Теории личности в направлениях психологии.

В начале 20 в. в психологии сформировались следующие направления:

· Бихевиоризм(от англ. Behavior – поведение) – американские психологи Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б. Скиннер предложили исследовать факты поведения человека и животных, т.к. считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. не факты сознания, а факты поведения. Поведение – это система реакций на изменение среды, у всякой реакции есть некий стимул. Единицей поведения признали формулу S – R, удовлетворение закрепляет эту связь, разочарование разрушает. Идея Скиннера об управлении поведением через организацию внешней среды многие годы позволяет решать практические задачи, используется в современных теориях обучения.

Личность Уотсон определил как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения.

· Еще одно из основных направлений психологии возникает в период открытого кризиса (1910-1930 - свидетельство развития науки) – психоанализ (фрейдизм, глубинная психология). Так назвал свое учение австрийский врач З. Фрейд. Работая с неврозами и психическими расстройствами, не видел средств для объяснения причины страданий своих пациентов. Поэтому обратился к скрытым, глубинным слоям психике, что до него не было предметом психологии, а после него стали его неотъемлимой частью. По Фрейду, в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления, влечения, нежели сознание и разум. Выделил три основные формы проявления бессознательного: сновидения («царская дорога в бессознательное»), ошибочные действия (оговорки, забывание имен, вещей, намерений) и невротические симптомы.

Первостепенную роль в жизни человека играет либидозная энергия, вытесенная становится причиной неврозов, душевных заболеваний или сублимируется в творчестве. Теория бессознательного Фрейда выделяет 3 сферы психики: предсознание (скрытые, латентные знания, которые в данный момент не присутствуют), сознание (Фрейд ему отводил роль слуги бессознательного) и бессознательного (руководствуется принципами удовольствия и реалистичности – бессознательно человек стремиться к получению удовольствия, но должен считаться с требованиями окружения, соблюдать принцип реальности). Сфера бессознательного, по Фрейду, - основа деятельности.

Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции З. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение. Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды, тем самым вместо биологических ими выдвигались механизмы социального порядка. Однако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечении заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности. Разрабатывая проблему активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности.

Фрейд представлял структуру личности в виде трехкомпонентной модели.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) - противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемого содержания.

Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).

Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

В целом, личность в классическом и ревизованном психоанализе – это продукт преобразованных инстинктивных влечений под влиянием социальных и культурных требований среды.

· Гуманистическая психология – современное направление в психологии, имеющее большое число сторонников в разных странах, особенно среди психологов, занимающихся психологией личности, психотерапией, психологией творчества и т.п. Это направление, появившееся в США в 40-х годах (термин употребил Гордон Олпорт в 30-х г.г.), строилось на основе философской школы экзистенциализма как "третья сила" (в противовес бихевиоризму и психоанализу) и объединило разных, прежде всего западноевропейских ученых, которые критиковали бихевиоризм за механистичность и пренебрежение сознанием и психоанализ – за переоценку роли неосознанных влечений и комплексов. Опыт поведения людей в особых условиях второй мировой войны показал этим ученым, что имеющиеся психологические теорий совершенно недостаточно для объяснения жизненных реалий.

А. Маслоуразработал собственную теорию, реализуя принцип изучения здоровой личности и исследуя личностные качества лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека.На основе полученных результатов была создана теория потребностей, которая включает в себя следующие положения.

1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.

2. Удовлетворение потребности, стоящей на более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.

3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

4. Самоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе», это не обязательно творчество, скорее выполнение того, что они делают наилучшим образом. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.

5. Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего «Я» и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

А.Х. Маслоупредположил, что человек «существо желающее», который редко достигает полного удовлетворения: если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет активность человека. Он считал, что все потребности врожденные и организованы в иерархическую системы (соподчинены):

1. физиологические потребности– самые основные, сильные, неотложные из всех человеческих потребностей, определяющих выживание – потребности в еде, питье, кислороде, физической активности, сне, защите от экстремальных температур, сексе. С этим человек рождается. Учиться, чтобы получить вознаграждение.

2. потребности в безопасности и защите– потребности в защите от физических от психологических опасностей: организованность, стабильность, закон и порядок, свобода от таких угрожающих сил, как болезни, страх и хаос. Эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании человека. Учиться, чтобы не наказали. Эти два уровня для психологически здоровой личности не актуальны.

3. потребности принадлежности (к группе) и любви (социальные) также с первых дней жизни – любовь близких. Это потребности присоединенности к группе и принятие (семье или др.), привязанности к другим. Для подростков особенно важно быть членом какой-то компании, группы. Учиться, чтобы уважали и любили

4. потребности самоуважения (компетентности)Маслоу делит на 2 типа: самоуважение (включает понятия компетентность и свобода, каждому важно знать, что он достойный человек и может справляться с задачами, которые ставит жизнь) и уважение со стороны других (понятия престиж, признание, репутация, статус, оценка и признание – человеку важно знать, что его дела признаются и оцениваются другими). Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя

5. Позднее включены и встроены в пирамиду перед самоактуализацией познавательные потребности(потребности новизны - знать, уметь, понимать, исследовать) Учиться интересно

6. эстетические (потребности красоты – гармония, симметрия, порядок, красота). Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир.

Эстетические и следующий уровень - самоактуализацию считал высшими потребностями, в основании – физиологические.

7. потребности самоактуализации– это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного Я. А. Маслоу, говоря о людях, достигших этого уровня, имел в виду какое-то дело, которому они преданы и считают ценностью. Это не обязательно творческие усилия музыканта, художника; спортсмен, студен, преподаватель, родитель все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Самоактуализация –потребность психологического роста и развития и реализации своего потенциала. Мотивы самопознания, саморазвития, представлений о себе и своих возможностях

Семь групп потребностей одновременно являются и уровнями потребностей. Потребности вышележащего уровня удовлетворяются только тогда, когда удовлетворены нижележащие. Высшие являются генетически более поздними., менее важны для выживания, удовлетворение может быть отодвинуто, от них на время можно освободиться. Высшие менее насущные, удовлетворяя их мы удовлетворяем свои желания, обогащаем внутренний мир, развиваем личность.

Очевидно, что потребности могут приобретать самую разную форму, согласно классификации Х. Мюррея их гораздо больше. Приняв как первичные (органические), выделенные У. Макдугаллом, он выделял: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, родительский, отвращения, самоунижения, самоутверждения, выделил вторичные (психогенные), возникшие на базе первичных под влиянием обучения, воспитания: потребность достижения успехов, аффилиации, агрессии, независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегание неудач, покровительства, порядка (стремление к аккуратности, точности, красоте), игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания.

ТеорияК. Роджерса, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод «клиентцентрированной терапии» очень популярны и влиятельны в научных кругах. Основные идеи концепции К.Роджерса таковы:

1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле».

2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним конфликтам, тревожности, невротическому развитию.

3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, - главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации.

4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации.

5. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является важным фактором ее формирования.

· Теории черт Г. Олпорта, Р. Кеттела– описывает личность как набор внутренних, психологических свойств. Люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных независимых черт, описать личность можно с помощью тестологического обследования. По Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации: 16 факторов: отзывчивость-отчужденность, интеллект, эмоциональная устойчивость-неустойчивость, доминантность-подчиненность, рассудительность-беспечность, сознательность-безответственность, смелость-робость, жесткость-мягкость, доверчивость-подозрительность, мечтательность-практичность, дипломатичность-прямолинейность, склонность к опасениям-спокойствие, радикализм-консерватизм, самодостаточность-конформизм, недисциплинируемость-контролируемость, расслабленность-напряженность.

· когнитивная теория личности Джорджа Келли– человек по природе своей исследователь: все люди выдвигают гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет. Личность – организованная система более или менее важных конструктов (идей или мыслей по осознанию, интерпретации и предсказанию своего опыта), Человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

 








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 555;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.