Художественная культура Европы в XX в.

Основными направлениями развития культуры Европы в XX в. были экспрессионизм, сюрреализм и различные ветви модернизма и постмодернизма. В целом они обозначаются термином авангардизм.

Авангард - это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве, понятие, противоположное академизму. Но и авангардизм имеет свои истоки, поскольку он вырос из искусства модерна 2-ой половины XIX в. Несмотря на принципиальный антагонизм искусства авангарда и традиций духовной художественной культуры, нигилистические призывы участников этого движения, претензии на постижение «чистых сущностей» и выражение «абсолюта» без груза прошлого и примитивного подражания формам внешнего мира, идеи художественного авангарда сродни духовным смятениям искусства на рубеже XIX и XX вв.

Сюрреализм - направление в литературе и искусстве XX в., сложившееся в 1920‑х гг. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.). Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивался в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ, невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма - фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например, оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных. При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо, П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Заметным явлением в сложной борьбе возникавших и сменявших друг друга формалистических направлений был экспрессионизм. Это течение, возникшее в 1905 –1909 гг., не имевшее четкой определенной программы, провозглашало субъективные ощущения и подсознательные импульсы основой художественного творения (немецкие объединения «Мост», «Синий всадник»). Наибольшее распространение экспрессионизм получил на рубеже 1920 – 1930 гг. в Германии, Австрии; возродился во время Второй мировой войны. Экспрессионизм был искусством духовной растерянности, отчаяния, безудержного пессимизма, анархического бунтарства, в основном мелкобуржуазного, индивидуалистического и мистического характера. Основными общими принципами экспрессионизма были сознательное искажение форм реального мира, стремление вызвать у зрителя физиологический страх перед окружающим его хаосом жизни, втянуть его в болезненную экспрессию переживаний художника. Деформация была связана с эстетизацией уродливого и выступала средством выражения протеста художника.

Кандинский Василий Васильевич (1866 – 1944 гг.) - русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины XX в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства. От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и "фольклорным" по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры («Пестрая жизнь», «Дамы в кринолинах»). В 1910 г. создал первые абстрактные живописные импровизации и завершил трактат «О духовном в искусстве» (книга была опубликована в 1911 г. на немецком языке). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т. д.). Не приняв коммунистическую идеологию, Кандинский навсегда покинул Россию в 1921 г. Проживал в Германии. Его космологические фантазии (графическая серия «Малые миры», 1922 г.) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность. После прихода нацистов к власти в 1933 г. Кандинский переехал во Францию, где жил в Париже и его пригороде Нейи-сюр-Сен. Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины - наряду с прежними геометрическими структурами и знаками - биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте («Доминирующая кривая», 1936 г., «Голубое небо»; «Разнообразные действия»). С началом немецкой оккупации (1939 г.) намеревался эмигрировать в США и провел несколько месяцев в Пиренеях, но в итоге вернулся в Париж, где продолжал активно работать. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен 13 декабря 1944 г.

Другой наш замечательный соотечественник - Марк Шагал - график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства. Один из лидеров мирового авангарда XX в., Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и, в то же время, - «вечные». Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд («Над городом»). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма («Ворота еврейского кладбища»). Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами») оказывают большое влияние на развитие сюрреализма. Выехав в 1922 г. в Берлин, в дальнейшем с 1923 г. жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941 – 1947 гг. (эти годы провел в Нью-Йорке). К середине XX в. его авторитет художника-живописца, графика получил мировое признание. По мере достижения пика славы его манера - в целом сюрреально-экспрессионистская - становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов»). С 1955 г. началась работа над «Библией Шагала» - так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий - как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях. В 1973 г. Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 г.

В 1930-е гг. сложились различные ответвления экспрессионизма. Одни художники, как Кандинский, ушли в беспредметничество, другие обратились к примитивизму (П. Пикассо, П. Клее, М. Шагал), некоторые воссоздавали действительность в виде кошмара или хаоса деформированных мятущихся образов (Ж. Руо). Однако были и такие, которые стремились передать напряженность внутреннего ощущения эпохи, создать духовно содержательное искусство, обнажающее трагизм жизни (Г. Гросс, О. Дике). Однако изолированность от общественной борьбы, утрата веры в силу разума и прогресса лишили их возможности убедительно решать проблемы, поставленные перед искусством жизнью. Эстетизация уродства приводила к утрате способности создавать положительные образы. Далеко не все художники, чье искусство несло на себе отпечаток кризиса гуманистических принципов, выступали как сознательные апологеты массовой культуры, некоторые из них (Пикассо, Леже) глубоко и искрение ощущали трагическую враждебность для искусства нравственных и этических норм и принципов, утверждаемых в обществе массовой культурой XX в. В своей основе течения экспрессионизма были стихийно нигилистическими и воплощали неопределенность субъективно бунтарских порывов художников.

Модерн (направления, основные представители)

Модерн - стиль в европейском и американском искусстве конца XIX в. – 1910-х гг. В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры XIX в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание «ковровых» орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов - графика. Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству XX в. В конце XIX в. с зарождающимся стилем были в той или иной мере связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы "Наби" во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бердсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.

Значительное распространение в первое десятилетие XX в. получил ряд направлений, связанных с отходом буржуазной культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности, которая все более вызывала у многих художников страх и ненависть. Многочисленные калейдоскопически сменявшиеся течения объединяются понятиями «модернизм», «модернистические направления». Выступления художников-модернистов принимали форму анархического эстетического бунта против установившихся традиций и канонов искусства. Однако в действительности в их лихорадочных исканиях еще преобладали ошеломляющие зрителя узкоформальные «открытия», приводившие к всевластию субъективного, случайного или отвлеченно-рационалистического начала.

По существу, деятельность этих художников представляла собой уход от основного реалистического и гуманистического пути развития мирового искусства. В этом была суть дела, а не в том временном конфликте с буржуазным потребителем искусства, который некоторые представители прогрессивной интеллигенции принимали за проявление революционности. Однако творчество таких больших мастеров, как, например, Матисс, Пикассо и другие, по существу, выходило за пределы программы этих направлений, иногда порывало с модернизмом. Стремление найти связь с жизнью, решить большие социальные проблемы порождало в их творчестве мучительные противоречия. Элементы реализма то в скрытом, то в более явном виде пробивались в искусстве сквозь различные деформирующие приемы передачи действительности.

Фовизм

Первым художественным течением в XX в., начавшим отход от принципов реализма, был фовизм, получивший название от французского слова, обозначающего зверей хищной породы. Это слово неточно было переведено термином «дикие», который привился в нашей литературе. Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 г. против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салонного искусства. Однако эти живописцы критиковали натурализм не с реалистических, а с формалистских позиций. Фовисты не имели общей эстетической программы, их объединяли декоративный характер живописных исканий, утверждение права художника на субъективное видение мира, уход от решения общественных проблем. Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм, их пластической деформации, в отрицании линейной перспективы и иллюзорности, в цветовой экспрессии. В группу входили различные по своему творческому лицу художники: исполненный вечной мечты о гармонии мира Матисс, отличающиеся повышенно экспрессивным восприятием мира Вламинк, острой гротескностью и трагизмом образов Руо. Фовизм лишь краткое время объединял художников. Каждый из участников группы пошел собственным путем, изменив творческие принципы и приемы.

Кубизм

Следующим этапом в формировании формалистической живописи был кубизм, возникший почти одновременно с фовизмом. Он зародился в 1907 г. в Париже и был первым открыто формалистическим течением. Основоположники кубизма - Пабло Пикассо и Жорж Брак. Как уже упоминалось, художники-кубисты исходили из положения Сезанна о том, что в основе натуры лежат простые геометрические объемы - шар, цилиндр, конус, хотя сам Сезанн никогда не обнажал геометрической структуры предметов, лишь подразумевая ее при построении объемов. В картинах кубистов вещи разлагаются на составные части, на простейшие геометрические формы, образующие не предметы реальности, а произвольные схемы, «новую реальность», созданную «свободным воображением художника». Реальный мир с его многообразием форм поглощается геометрическими формами, удручающими тяжелой напряженностью, ритмическими диссонансами, острым сдвигом плоскостей. Объемы изображаются с различных точек зрения и превращаются в механическую комбинацию отдельных частей. Действительность предстает в картине изломанной, распадающейся. Главными критериями оценки произведения провозглашались конструктивность, геометрическое совершенство, а не его идейное эстетическое содержание. Отказ от передачи качественного своеобразия предметов реальной жизни привел художников к уходу в мир «чистых форм», где действует закон равновесия хаотических объемов, цветовых пятен и линейного ритма. Реальный мир обесцвечивается. Колористическое решение в ранний период кубизма ограничивалось условными, почти монохромными тонами - тяжело-коричневыми, серо-стальными, желто-зелеными, охристыми и белыми. В поисках так называемых «первоэлементов» вещей кубисты по существу отказывались от образа человека как объекта искусства вообще, от изучения его зримого облика, красоты его тела, так и от передачи чувств, идей и постижения общественного содержания жизни. Идеал «прекрасного человека», как и весь окружающий мир, разрушается из-за деформации и дробления форм. В кубизме нашло отражение антигуманистическое направление буржуазной культуры XX в. Влияние кубизма на дальнейшее развитие формалистической живописи было велико.

Футуризм

Формой, откровенно далекой от реализма, был также возникший в 1909 г. футуризм (от слова «футурум» - «будущее»), существовавший до 1930-х гг. В футуризме искажение и деформация образа реального мира носили характер субъективного произвола. Группировка художников-футуристов, выступавших в 1910 г., провозгласила своей целью разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи и современных капиталистических больших городов. Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку. Они стремились передать в живописи внутреннюю динамику предмета, перенасыщенность сознания современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений. Главным фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотичной динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве. Футуристы предвещали крах современного искусства, видели новое не в социальном переустройстве жизни общества, а в торжестве современного техницизма, подавляющего человека. Наиболее яркое выражение футуризм нашел в Италии в творчестве У. Боччони, Д. Северини, Д. Балла, К. Кара - авторов беспокойно-хаотичных композиций.

Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье - один из основоположников модернизма в архитектуре. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал - простота и точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машинной, современной техникой, Ле Корбюзье, в отличие от многих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов. С годами Ле Корбюзье постепенно отходит от известного аскетизма своих ранних исканий, обращает все большее внимание на образную, гуманистическую ценность зодчества.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1919;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.