История возникновения и развития плетения макраме
Макраме – самое древнее рукоделие, известное на Земле. Оно появилось, когда возникла необходимость соединить два конца нити. Имеются разные толкования термина «макраме»: в переводе с турецкого слово «макрама» обозначает шаль с бахромой, а с арабского «миграмах» - «шарф, украшенный плетением».
Узелковое плетение возникло в связи с хозяйственной необходимостью. Первобытные охотники из шерсти или трав делали сети. Вначале – безузловые, затем – стали нити скручивать.
Умение вязать на веревке узды и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну, из поколения к поколению.
В скандинавских музеях можно увидеть перекрученные сети, сделанные из липового лыка. В наши дни такое плетение распространено на Мальте и Канарских островах.
На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» и «перуанского» узлов
Такие скользящие узлы вязали рыбаки Перу, жители Океании, африканские рыбаки с р.Конго. Позднее стали применяться нескользящие узлы «рифовый», «ткацкий». Зародились они на северо-западе Европы. Хоть и считают родоначальниками искусства макраме моряков (они знали более 500 узлов), узлы, которые они вязали, были практически необходимыми, и декоративной нагрузки не несли.
Истоки декоративного плетения зародились в Древнем Китае и Японии, где получили распространение тончайшие узорные кружева и бахрома, плетеные скатерти, ковры, абажуры, шторы, изготовленные из шерстяной пряжи, шелковых, тонких серебряных и золотых нитей. Но археологические раскопки позволили обнаружить зачатки декоративного плетения и в других странах
Некоторые узлы служили жителям еще пять тысячелетий назад. Это подтверждают археологические находки. Так, на обрывках снастей парусного корабля фараона Хеопса нашли беседочный узел. |
А дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была притянута веревкой, завязанной декоративным узлом. Изображение геркулесова узла часто встречается на найденных осколках ваз и кувшинов, также он украшал жезл Меркурия
В разное время и в разных странах к искусству вязания узлов относились по-разному. В Древнем Риме – существовал запрет на узлы в одежде, похожая ситуация была и в Лапландии, Ост-Индии. По сей день некоторые народы хранят глубокое предубеждение против завязывания узлов на собственной одежде в особых жизненных ситуациях (бракосочетание, беременность, роды и др).
Древние греки, напротив, были уверены в магической силе геркулесова узла (им перевязывали раны воинам, носили как талисман) |
Самые изобретательные мастера плетения древние инки придумали узелковую грамоту, где каждому понятию соответствовал свой узелок. Узелковое письмо было распространено также у древних финнов, китайцев. Задолго до изобретения письменности Кириллом и Мефодием у славянских народов существовало узелковое письмо
Узелки завязывались в нитки, которые сматывались в клубки-книги (отсюда пошли выражения путать смысл, клубок песен, нить повествования, хитросплетение сюжета, завязка-развязка). Хранились эти клубки в берестяных коробках (наврать с три короба) При чтении нить наматывалась на специальные приспособления – «усы» (намотать на ус). Наши предки вели веревочно-узелковый счет при уплате налогов.
В Древней Руси вязать узды, «наузить» - означало колдовать, ворожить. Христианством осуждалось ношение узлов-амулетов. Позже, с полным отмиранием язычества, узлам на Руси стали приписывать и добрые магические свойства. «Калач» (простой узел) символизировал процветание, счастье, изобилие. Два «калача», связанные между собой – духовную связь, супружество, пожелание деторождения. Некоторые народы считали, что при помощи завязывания и развязывания узлов можно вылечить определенные болезни.
Расцвет макраме относят к 9 веку. С этого времени просматриваются традиции создания декоративно-утилитарных изделий способом узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили из друзьям в далеких странах.
В 13-14 веках узелковая техника из стран востока проникла в Испанию (в кафедральном соборе Мадрида найдены рисунки узлов). В результате крестовых походов в 15 веке оно пришло в Италию. Появились тончайшие узелковые кружева, сразу покорившие сердца модниц., для изготовления которых использовали тонкие шелковые нити, золотую канитель, и др. Плетеным кружевом там украшали покрывала, занавески, одежду. Были открыты первые школы макраме.
В Турине в «Доме солнца» Валентина Кавандоли обучала детей 5-6 лет искусству плетения из нитей (в настоящее время существует прием многоцветного плетения, носящий ее имя) |
На картине Сандро Боттичелли «Поклонение Волхов» на одном из персонажей надета шапочка, выполненная в технике узелкового плетения.
В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. «Золотым веком» макраме называют викторианскую эпоху в Англии. В это время техника макраме очень широко применяется дл украшения одежды (выполнялись накидки, капюшоны, бахрома, кружево) и интерьера (шторы, покрывала, абажуры). Кружево, плетеное из золотых нитей использовалось в одежде лиц духовного и королевского сана.
В разные эпохи это ремесло называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, шнурок Макнамары, мексиканское кружево, узелковая бахрома, В Европе оно стало называться «макраме» с 19 века в значении «узелковое плетение», Новая волна возрождения макраме относится к 19 веку. В это время в основном выполняются изделия на основе горизонтального репсового узла.
В 20-х годах 20 века получают распространение плетеные ковры, абажуры, ширмы, качалки, гамаки, беседки, плетение широко комбинируется с ткачеством.
В настоящее время также отмечается рост интереса к искусству макраме. В основном оно применяется для оформления интерьеров общественных зданий, а также служит для выполнения дополнений к костюму. Особенно фольклорного, рустикального стиля, который дополняется плетеными сумками, поясами, шляпками.
Дата добавления: 2018-11-30; просмотров: 4253;