ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ
В настоящее время дети и подростки с инфекционными (симптоматическими) психозами поступают в психиатрические больницы редко (Ковалев В. В., 1995; Личко А. Е., 1985; Сухарева Г. Е., 1955). Уменьшение их числа в стационарах вызвано сокращением частоты общих инфекционных болезней, большей эффективностью лечения, а также патоморфозом нервно-психических расстройств при этих заболеваниях (увеличением количества случаев со стертыми неврозоподобными формами). В то же время остаются недостаточно уточненными возрастные особенности клиники выраженных инфекционных психозов, наблюдающихся в последнее время; недостаточно ясно, в частности, какие факторы приводят к утяжелению этих, как правило, благоприятно протекающих психических расстройств, что вызывает необходимость стационирования части больных.
Проводя данное исследование, мы поставили перед собой следующие задачи: уточнить этиологические диагнозы больных, у которых был констатирован инфекционный психоз, установить своеобразие клинических проявлений и течения этого заболевания у детей разного возраста, выявить преморбидные особенности больных и другие факторы, способствующие возникновению и утяжелению психотических расстройств.
Обследованы 60 детей с инфекционными психозами, поступивших в течение последних 20 лет в Ленинградскую детскую психиатрическую больницу № 9. Больные были разделены по возрасту на три равные (по 20 человек в каждой) группы: от 3 до 7 лет (1-я группа), от 7 до 12 лет (2-я группа), от 12 до 14 лет (3-я группа). Катамнестически обследовано 26 больных.
Дети от 3 до 7 лет
Эта группа включала 8 девочек и 12 мальчиков. У 7 из них наследственность была отягощена алкоголизмом. Патология беременности имела место в 13 случаях, в 4 случаях она сочеталась с осложненными родами и еще в 7 случаях были патологические роды. Истощающие болезни (сепсис, ожог пищевода, пневмонии, ОРЗ, сопровождавшиеся судорогами) на 1-м году жизни отмечались у 5 детей; тяжелое течение одного или цепочка нескольких заболеваний на 2—3-м году жизни — у 4 детей. В последующие годы перед началом психоза соматические заболевания (затяжные тяжелые пневмонии, повторные ОРЗ, аллергические заболевания, нейродермиты, хронический пиелонефрит) были отмечены в анамнезе 16 детей. Невропатия или легкая энцефалопатия имели место у 12 больных.
Психоз развивался в связи с ОРЗ, гриппом, отитом, пневмонией (13 детей), дифтеритом (1), обострением хронического тонзиллита (1), экзематизированным дерматитом (1), ветряной оспой (1), пиелонефритом (1) или субфебрильной температурой неясного происхождения (2). В 2 случаях психозу непосредственно предшествовали психогении.
У 6 детей в психиатрической клинике были явные признаки острого соматического заболевания с подъемом температуры, резкими катаральными явлениями, в других случаях симптомы инфекционного заболевания были либо менее выражены, либо определялись только анамнестически.
Приблизительно за сутки перед манифестацией психоза у детей появлялись головные боли, капризность, раздражительность, утомляемость, ухудшение внимания, плохое засыпание, беспокойный сон, снижение аппетита, повышенная возбудимость. Последняя проявлялась делирием (17 детей), делириозно-онирическим синдромом (1), выраженным астеническим синдромом (2).
Одна из характерных особенностей пациентов этой группы — наличие в структуре делирия наряду со зрительными тактильных галлюцинаций. В 9 случаях дети снимали с себя тараканов, пауков, жаловались на уколы и укусы муравьев, комаров, ощущали заползание в уши мух. Кроме того, у них отмечались тревога, страх, нарушение сна, резкое двигательное возбуждение, дезориентировка в лицах и окружающей обстановке. Они убегали от «волшебников», «чудищ», «свиней», «медведей», «жуков», прятались от них под одеялом, звали на помощь родителей, искали в страхе на постели кошек, карликов, не узнавали мать. Длительность делириозных переживаний — от нескольких минут до нескольких часов. При этом психотические эпизоды перемежались с периодами успокоения, во время которых ребенок либо засыпал, либо, будучи в бодрствующем состоянии, не обнаруживал признаков психического расстройства. Интервалы между делириозными эпизодами могли длиться десятки минут или сутки, приступы развивались в основном ночью. С течением времени периоды успокоения удлинялись, эмоциональный накал и двигательное возбуждение становились менее выраженными, а галлюцинаторные переживания приобретали отрывочный, стертый характер. Однако в некоторых случаях в течение нескольких дней на фоне правильного поведения и хорошей ориентировки дети высказывали опасения возврата болезненных переживаний, искали представлявшихся им в остром психотическом состоянии животных, насекомых или сказочных персонажей.
При делириозно-онирическом синдроме не первый план выступали сновидные расстройства с фантастической тематикой и более связными сценоподобными зрительными обманами, накал же тревоги, страха, особенно при повторных эпизодах, уменьшался, более выраженными были любопытство, сторонний интерес к переживаемому сюжету. Эпизоды этих переживаний длились до получаса, многократно повторяясь в течение суток. Общая длительность синдрома составляла 10 дней.
В промежутках между психотическими вспышками у многих детей можно было отметить отдельные проявления астении, которые сохранялись в течение некоторого времени и после завершения выраженного психоза. У части больных (4) психотические расстройства сменялись ночными страхами и фобиями. При более продолжительном катамнезе у 8 больных этой группы в дальнейшем обнаружились невротические проявления.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 125;