Лекция 8 Города Нового времени
Развитие производительных сил создало принципиально новую основу развития городов Европы. Цеховые ремесла были вытеснены промышленностью, в которой мануфактуры уступили место фабрикам, использовавшим машинный труд. Огромный рост населения и его концентрация в городах в связи с ростом промышленности определили начало и нарастающие темпы развития урбанизации. Между странами происходит острая борьба за роль лидеров на европейской политической сцене. Эта борьба сильно сказывается на судьбе городов.
В первой половине XVI в. Португалия, затем Испания - могущественные государства Европы. Лиссабон - одна из крупнейших европейских столиц. С ним соперничает Севилья, расположенная на р. Гвадалквивир, в 87 км от Атлантического океана, в первой половине XVI в. она обгоняет по торговому обороту все крупнейшие европейские порты. Население города составляло 300 тыс. человек в конце XVII в. В застройке испанских городов исторические напластования разных эпох, смешение архитектурных стилей, богатство художественных традиций создали поразительный по красоте сплав. Испанские города, обычно располагавшиеся на возвышенностях, унаследовали от средневековья крайне запутанную сеть улиц, поднимавшихся к воротам крепостных стен; лишь в некоторых местах в эту средневековую сеть «врезаны» регулярно спланированные площади (например, Пласа Майор в Мадриде). От мавров (арабов и берберов) сохранились не только здания в мавританском стиле, но и традиции декоративности, пышности сооружений. Мастера, оставшиеся на отвоеванных испанцами землях, исходили из принципов мавританской архитектуры, отразив их в декоративном стиле «мудехар», сочетавшем мусульманские традиции с готикой. Многочисленные мечети, переделывавшиеся в католические соборы, неизбежно сохраняли отпечаток стиля, в котором они были первоначально сооружены. Это наблюдается в Бургосе, Толедо, Леоне, Севилье, Сеговии.
К середине XVI в. Нидерланды - наиболее густонаселенная страна Европы. На небольшой территории здесь сосредоточено 300 городов, население составляет около 3 млн человек. С огромным трудом отвоевывая у моря землю, защищая плотинами устья рек, прокладывая многочисленные каналы, жители Нидерландов в полном смысле слова создавали свою страну. Названия городов часто включают слово «дам» - «плотима»: Амстердам - «плотина на р. Амстел», Роттердам - «плотина на р. Роте» и т.д. В северной части страны преобладали торговля, животноводство на сочных травах польдеров, рыболовство (до сих пор бытует поговорка, что Амстердам построен на костях селедок). Юг - «мастерская Европы» с сильно развитой суконной промышленностью, производством полотна, кружев, изделий из металла (Брюссель, Гент, Антверпен, Льеж). Занимая устья Рейна, Мааса, Шельды, нидерландские города располагались в важнейшем узле европейской торговли, где скрещивались морские пути из ганзейских городов Балтийского и Северного морей и из Средиземного моря вокруг Пиренейского полуострова с речными путями по Рейну в глубь Европы.
Характерно соперничество нидерландских городов за ведущую роль в торговле и смещение главного торгового центра района под влиянием политических и географических факторов. В ХIV — первой половине XV в. важнейшим морским портом и торговым центром Нидерландов был самый западный из ганзейских городов - Брюгге. Население Брюгге в 1400 г. - 125 тыс. человек (в 3 раза больше Лондона). В это время он один из самых крупных городов Европы. Во второй половине XVI в. первенство переходит к Антверпену. После образования Республики Соединенных провинций в начале XVII в. Антверпен вынужден уступить свою роль Амстердаму. В XVII в. города Нидерландов, особенно Голландии, являются интеллектуальными центрами тогдашней Европы. В Голландии находят убежище многие ученые: Спиноза, Декарт и др. Здесь создаются выдающиеся географические произведения, среди них атласы Ортелия и Меркатора, первая комплексная географическая работа Варениуса, первая экономико-географическая работа Людовико Гвиччардини («Описание Нидерландов»), выдержавшая 35 изданий.
Во второй половине XVII в. ведущее положение в европейской торговле и в борьбе за колонии захватывает Англия. 1688 г. - год гибели испанской Великой армады - считают «днем рождения Британской империи». Затем в трех англо-голландских войнах Англия сокрушает морскую и торговую мощь Голландии. Опираясь на свое промышленное первенство в мире, на мощь своего флота, Англия создает огромную колониальную империю, над которой «никогда не заходит солнце». Промышленное превосходство Великобритании сохраняется до конца XIX в. Все это создало новые предпосылки развития английских городов. Радикально изменилось экономико-географическое положение столицы государства-Лондона, ускорилась урбанизация в стране. Лондон в 1400 г. насчитывал 45 тыс. жителей и уступал по величине Парижу (275 тыс.), Милану и Брюгге (по 125 тыс.), Венеции (110 тыс.), Генуе и Гренаде (по 100 тыс.), Праге (95 тыс.), Новгород)' (50 тыс.). К началу ХГХ в. он насчитывал 865 тыс. человек против 550 тыс. во втором по величине городе Европы того времени - Париже; в 1900 г. - 4536 тыс. человек против 2714 тыс. человек в Париже.
Наряду с Лондоном в Англии после промышленного переворота формировались крупнейшие скопления индустриальных городов. Текстильная промышленность создала конурбацию Ланкашира, включившую крупнейшие по тому времени города — Ливерпуль и Манчестер. Рядом с Манчестером быстро развивалась конурбация «Черной» Англии во главе с Бирмингемом на базе черной металлургии и каменноугольной промышленности Западного Мидленда. Крупные промышленные города росли и в других районах Англии - Глазго, Ньюкасл, Шеффилд и др. К концу века урбанизация в стране достигла 77%, в Шотландии - 74%, превысив уровень урбанизации в любой другой стране Европы.
После Великой французской революции 1789 г. Франция, уступив Англии экономическое первенство, оставалась одной из ведущих мировых держав. Строительство военных крепостей и укрепление городов было одной из важных задач французского градостроительства. Например, под руководством выдающегося инженера и теоретика фортификационного строительства Себастьяна Вобана (1633-1707) было построено 50 крепостей и укреплено 100 городов. Другим важным направлением строительной деятельности стало сооружение многочисленных замков французской знати (на Луаре, вокруг Парижа и др.). Наиболее крупные работы велись по созданию Версаля и парадных ансамблей Парижа. Версаль дал новый масштаб и стандарт для сооружения городских ансамблей в Париже и в других столицах (Тюильри - Елисейские поля в Париже, Невский проспект в Петербурге, Молл в Вашингтоне) и обширных открытых площадей (Армии в Версале, Инвалидов и Тюильри - Конкорд в Париже), широких бульваров и улиц. Ленотром были разработаны новые приемы планировки, учитывающие оптический эффект воздействия дальних перспектив, сочетания искусственных сооружений с живой природой и ее динамикой (восход и заход солнца, его отражение в водной глади канала и др.). В Версальском дворце, как и в сооруженных примерно в это же время новых блестящих зданиях Парижа, возобладал новый для Европы архитектурный стиль - классицизм, величественный стиль абсолютистских монархий, новое «возрождение» античности, отдаленное двумя веками господства барокко от обращения к античности в эпоху итальянского Ренессанса XV-XVI вв. Нарастающий кризис абсолютизма создает в искусстве почву для возникновения нового стиля рококо (от «рокайль» - раковина). В канун Великой французской революции восходящий класс, буржуазия, в поисках своих идеалов вновь обращается к античным образцам. В эпоху Наполеона этот стиль развивается в ампир (стиль империи).
Процессы урбанизации в Германии резко усилились во второй половине XIX в. Характер и особенности этих процессов могут быть показаны на примере Берлина. Берлин образовался в XIII в. из двух городов — Берлина и Кёльна, сложившихся на правом и левом берегах р. Шпрее на месте бывших славянских поселений, слившихся в 1307 г. в один город. После объединения Германии быстро растет промышленность Берлина. Его промышленные монополии, тесно связанные с правительственным аппаратом, способствуют развитию здесь новых отраслей машиностроения (точное машиностроение, электротехника), которым не приходится преодолевать конкуренцию старых индустриальных районов, где эти отрасли не сумели сформироваться. Роль Берлина как столицы Пруссии и особенно германской империи позволила ему создать себе выгодное экономико-географическое положение, которое потенциально было благоприятным, но могло быть реализовано только при значительных работах по сооружению искусственных транспортных путей. Лишь когда к Берлину, расположенному в пониженной части междуречья Эльбы и Одера, при слиянии небольших рек Шпрее и Хофеля, среди обширных озер, была подведена система каналов и дорог, а обширные заболоченные территории осушены, выявилось его выгодное положение в центре Средне-Германской низменности, в узле открывшихся прямых путей к морю, на юг Германии, в обширные области Восточной и Юго-Восточной Европы. В 1850-1900 гг. население Берлина увеличилось в 5 раз, превысив 2,7 млн человек. Складывается несколько зон, различающихся по своим функциям и характеру застройки: 1) капиталистическое Сити в центре города; 2) так называемое «кольцо Вильгельма» с плотно застроенными кварталами из «домов-казарм» с регламентированной высотой (около 20 м) и крайне малыми размерами дворов-колодцев, окруженных задними фасадами домов. В «кольце Вильгельма» располагалось около 70% промышленных предприятий Берлина; 3) внешняя зона, включавшая, с одной стороны, крупные промышленные предприятия и рабочие предместья Веддинг, Шиандау, Копеник, Моабит, Лихтенберг и др., а с другой - королевскую резиденцию Потсдам и буржуазные пригороды Карлсхорст, Вайсензее и др., с коттеджной застройкой среди озер и лесопарков.
Вена на протяжении нескольких веков была столицей империй, средоточием богатств, стекавшихся из многих стран. Особая роль принадлежит Вене в развитии музыкальной культуры (здесь творили Л. Бетховен, В. Моцарт, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Штраус). Возвышению Вены способствовало ее положение на пересечении Дуная и «янтарного пути» из германских, польских, чешских земель на юг, в страны Средиземного моря и Балканского полуострова.
Рассматривая процессы формирования географии городов в бывших колониальных странах, выделим три типа формирования территориальных структур городов и их сетей, связанных с социально-экономическими особенностями колониальной экспансии в этих странах (названия условны).
Латиноамериканский тип — формируется в условиях полного разрушения местных цивилизаций колонизаторами, заселения завоеванных стран мигрантами из стран-метрополий, рабами-неграми, привезенными для работы на рудниках и плантациях, мигрантами из других стран; на основе смешения этих этнических групп формируются новые этнические общности и складываются совершенно новые социально-экономические структуры и новая сеть городов. Выбор места для городов Латинской Америки, их планировка, размещение в центре города обязательной Пласа Майор (главной площади) с католическим собором, дворцом губернатора, Кабильдо (городским советом) и арсеналом с казармой и таможней строго регламентировались. Современная география городов стран Латинской Америки четко отражает начертание путей продвижения испанцев и португальцев в ранний период колониального завоевания этих стран: Вилья-Рика-де-ла-Вера-Крус, Мехико, Лима, Кито, Потоси, Ла-Пас, Сантьяго, Буэнос-Айрес, Асунсьон, Санта-Крус, Тукуман, Росарио, Кордова, Монтевидео, Валенсия, Каракас, Богота, Сан-Сальвадор, Ресифи, Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Гавана.
Индийский тип - развивается в условиях постепенного завоевания, подчинения и ограбления колонизаторами стран и народов, но без их тотального уничтожения или истребления. Социально-экономические структуры, в том числе сеть городов, перестраиваются в соответствии с целями и требованиями колонизаторской политики. Поскольку главная задача заключалась в том, чтобы открыть пути на индийский рынок английским товарам и обеспечить вывоз из страны сырья, важнейшее значение в эксплуатации Индии приобрели Калькутта и Бомбей, от которых начинались главные пути в глубь Индии.
Индийский тип развития сети городов в странах-колониях характерен для большинства стран Азии. В Индонезии, на Филиппинах, во Вьетнаме, на Малайском полуострове важнейшее значение приобрели основанные колонизаторами города-порты: Батавия (Джакарта), Манила, Шалон-Сайгон (Хошимин), Сингапур. В других случаях административными центрами колоний стали удобно расположенные исторические столицы - Рангун (Янгон) в Бирме (Мьянме), Пномпень в Камбодже, позднее Дели (Индия). В некоторых случаях административные центры создавались вблизи основных объектов эксплуатации (Куала-Лумпур у оловянных рудников Малайзии). Во многих странах, оказавшихся в XVIII-XIX вв. в экономической и политической зависимости от колониальных держав, крупнейшие экономические центры стали развиваться в главных пунктах их проникновения (Шанхай и Гонконг в Китае, Бангкок в Таиланде и др.).
Африканский тип — в известной мере носит промежуточный характер. Вначале цели колонизаторов заключаются в массовом вывозе негров-рабов для работы на других континентах, прежде всего в Латинской и Северной Америке. Затем наступает «индийский» этап - постепенное завоевание глубинных территорий для эксплуатации их населения и природных ресурсов. Главной целью европейских колонизаторов было создание опорных пунктов на берегу для обеспечения работорговли и торгового пути вокруг Африки в Индию. Затем эти пункты стали исходными базами продвижения в глубь Африки и ее раздела между колониальными державами. В дальнейшем опорные военно-стратегические и административные центры становились, как правило, крупнейшими на континенте портово-промышленными городами, через которые шла эксплуатация африканских колоний. Крупнейшие города Момбаса, Дар-эс-Салам, Александрия. Тунис, Алжир, Дакар, Монровия, Фритаун, Бисау, Конакри, Абиджан, Аккра, Луанда, Мапуту, Могадишо, Бомако, Киншаса, Аддис-Абеба, Найроби, Кампала, Лусака, Зимбабве, Претория, Хартум, Лумумбаши, Булавайо, Иоганнесбург.
Существенно отличается от трех других североамериканский тип развития сети городских поселений. В результате истребления, оттеснения или заключения в резервации местных народностей (индейцев в Северной Америке, аборигенов Австралии и Новой Зеландии, негров в Южной Африке) на завоеванной территории мигрантами из Европы, не сливающимися с аборигенным населением, создаются страны переселенческого капитализма. Рассмотрим особенности географии городов и градостроительства в США.
Быстрое развитие городов сопровождалось конкуренцией между ними и возвышением тех из них, экономико-географическое положение которых оказывалось более благоприятным по мере сооружения каналов, железных дорог, освоения месторождений полезных ископаемых и сельскохозяйственных земель. Так, в обладании наиболее эффективной системой естественных и искусственно созданных связей с внутренними районами страны - ключ к пониманию выгод экономико-географического положения Нью-Йорка и причин его быстрого роста. Вслед за Аппалачами важнейшее значение приобрела линия Огайо. Здесь особенно выдвигаются Питтсбург, основанный в середине XVIII в. у слияния рек Аллегейни и Мононгахилы, образующих Огайо, куда подходили дороги через Аппалачи и Цинциннати в среднем течении Огайо (1788). В дальнейшем после сооружения Эри-канала и железных дорог вдоль Гудзона выдвинулась приозерная цепь городов во главе с Чикаго, от которого развернулся веер железных дорог, в местах пересечения которых с большими реками Среднего Запада стали расти крупнейшие города: Миннеаполис, Сент-Пол на Миссисипи; Сент-Луис у впадения в Миссисипи Миссури; Канзас-Сити и Омаха по Миссури. Цинциннати, остававшийся до середины ХIХ в. главным центром Среднего Запада, позднее уступил это место лучше расположенным Чикаго и Сент-Луису. В конце ХIХ в. на сложившуюся за Аппалачами сеть связей накладываются мощные новые связи, вызванные встречными потоками угля и руды, что способствует росту Питтсбурга. Гери (близ Чикаго), формированию системы машиностроительных центров (Детройт и др.).
В микрогеографии быстро развивавшихся американских городов сочетались высокая плотность застройки в центре с обширными малоэтажными жилыми образованиями, разраставшимися во все стороны от центральных кварталов. Небоскребы - американское изобретение, связанное с непомерной стоимостью земли в центрах городов. Первые небоскребы в 20-40 этажей стали строить в США в конце XIX в. в Чикаго. Наряду с деловыми зданиями сооружались жилые небоскребы, высокая стоимость квартир в которых приводила к «джентрификации» центров - вытеснению из них бедноты.
Планировка американских городов крайне схематизирована, почти повсюду она представляет собой нарезанную безразлично к рельефу сетку прямоугольных кварталов. Если на ровных территориях такая планировка приемлема, то в условиях сильно пересеченной местности она становится бедствием: например, в Сан-Франциско, построенном на холмах, на значительной части улиц движение из-за слишком крутых подъемов затруднено. С конца ХIХ в. начинается процесс быстрого развития богатых пригородов в американских городах, чему способствовала автомобилизация. В субурбанизированных зонах расселялись средние слои американского общества, а городские перенаселенные центры были заселены беднейшими иммигрантами, неграми, мексиканцами. Этот процесс примет особые масштабы в середине и во второй половине XX в. наряду с транспортным параличом, загрязнением окружающей среды, ростом безработицы, преступности, наркомании и т.п.
В США была принята концепция территориального разобщения экономических, административных и университетских центров. С самого начала столицы страны и штатов размещались в небольших городах, в которых развитие промышленности ограничивалось; университетские «кампусы» традиционно развивались вдали от больших городов. Американская практика строительства «парных» столиц (экономической и административной) получила применение в Канаде {Монреаль - Оттава), Австралии (Сидней -Канберра), ЮАР (Иоганнесбург - Претория), где можно наблюдать также многие другие черты географии городов и градостроительства, сходные с североамериканскими.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1507;