все или ничего», а имеет различные уровни проявления. Он протекает как компенсаторный процесс во взаимоотношениях с внешним миром, как соматическая регуляция. При постоянном повышении активности функциональных систем может происходить их «износ», амортизация (по Levi L., 1974). М. Poppel, К. Hecht (1980), в соответствии с представлением Г. Селье, описали три фазы течения хронического стресса.
Фаза ингибиции с подъемом концентрации адреналина в крови, угнетением синтеза белка в головном мозге, снижением способности к обучению и сильным угнетением энергетического метаболизма, что интерпретируется как снижение защиты от стрессоров. Фаза мобилизации к адаптивным процессам с сильным повышением синтеза белка, увеличением кровоснабжения мозга и расширением видов обмена веществ в тканях мозга. Активируют эти процессы адренергические и холинергические системы. Преморбидная фаза — с образованием энергии, что связано с дисрегуляцией во многих плоскостях, со значительным ограничением усвоения новых условных рефлексов, повышением кровяного давления, изменением содержания сахара в крови под воздействием инсулина, ликвидацией коррелятивного действия катехоламинов, с нарушением фазы сна, ритма физиологических функций и снижением массы тела. Отмечаются также изменения и в периферических органах: нарушение метаболизма в сердечной мышце, снижение энергообразующей функции митохондрий, ухудшение активного транспорта ионов с изменением соотношения ионов натрия и калия в клетке.
Пути реализации стресс-реакции различны. Возможно возникновение трех порочных кругов возбуждения: внутри лимбико-ретикулярных структур; через гипофиз и вегетативную нервную систему к надпочечникам и от них посредством гормонов к ретикулярной формации среднего мозга; циркуляция между прессорными и депрессорными аппаратами сосудов.
Разнообразие стресс-реакций связывается с реализацией через различные «начальные звенья» нервной системы и дальнейшими путями распространения стимулов (Mason J. В., 1968). «Соматический стресс» (воздействие физических или химических факторов) осуществляется через переднюю туберальную область, откуда кортикотропин-рилизинг-фактор через капиллярное сплетение в среднем возвышении гипоталамуса поступает в переднюю долю гипофиза. «Психический стресс» реализуется через кору мозга — лимбико-каудальный отдел подбугорной области — спинной мозг — брюшные нервы — мозговое вещество надпочечников — адреналин — нейрогипофиз — АКТГ — кору надпочечников (Smelik I., 1960).
Стресс может служить патогенетической основой развития невротических, сердечно-сосудистых, эндокринных и др. нарушений (Ка-хана М. С., 1960; Чазов Е. И., 1975; Судаков К. В., 1976; Фурдуй Ф. И., 1980), болезней суставов, обмена веществ (Селье Г., 1971).
Основа развития заболевания при длительном стрессе — продолжительное влияние гормонов, участвующих в формировании стресс-реакции и вызывающих нарушения в обмене липидов, углеводов, электролитов (Селье Г., 1956; Горизонтов П. Д., 1981).
Кратковременное острое воздействие стресса приводит к повышению адаптивных способностей. Однако подготовленная реакция «битва — бегство» не осуществляется, что оказывает отрицательное влияние. Таким образом, можно выделить стресс конструктивный (эустресс) и деструктивный (дистресс) (Селье Г., 1956).
Роль не только различных, но и одной эндокринной железы при однотипном агрессоре не одинакова.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 140;