Средневековые города
Средние века - сложный и противоречивый период человеческой истории, наследие которого в формировании сети, планировки и облика городов на всех континентах огромно. В Средневековой Европе была создана сеть городов, сохранившая основные черты и поныне. Отчасти она была унаследована от времен Римской империи. Экономическим источником роста городов было общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства. По правилам того времени крепостной крестьянин, проживший год и один день в городе, становился свободным. Большое значение приобрели торговые пути, постепенно связавшие главные районы Европы между собой и с Востоком.
Главные морские пути восточной торговли шли через Константинополь и страны Леванта в Венецию и Геную, далее через альпийские перевалы (Бреннер, Сен-Готард), от Марселя по Роне шли дороги в верховья Дуная, Рейна и Сены и затем по Рейну и Сене - к Балтийскому и Северному морям. Важный морской торговый путь шел по Северному и Балтийскому морям к Новгороду, встречаясь здесь с путями по Волге и Днепру, шедшими в Среднюю Азию и Константинополь. Еще один морской путь прошел вокруг Пиренейского полуострова к портам Северного моря {Брюгге, позднее Антверпену и Лондону); на этом пути особенно выросло значение Барселоны, Севильи, Лиссабона. Наряду с меридиональными сухопутными путями, большое значение приобрели широтные пути, например, вдоль северных отрогов Рудных гор, Судет и Карпат (Лейпциг - Вроцлав - Краков - Львов - Киев).
Большое влияние на рост городов оказало расположение феодальных замков и монастырей. При крайней мозаичности политической карты средневековой Европы, при многочисленности монастырей и аббатств (их количество исчислялось многими тысячами) замки и монастыри представляли собой очень плотную сеть «ядер» будущих городов. Но лишь немногие из них, ставшие резиденциями королей и крупных феодалов или привлекавшие большое число паломников, способствовали значительному экономическому росту городов. Позднее фактором роста городов стали университеты, близ которых возникали жилые кварталы (Латинский в Париже и др.).
Важнейшим фактором, влиявшим на формирование, планировку и облик средневековых городов, были войны, длившиеся почти непрерывно. Необходимость сократить оборонительный периметр стен определяла микрогеографию средневекового города. Город наращивал высоту зданий: жилых домов - до 20-30 м, башен церквей и соборов - до 100-150 м. Улицы были очень узкими (5-7 м, иногда 2-3 м). Чтобы сократить площадь, отведенную улицам и проездам, жилые дома строились в глубь участка и выходили на улицу коротким фасадом в 2-3 окна. Средневековые города характеризовались крайне низким благоустройством: не было, как правило, водопровода, канализации. Неудовлетворительное санитарное состояние городов способствовало частым эпидемиям.
При ограниченных затратах на вертикальную планировку территории застройка большей частью следовала рельефу и гидрографической сети, постепенно развиваясь вдоль сходящихся к городу дорог. Со временем она охватывалась все новыми кольцами стен. В старых средневековых городах можно легко обнаружить остатки нескольких поясов стен, после сноса которых в позднейшее время обычно прокладывались кольцевые улицы или бульвары. Сходившиеся к городу дороги и повторявшие их улицы складывались веками, часто нерационально. Корбюзье, отмечая, что многие из них следовали старым трактам, служившим для гужевых перевозок, называл улицы средневековых городов «дорогами ослов».
Два ядра - замок феодала или монастырь и выраставшее рядом торгово-ремесленное поселение - формировали структуру средневекового города. Не всегда торгово-ремесленное поселение, расположенное в низине, развивалось в крупный город, но когда это происходило, именно сюда смещался главный центр города, здесь сооружались соборы, церкви, ратуши, дома богатых купцов, банкиров, старшин ремесленных цехов.
В XI- ХII вв. церкви, монастыри, замки в средневековых городах возводятся в так называемом романском стиле - это стиль тяжелых сводов, грузных башен, массивных стен. В XII-XIV вв. над средневековыми городами возносятся шпили и башни готических соборов.
Сложившиеся на главных путях восточной торговли города Италии: Венеция, Флоренция, Милан, Неаполь, Рим насчитывали по 100-200 тыс. жителей, тогда как многие крупные торговые и промышленные центры тогдашней Европы {Кёльн, Гамбург, Нюрнберг, Любек и др.) имели едва 20-25 тыс., а менее крупные - 5-10 тыс. жителей. В ХIII-XV вв. в городах Италии, первыми вставших на путь капиталистического развития, начинается эпоха Возрождения. Искусство Возрождения создает светлый образ человека - творца своей судьбы, героизированный, идеальный и неповторимо прекрасный. Оно слагает гимн человеку, его мужеству, силе, которой все доступно (Микеланд-жело), его красоте и изяществу (Рафаэль), его разуму (Леонардо да Винчи), оно стремится к глубокому постижению его индивидуальных черт, привлекательных или некрасивых, но всегда значительных (Тициан), часто таинственных, недосказанных (Леонардо да Винчи, Джорджоне), оно славит прелесть, красоту человеческого тела (Тициан, Джорджоне), разрывая с мрачной традицией средневековых фресок, изображающих бесконечные мучения святых или истязания грешников в аду. В архитектуре на смену мистической экзальтированности готических соборов, каменным кружевным мантиям ратуш и дворцов приходят ясные, спокойные, гармоничные решения, ориентированные на масштаб и пропорции человеческого тела.
В XVI в. в Италии утверждается сложный и пышный стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, вычурный). Наиболее яркое воплощение этот стиль получил в Риме. Вместо классической простоты, гармонии ренессанса в сооружениях и ансамблях возобладал чувственный порыв к неведомому, ирреальному; четкое построение заменила капризная усложненность и запуганность форм; вместо ровного и яркого освещения - контрасты резкого света и таинственного полумрака; спокойный и устойчивый план зданий и площадей (квадрат, круг), характерный для ренессансных построений, сменился стремлением к подвижным, нарочито неясным «текучим» планам (овал, эллипс, прямоугольник). В планировке городов возникает стремление к прямолинейным перспективам улиц, призванным раскрыть огромное пространство (ряд новых улиц-проспектов в Риме), к вычурным, живописным, но имеющим четкую ось симметрии, формам площадей.
Один из феноменов средневековья — развитие арабских городов в VII-ХIII вв. Градостроительная деятельность арабов вначале была ограниченной. Они создавали военные лагеря (например, лагеря с красноречивыми названиями Фустат - «палатки» - будущий Каир; Рибат-эль-Фатх - «лагерь победы» -будущий Рабат). Позднее для контроля над покоренной страной сооружались цитадели (шахристаны), в которых располагались резиденции правителей и поселялись придворные, слуги, военная дружина и ремесленники. Рядом с шахристаном стали расти торгово-ремесленные слободы-рабоды, которые, в свою очередь, окружались крепостными стенами. Непременной принадлежностью шахристанов и рабодов стали мечети с высокими минаретами. В рабодах сооружались обширные базары с крытыми переходами и купольными павильонами, караван-сараи, медресе, бани, жилые кварталы. Ремесленники, как правило, селились по профессиональному признаку в кварталах, также обносившихся стенами. Со временем на основе сочетания приемов, выработанных арабами, и местных традиций сложились устойчивые принципы планировки городов, распространившиеся на огромную территорию, завоеванную арабами. Среди основанных арабами на этой территории городов следует отметить Куфу, Басру, Мосул, Багдад, Кайруан, Фес, Каир, Алжир, Марракеш, Рабат. Крупнейшими центрами арабского мира в средние века были Кордова и Гранада в Испании, Дамаск в Сирии, Багдад в Ираке. В развитии средневековых городов Средней Азии арабское влияние сочеталось с богатыми градостроительными традициями, сложившимися здесь с древних времен. К моменту арабского вторжения города Средней Азии уже имели длительную и яркую историю (Самарканд, Бухара, Хива).
В Индии в средние века создавались, разрушались и вновь сооружались многие города. Отметим Дели и Агру - столицы Делийского султаната (ХIII-XIV вв.) и Монгольской империи (XVI-XVIII вв.). Градостроительные традиции и высокое искусство индийских зодчих проникают в страны Юго-Восточной Азии и отчетливо прослеживаются в великолепных сооружениях, посвященных богу Вишне в Ангкоре (Камбоджа), Будде в Боробудуре (Индонезия), в буддийской ступе Шуэ-дагоун в Янгоне (Мьянма). Размеры индийских городов, как и других средневековых городов, можно определить лишь по косвенным признакам. Полагают, что население Ахмедабада в XVII в. составляло 600-900 тыс. человек. В Агре в конце XVI в. насчитывалось 600-700 тыс. человек. Дели, уступавший в это время Агре и Ахмедабаду по численности населения, был примерно такого же масштаба, что и Париж, а Лахор конца XVI-XVII вв. описывали как один из самых больших городов мира, превосходивший своим величием Константинополь. В Патне (бывшей Погалипутре) насчитывалось 200 тыс. жителей.
В Китае в раннем и особенно зрелом средневековье города получают значительное развитие. Особенно велики были столичные города: Чаньань — столица империи Тан (VII—X вв.), Банълян (ныне Кайфын) и Ханчжоу - столицы династий Сев. Сун (X-XI вв.) и Южн. Сун (ХII-ХIII вв.). Город Чаньань, как полагают, имел около 2 млн жителей и был одним из крупнейших городов мира, Банълян – около1,5 млн жителей. В периоды монгольской династии Юань (ХIII-XIV вв.), а затем династий Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (XVII в. - 1911 г.) столицей Китая становится Пекин (с 1263 г.). Китайские города, как и в более глубокой древности, сооружались на основе очень жестко разработанных регламентации, предписывавших регулярную прямоугольную планировку, определенное расположение и величину кварталов, этажность и размеры жилых домов. Жестко регламентировалась жизнь населения и даже связи между кварталами. Феодальные власти, видимо, испытывали постоянный страх, что огромные массы людей, сосредоточенные в городах, выйдут из повиновения. Рядом с великолепными дворцами и парками простирались перенаселенные кварталы, представлявшие собой скопления тесных и грязных улиц и переулков, где часто возникали пожары и эпидемии.
Средневековые города Востока, при всем их разнообразии, имели общую черту, существенно отличавшую их от европейских средневековых городов: город существовал как центр в системе деспотического восточного государства, управляя подведомственной территорией, но не имел никакого самоуправления, никаких прав. Вместе с тем социально-экономическая (торгово-ремесленная) основа этих городов в основном та же, что и в городах средневековой Европы. Не войны и нашествия являлись определяющей или единственной чертой их истории: более важными были экономические предпосылки, стимулировавшие их рост или увядание.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 761;