Виды художественной деятельности

Содержание и структура стандарта второго поколения по изобразительному искусству.

Изобразительное искусство - это обязательный учебный предмет в общеобразовательной школе, который введен в 1970 году вместо предмета «рисование». В процессе обучения школьников решаются актуальные задачи художественного образования, духовной культуры личности, способствующие нравственному и эстетическому воспитанию.

Образование в начальной школе является базой, фунда­ментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированность универсальных учебных действий(УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: заклады­вать основу формирования учебной деятельности ребенка — систему учебных и познавательных мотивов, умения при­нимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планиро­вать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Примерная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, в которой приводятся общая ха­рактеристика названного предмета, ценностные ориентиры со­держания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета;

основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного материала. Курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников. Материал этих тем не является обяза­тельным для усвоения (предлагается учителем с учётом уровня подготовленности и типа работы учеников) и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся;

варианты тематического планирования, в которых дано ориентировочное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также представлена характеристика деятельности учащихся (в соответствии со спецификой предмета);

рекомендации по материально-техническому обеспече­нию учебного предмета. Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П — комплект для работы в группах (один на 5—б уча­щихся).

Тематическое планирование по каждому предмету пред­ставлено разными вариантами. Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе.

Изобразительное искусствопредставлено двумя вариан­тами с примерным распределением учебных часов по разде­лам курса. Первый вариант тематического планирования пред­усматривает изучение изобразительного искусства в объёме 134 ч и обеспечивает достаточную подготовку школьников для продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывного образования. Второй вариант ориентирован на расширенное изучение отдельных разделов курса и преду­сматривает 268 ч за счёт интеграции изобразительного искус­ства и технологии. Варианты различаются логикой построения содержания и расставленными акцентами. Первый вариант построен по модульному принципу, второй —по блочно-тематическому. На первый взгляд второй вариант программы мо­жет показаться проще и доступнее, так как деление содержа­ния по тематическому принципу привычнее. Однако специфи­ка изобразительного искусства заставляет в каждом тематическом блоке возвращаться к языку художественной вы­разительности искусства. Первый вариант исключает подобные повторения, но даёт возможность авторам программ и учеб­ников складывать из составляющих каждого модуля, как из пазлов, новые конструкции программы. Использование в обо­их вариантах большего числа вариативных тем и творческих заданий, связанных с различными видами художественной деятельности, позволит закрепить знание основ языка искус­ства, навыки художественной деятельности и восприятия ис­кусства. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становленияинтел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать
свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачахобучения:

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Основные содержательные линии варианта I

Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуни­кативно-нравственную сущность художественного образова­ния: «Виды художественной деятельности», «Азбука искус­ства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-твор­ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содер­жание учебного материала, второйдаёт инструментарий для его практической реализации, третийнамечает ду­ховно-нравственную эмоционально-ценностную направ­ленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каж­дом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» перво­го блока подразумевает отнесение воспринимаемых произве­дений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, какего выполнять. В комплексе все блоки направлены на реше­ние задач начального художественного образования и воспи­тания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-раз­ному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изу­чение. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

Основные содержательные линии варианта II

Данный вариант программы интегрирует предметы «Изоб­разительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 ч в неделю. Художественный подход к предмету «Технология» позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи. Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный харак­тер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразитель­ном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «При­общаемся к культуре народов мира». В каждый блок включе­ны темы, направленные на решение задач начального художе­ственного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщённом виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволя­ет создавать различные модели курса изобразительного искус­ства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изучение. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 32 учебных часа на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчика­ми программ для авторского наполнения указанных содержа­тельных линий.

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства.Особенности худо­жественного творчества: художник и зритель. Образная сущ­ность искусства: художественный образ, его условность, пере­дача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственнос­ти и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фо­тография и произведение изобразительного искусства: сход­ство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о бо­гатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ве­дущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эр­митаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представле­ние о роли изобразительных (пластических) искусств в по­вседневной жизни человека, в организации его материально­го окружения.

Рисунок.Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фло­мастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с раз­личными графическими материалами. Роль рисунка в искус­стве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средства­ми рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись.Живописные материалы. Красота и разнообра­зие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред­ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо­писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура.Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с плас­тическими скульптурными материалами для создания вырази­тельного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульп­туры. Основные темы скульптуры. Красота человека и живот­ных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн.Разнооб­разие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементар­ные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вы­резание). Представление о возможностях использования навы­ков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство.Истоки декоратив­но-прикладного искусства и его роль в жизни человека. По­нятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и де­коративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в при­роде как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведе­ниями народных художественных промыслов в России (с учё­том местных условий).

2.Роль тематического рисования в развитии творчества, фантазии, воображения, наблюдательности, мыслительной активности младших школьников.

Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д.

Задачами тематического рисования(композиции) являются:

1.Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.

2.Творческая переработка своих чувств и переживаний.

3.Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.

4.Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.

Тематическое рисование в школе это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.

Нашей задачей является: развивать у детей образное мышления и научить их переводить в художественные образы свои мысли и представления. Тематическое рисование развивает фантазию, творческое воображение, инициативу, заставляет анализировать виденное и отражать характерное, развивает и укрепляет память.

В детском рисунке различают 5 характерных периодов.

1.Процессуальный рисунок. Ребенок в возрасте от 1 до 1,5 лет заинтересован в получении на бумаге следа от карандаша, ручки, фломастера и т. д.

2. Каракульный период. В рисунках детей, с 1,5 до 3-х лет, появляются замкнутые кривые. Ребенок трактует свой рисунок каждый раз по новому.

3.Схематический период. С 3-х до 5 лет у ребенка появляется попытка собрать в едино характерные признаки предмета. Любимой темой является изображение человека, в начале в фас, а затем и в профиль.

4.Период правдоподобного рисунка. С 5 лет дети подмечают характерные признаки предметов и логически их соединяют. Для убедительности используют «прозрачность рисунка», например, при рисовании дома видно внутреннее убранство комнат и находящихся там людей.

5.Период пластического рисунка. С 7-8 лет дети начинают пытаться передавать объем и пространство. Вначале изображают один предмет, позднее обращают внимание на соотношение предметов.

В 7-8 летнем возрасте естественное состояние графических навыков, привычный способ изображения предметов по памяти, позволяют ребенку рисовать быстро, смело, иногда довольно выразительно, не задумываясь над детализацией изображения.

Уроки тематического рисования должны быть расположены в плане занятий таким образом, чтобы между ними на уроках рисования с натуры, лепке, дети накапливали навыки и приемы, которые давали бы положительные изменения в качестве работы над рисунком.

Особое значение приобретает необходимость предварительного, целенаправленного накопления впечатлений имеющих отношение к изучаемой теме, например: внеклассное наблюдение природы, предметов на местности, человека в движении, животных, транспорта и т. д.

Виды рисования на темы.

1.Рисование по замыслу детей или на свободную тему.

2.Рисование на литературные темы требует умения учителя выделить наиболее характерные моменты в литературном произведении и учесть возможность их изображения графическими средствами.

3.Иллюсстрирование сказок является подразделом предыдущего вида рисования и пользуется у детей большой любовью и хорошо у них получается.

4.Изображение сюжетов из окружающей действительности: «Какой бывает дождик?»,«Осень в городе», «Уборка урожая», «Зимние забавы», «Мир нашего аквариума», «Мы в театре, цирке» и т.

5.Рисование по заданной линии.

3. Особенности тематического рисования

Тематическое рисование правильнее назвать композицией. Композиция - (от лат.) что означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция, это изображение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. Это распределение, изображение на листе бумаги, холсте предметов, явлений, действий людей, связанных какой – либо идеей.

Как вы знаете, большинство композиций на темы связаны с изображением человека в движении, архитектурных строений, природы, животных. Поэтому разберем именно эти моменты в изобразительном искусстве.

Фигура человека является одним из самых сложных объектов изображения. Рисовать нужно от общего к частному, т. е. от крупных деталей к мелким. Рисование фигуры человека облегчает знание ее пропорций.

Пропорции (в переводе с лат. означает «соотношение, соразмерность») – размерные соотношение частей предмета между собой, или между различными предметами или объектами. Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.

Египтяне положили в основу деления фигуры 21 часть. Из них 19 равных частей приходились на саму фигуру, а 2 части - на изображение традиционного головного убора.

В древней Греции систему идеальных пропорций человеческой фигуры создал скульптор Поликлет в V в. до н. э. Его теоретическое сочинение на эту тему называлось «Канон», а выражением этой системы на практике явилась его статуя «Дорифор», что означает копьеносец.

В основе определения пропорции лежит метод сравнения. В художественной практике существует известный метод определения пропорции называемый визированием.

За единицу меры при определении пропорции фигуры человека взята высота головы человека.

У взрослого человека высота головы занимает от всей высоты 1/8 у мужчины и 1/7 у женщины.

У подростка – 1/6.

У ребенка 3-х, 5-и лет – 1/4.

Длина ног равняется половине всей высоты человека.

Предплечье и плечо руки примерно равны между собой.

Голень и бедро ноги так же равны.

Концы пальцев опущенной руки находятся чуть ниже середины бедра.

Локоть соответствует линии талии.

Портрет.

Античные художники установили классические пропорции лица человека.

1.По вертикали от темени до подбородка лицо делится на 2 равные части линией, называемой впадиной глаз.

2.Высота лицевой части (без волосяного покрова) делится на 3 равные части, где 1-я линия это брови, а 2-я – нижняя часть носа.

3.На расстоянии 1/3 от носа вниз – линия рта.

4.Высота уха равна расстоянию от бровей до основания носа.

5.Расстояние между глазами равно ширине носа или длине глаза.

6.Уголки рта заканчиваются на продолжении линии середины глаз.

Рисование деревьев разных пород (береза, дуб, ель, сосна).

Чтобы передать в рисунке те или иные породы деревьев надо изучить их конструктивную основу, пропорции, строение. Взаимосвязь стволов, ветвей. Очень важно помнить, что дерево – живой организм, поэтому в своей жизни оно переживает молодость, зрелость и старость.

Последовательность рисования деревьев соответствует обычному порядку: от простого переходят к сложному, от общего к частному и затем опять к общему. Рисовать дерево нужно в следующем порядке (на примере сосны):

а) наметить ствол и определить какое место, на рисунке займет крона и какое – видимая часть ствола; справа и слева отметить ширину кроны, т.е. контуры крайних ветвей;

б) определить толщину ствола и основные очертания кроны;

в) точнее наметить форму всей листвы;

г) работая тоном, листья передавать общей массой, а не вырисовывать отдельные листочки. (Дуб, клен, осина)

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компоненты научного аппарата психолого-педагогического | Основные таксономические ранги систематики высших растений и примеры таксонов




Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 6306;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.