Реализм в художественной культуре
Важнейшей фигурой европейского художественного реализма является Густав Курбе. Париж узнал о существовании молодого художника в 1844 г., когда Курбе выставил в Салоне «Автопортрет с черной собакой» (1842 г.). На картине красивый юноша с длинными волосами, он мечтательно смотрит на зрителя. У него за спиной скалистый пейзаж родного края, рядом большая собака с шелковистой черной шерстью. В 40-х гг. художник познакомился с поэтом Шарлем Бодлером, барбизонцами, известными критиками. Общение с этими людьми привлекло внимание Курбе к проблемам современности.
В Салон 1850 г. Курбе предложил две картины: «Дробильщики камней» (1849 г.) и «Похороны в Орнане» (1849 – 1850 гг.). На первой из них художник изобразил двух рабочих, молодого и старого, раскалывающих камни на дороге. Молодой рабочий полон сил, но в его позе нет уверенности и надежды. Еще более унылый и обреченный вид у старика. Коричневатый тон картины усиливает безрадостное настроение. Картина не сохранилась, она была потеряна во время Второй мировой войны. «Похороны в Орнане» - огромное полотно площадью двадцать один квадратный метр, на котором Курбе расположил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Картина имела сложное программное содержание: скончался дед художника (поэтому в композиции присутствует автопортрет мастера) - современник Великой французской революции. Его друг стоит у могилы в костюме конца XVIII в. и как бы вопрошает: какое поколение идет нам на смену? Через пять лет несколько работ Курбе не приняли на Всемирную выставку. Тогда обиженный художник возвел на собственные деньги павильон, назвав его «Павильоном реализма», и выставил в нем сорок произведений, главным среди которых было полотно «Мастерская художника» (1855 г.). Картина «Мастерская художника» имела развернутое название «Мастерская художника, или Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей художественной жизни». В центре большого полотна - сам Курбе, пишущий пейзаж. У него за спиной - обнаженная модель - символ жизнеутверждающей творческой энергии. Справа - друзья художника, в том числе поэт Шарль Бодлер, слева - социальные аллегории. Картина написана в теплых коричневато желтых тонах. Она стала одним из лучших произведений мастера.
В 60-х гг. Курбе все сильнее привлекали пейзажи и натюрморт. В них мастер находил правду и естественность, соответствовавшие его творческим поискам.
Популярность Курбе как борца за новое искусство сделала художника активным участником революции 1870 г., а затем Парижской Коммуны (он был председателем Комиссии художников по охране памятников искусства). Когда Коммуна пала, его приговорили к шести месяцам тюремного заключения.
Опасаясь дальнейших преследований, в 1873 г. Курбе уехал в Швейцарию. В маленьком городке Турде Пейльц он снял старую пустую гостиницу, на втором этаже которой устроил мастерскую. Здесь прошли последние годы жизни художника.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 343;