Воспитание как общественное явление
Педагогика как наука имеет свой предмет, т. е. определенную область научного познания. Этой областью является воспитание - особая функция общества, заключающаяся в подготовке молодого поколения к жизни.
Основное назначение воспитания - передача подрастающим поколениям накопленных знаний и общественно-исторического опыта. В процессе воспитания новые поколения должны овладеть знаниями, определенными трудовыми умениями, усвоить нормы поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь. Поскольку перед каждым поколением возникают задачи, которые часто даже нельзя предвидеть, у молодых людей должны быть сформированы определенные качества, помогающие им ориентироваться в новых задачах, быть потенциально готовыми к их решению.
Какова роль педагогики в воспитании? В чем выражается связь между педагогикой как наукой и воспитанием как функцией общества?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо раскрыть общественную сущность воспитаний, рассмотреть особенности его осуществления на различных этапах развития человеческого общества, а также познакомиться с тем, как развивалась и формировалась педагогическая наука.
Основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс, дав материалистический анализ законов общественного развития, установили закономерную связь между воспитанием и развитием производительных сил. Они доказали, что «вместе с условиями жизни людей, с их общественными отношениями, с их общественным бытием изменяются также и их представления, взгляды и понятия...». Отсюда - характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации.
В. И. Ленин называл воспитание вечной категорией, неразрывно связанной с развитием человеческого общества. Воспитание обусловлено потребностями общества и меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, распределения продуктов труда и изменения отношений между его участниками. Поэтому воспитание имеет ярко выраженный исторический характер, отражая типичные черты определенной общественно-экономической формации.
Так, в первобытном обществе воспитание осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, трудовой деятельности. Мальчиков обучали приемам охоты, рыбной ловли, изготовлению и применению оружия и орудий труда; девочек - сбору съедобных плодов и растений, изготовлению одежды, выполнению домашней работы; всех детей учили с почтением относиться к старшим.
С развитием земледелия и животноводства по мере усложнения трудовой деятельности содержание и методы воспитания изменялись. Когда в родовой общине выделяется семья, дети получают начатки воспитания в семье, а подготовку к жизни - в общении с членами своего рода, племени, например учатся у особенно ловких и удачливых охотников приемам охоты и т. п.
В позднем периоде развития первобытной формации, когда усилилась власть вождей, старейшин, жрецов, воспитание видоизменяется и некоторых детей стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением. В рабовладельческом обществе воспитание приобрело качественно иной характер. Это было первое общество, разделенное на антагонистические классы рабовладельцев и рабов, с резко отличными условиями жизни, общественным положением. Воспитание, продолжая оставаться функцией общества, стало направляться государством. Для осуществления воспитания создавались специальные учебно-воспитательные учреждения. Впервые они появились в странах Древнего Востока еще за несколько веков до нашей эры. Это были жреческие школы, где преподавали чтение и письмо, начала математики и основы религиозного культа, а также школы писцов, в которых учили грамоте и счету и подготавливали мальчиков к ведению дел, связанных с управлением государством, присмотром за рабами.
Стройная система воспитания сложилась в Древней Греции - в Спарте и Афинах. В Спарте в воспитании детей рабовладельцев, которых готовили к ведению захватнических войн и защите своих завоеваний, большое место отводилось военному делу, физическим упражнениям, военно-спортивным играм. В Афинах много внимания уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли умелых, волевых правителей и военачальников. У них воспитывали презрение к физическому труду.
Детей рабов приучали к покорности и смирению. Никаких специальных учебных заведений для них не было, воспитание и передача трудовых умений и навыков осуществлялась в процессе самого труда.
Таким образом, с разделением общества на классы воспитание становится классовым: появляются разные системы воспитания в соответствии с различными целями подготовки к жизни детей - представителей разных классов. Поскольку воспитание находится в ведении государства, оно направлено на укрепление позиций правящего класса и способствует углублению классового неравенства, усилению эксплуатации трудового народа.
В феодальном обществе основные антагонистические классы - феодалы и крепостные крестьяне. Внутри класса феодалов выделяются сословия - духовенство и дворяне. Воспитание носит также ярко выраженный классовый характер. В эпоху феодализма получили дальнейшее развитие учебно-воспитательные учреждения, которые обслуживали привилегированные слои общества, например давали духовное воспитание детям духовенства, рыцарское - детям дворян.
В России также были созданы привилегированные учебные заведения, предназначенные для детей определенного сословия. На первых этапах становления феодального общества, когда уровень развития производства не требовал от крепостных крестьян даже начатков образования, дети крестьян в подавляющем большинстве в школах не учились. Через семью передавались традиции поведения, отношений между старшими и младшими, выполнения ряда обязанностей. Некоторые традиции отражались в народных обрядах.
Характерной для эпохи феодализма, особенно его раннего периода, была ведущая и направляющая роль церкви и духовенства в воспитании. Отмечая это, Ф. Энгельс писал, что в эпоху средневековья «...монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и самообразование приняло тем самым преимущественно богословский характер». Поэтому наиболее развитой была система учебно-воспитательных учреждений, создаваемых церковью. Они предназначались как для подготовки духовенства, так и для религиозного воспитания других слоев общества.
В связи с ростом городов появилась и стала формироваться новая социальная прослойка эксплуатируемых - ремесленники, мелкие торговцы, которые формально были свободны. В процессе развития ремесленного производства возникла потребность в начатках практического образования - грамоты, счета, необходимых для ведения учета, обмена, торговли. Дети ремесленников и мелких торговцев стали обучаться в церковных, а позже в цеховых и гильдейских школах. В церковные школы стали попадать затем и дети крестьян.
Расширение торговли и торгово-экономических связей между государствами, рост городов, развитие ремесел и мануфактуры вызвали появление буржуазии, которая не могла мириться с сословным характером учебных заведений. Ее не устраивал и ограниченный запас знаний, которые давали различные типы церковноприходских, цеховых, гильдейских и других школ, открывавшихся городскими властями. Молодая и накапливающая силы буржуазия в тот период была прогрессивной в вопросах воспитания: она выступала с требованиями более широкого развития образования, доступа для своих детей в учебные заведения, предназначенные для детей дворян, усиления научных основ и практической направленности воспитания. Буржуазия стояла даже за расширение просвещения народных масс, так как развивающемуся промышленному производству нужны были грамотные рабочие.
Организованное обучение детей трудящихся стало общественно необходимым. В результате начало расширяться школьное образование, появились новые типы школ. К. Маркс, отмечая этот знаменательный этап в развитии воспитания, писал: «Для того чтобы преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы она получила подготовку и навыки в определенной отрасли труда, стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание...».
С укреплением позиций буржуазии на политической арене начался отход от демократических требований в области образования, выдвигавшихся в период борьбы против феодализма. Буржуазия стала осуществлять строгую классовую дифференциацию в образовании. Будучи господствующим классом, она стремится дать хорошее общее образование своим детям для подготовки их к управлению государством, его экономикой, вооруженными силами. Этим целям служат прежде всего дорогостоящие частные школы, существующие параллельно с системой государственных школ.
Далеко не всех своих привилегий при капитализме лишилась и феодальная знать, продолжая оставаться сильным эксплуататорским классом. Выдвигая целый ряд барьеров для продвижения детей трудящихся к более высоким ступеням образования, буржуазия создала ряд типов школ, доступных лишь для детей обеспеченных родителей. Содержание образования в массовых школах, предназначенных для детей бедноты, было резко ограничено: им давали лишь тот минимум знаний, который был необходим для работы в условиях производства, оснащённого машинами.
Как отмечал Ф. Энгельс, буржуазия дает знания рабочим «лишь в той мере, в какой это отвечает ее интересам».
Даже в условиях начавшегося развития капиталистического производства технический уровень сельского хозяйства оставался низким, поэтому от крестьян не требовалось ни общих, ни специальных знаний. Начальное образование им продолжали давать церковноприходские школы разного типа, открываемые сельскими властями. Однако охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным. Положение стало меняться лишь с началом технического переоснащения сельского хозяйства, потребовавшего более грамотных работников.
Появление нового эксплуатируемого класса - пролетариата, боровшегося за свои права, в том числе и за право на образование для своих детей, привело к резкому обострению всех противоречий в области воспитания. Эти противоречия становятся более острыми в современном буржуазном обществе.
Великая Октябрьская социалистическая революция, свершившаяся в нашей стране в 1917 году, вызвала к жизни новую общественную формацию - социалистическое общество и впервые открыла широкие возможности для получения подрастающими поколениями разностороннего образования и развития всех способностей. Появились политические, экономические и социальные условия для решения всех демократических задач в области воспитания. Воспитание как особая функция государства получило новую направленность. Впервые в истории классового общества школа из орудия господства эксплуататоров превратилась в государстве с неантагонистическими классами в средство коммунистического преобразования общества.
Новый характер развития производства и производственных отношений при социализме вызвал потребность в новом типе разносторонне образованных работников, для подготовки которых потребовалась иная система учебно-воспитательных учреждений, разработка нового содержания и методов воспитания. Стала складываться система народного образования, которая обеспечивала всем членам общества возможность получения общего, а затем профессионального или специального образования.
На первом этапе развития социалистического общества - этапе создания фундамента социализма - в области просвещения трудящихся были решены задачи ликвидации неграмотности, введения всеобщего обязательного начального образования и обеспечения общего подъема образовательного и культурного уровня населения.
Большое внимание было уделено развитию просвещения у ранее отсталых народов, населяющих территорию СССР.
В период построения основ социализма были успешно решены задачи введения всеобщего семилетнего образования, обеспечена достаточная общеобразовательная подготовка поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, что помогло создать большую армию специалистов с высшим и средним специальным образованием. Значительно вырос образовательный и культурный уровень всего населения.
Когда наше общество вступило в стадию развитого социализма, была выдвинута задача введения всеобщего среднего образования, более эффективного осуществления всестороннего развития человека и формирования его коммунистического мировоззрения.
Научно-техническая революция, способствующая построению материально-технической базы коммунизма, создает одновременно предпосылки для более успешного решения всех задач воспитания нового человека, который должен иметь широкую общеобразовательную и специальную подготовку. Высокий уровень науки и техники обеспечивает лучшие условия для роста творческих сил и всестороннего развития человека: у общества появляется возможность неуклонно повышать благосостояние трудящихся, увеличивать средства для развития народного образования, укрепления его материальной базы, расширения системы разнообразных культурно-просветительных учреждений. Всесторонне развитые люди не только удовлетворяют требованиям, которые предъявляются к работнику в разных сферах высокоразвитого производства, но и активно способствуют дальнейшему развитию науки и техники, создают новые материальные и духовные ценности. Эти задачи и условия развития воспитания строителей коммунизма отражены в новой Конституции СССР, принятой в октябре 1977 г.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 562;