Судебно-медицинская оценка повреждений, причиненных тупыми предметами
Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиняемых тупыми предметами, проводится для решения следующих основных вопросов. Одни из них касаются свойств травмирующего предмета (сущности, размеров, формы и рельефа травмирующей поверхности, материала и массы предмета, типа и экземпляра травмирующего предмета), другие направлены на установление механизма образования повреждения (места приложения силы, направления, вида, числа и силы воздействия, взаимного положения пострадавшего и травмирующего предмета в момент нанесения повреждения, возможности причинения повреждений в заданных условиях).
О тупой сущности травмирующего предмета судят по наличию повреждений в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, закрытых переломов костей и повреждений внутренних органов и тканей, вдавленных и террасовидных переломов, разрывов, отрывов и размозжений внутренних органов.
Об ограниченных размерах травмирующей поверхности тупого предмета свидетельствуют четкие границы ссадины (одна или несколько) на широкой поверхности тела при интактных рядом расположенных выступающих анатомических образованиях; ушибленные раны с тонким осаднением по краям, не выходящим за границы раны; вдавленный характер перелома; комплекс локальных повреждений, включающий совпадающие по расположению (находящихся в одной проекции) наружное повреждение, ограниченные кровоподтек или кровоизлияние в мягкие ткани, прямой перелом, разрыв внутреннего органа. Определив факт действия предмета с ограниченной травмирующей поверхностью специалист должен определить ее форму и размеры.
Предметы с «неограниченной» травмирующей поверхностью причиняют широкие ссадины с нечеткими краями; несколько ссадин на выступающих анатомических образованиях одной или нескольких сопряженных анатомических областей (этот признак указывает на действие «неограниченной» поверхности тупого предмета лишь при условия одномоментного образования всех этих повреждений), признаки общего сотрясения тела (кровоизлияния в местах фиксации внутренних органов и повреждения – надрывы, разрывы или отрывы – фиксирующего аппарата внутренних органов), грубая деформация черепа и тазового кольца от однократного травматического воздействия, противоударные ушибы коры головного мозга.
О форме травмирующей поверхности можно вести речь только, если эта поверхность имела ограниченные размеры. При «штампованных» ссадинах и ушибленных ранах, вдавленных и дырчатых переломах можно судить обо всех гранях и ребрах травмирующей поверхности. Если рана имеет линейную или углообразную форму, то это может указывать лишь на наличие у травмирующего предмета соответственно края (ребра) или угла.
Рельеф травмирующей поверхности также может отобразиться в «штампованных» ссадинах или ранах в обширных осаднениях с множественными параллельными друг другу царапинами или следах – трассах на поверхности обнаженных костей (скольжение по неровному грунту).
Вопрос о массе травмирующего предмета решается в относительной форме: а) имрессионная травма, когда действует предмет, имеющий массу меньше, чем масса повреждаемой части тела (например, головы) – в таких случаях повреждения исчерпываются методом приложения силы; б) инерционная травма или травма ускорения, когда действует предмет по массе существенно превосходящий не только повреждаемую часть, но нередко и тело человека в целом – в таких случаях находят противоударные повреждения, переломы вдали от места приложения силы, признаки общего сотрясения тела.
Материал травмирующего предмета устанавливают по результатам лабораторного исследования инородных наслоений на поверхности наружных повреждений или краях расположенных их проекции открытых переломов. При этом используется метод цветных отпечатков, эмиссионный спектральный анализ, рентгеноспектральный флюоресцентный анализ и т.п.
Место приложения силы совпадает с локализацией наружных повреждений (ссадин, ушибленных и рвано-ушибленных ран, локальных кровоподтеков), вдавленных и дырчатых переломов, а также – с расположением прямых переломов, разрывов и ограниченных размозжений внутренних органов, находящихся в проекции наружных повреждений.
Направление травматического воздействия определяется по соотношению поверхностной и углубленной сторон ссадины, в конце которой имеются лоскутки отслоенного эпидермиса; по соотношению противостоящих стенок ушибленной раны (отвесные или одна скошенная, а другая подрытая); по направлению и характеру (прямой или непрямой) переломов в сопоставлении с локализацией места приложения силы; по последовательному расположению нескольких повреждений (наружных повреждений, переломов, повреждений внутренних органов); по взаимному расположению ударных и противоударных очаговых ушибов коры головного мозга, по взаимному расположению места приложения силы и локализации разрывов связочного аппарата печени.
Ударный вариант травматического воздействия диагностируется по одностороннему расположению наружных повреждений (при отсутствии других); наружных повреждений и находящихся в их проекции прямых переломов костей, разрывов и размозжений внутренних органов; по наличию односторонне расположенных кровоподтеков и ушибленных ран; по наличию вдавленных и террасовидных переломов; по наличию признаков общего сотрясения тела; по наличию повреждений в виде ушибов коры головного мозга: сдавление – по двусторонней (может быть трехсторонней или циркулярной) локализации мест приложения силы и встречному направлению травматического воздействия; по наличию повреждений в виде сплющивания и размятия; по наличию множественных двойных (и более) двусторонних переломов ребер, тазового кольца и т.д.; растяжение – по наличию двух мест приложения силы в сочетании с расходящимися направлениями травматического воздействия; по наличию повреждений в виде рваных ран, непрямых переломов и т.п.; трение – по наличию обширных и неравномерных по глубине поверхностных или глубоких ссадин, сочетающихся с наложением на их поверхности множественных параллельных царапин; по наличию ран, сочетающихся с поверхностным «стиранием» подлежащей кости.
Сила травматического воздействия устанавливается расчетным путем, в основе которого лежит оценка объема и тяжести обнаруженных повреждений.
Число травматических воздействий, как правило, совпадает с числом мест приложения силы, исключая однократное действие предмета с неограниченной поверхностью, приводящее к возникновению нескольких повреждений на выступающих анатомических образованиях одной области.
Взаимное положение травмирующего предмета и поврежденной части тела определяют путем сопоставления ранее установленных фактов места приложения силы, направлении травматического воздействия и сведений о травмирующей поверхности действовавшего тупого предмета. Сопоставление этих сведений с известными обстоятельствами происшествия позволяет исключить или допустить возможность образования обнаруженных повреждений в конкретно предлагаемых условиях.
Совокупность установленных сведений о форме, размерах, рельефе, материале орудия травмы, наслоениях или загрязнениях на травмирующей поверхности тупого предмета позволяет отнести предмет к определенной группе или исключить его возможное отношение к группе предметов с конкретными свойствами.
Идентификация (отождествление) экземпляра травмирующего предмета возможна лишь при совпадении общих признаков (форма, размеры, рельеф, материал) и индивидуальных следов-отображений на травмирующей поверхности предмета (динамические следы – трассы на костях, статические следы, отображающие индивидуальные признаки, появившиеся в процессе эксплуатации или деформации предмета).
Основные вопросы, решаемые при
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 488;