Гегель о культуре как форме отчуждения абсолютного духа

Новое понимание культуры внес великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Он изложил свою концепцию культуры в работах «Философия права» и «Философия истории».

В них Гегель анализирует историю самораскрытия мирового разума.

По Гегелю, подлинной реальностью бытия является абсолютная идея.

Она развивается сначала в логике, затем отчуждается в природу и возвращается к себе в форме абсолютного духа.

Культура для Гегеля – это способ самопознания абсолютного духа и самого человечества.

Культура воплощается в человечестве, в народах, в отдельных личностях, проявляется через их деятельность и познает себя, выражаясь в продуктах духовного творчества людей.

В индивидах она выступает как субъективный дух, в обществе – как объективный дух, и, наконец, в духовной культуре – как абсолютный дух.

Важнейшим свойством культуры является творчество – создание нового, при котором оно не уничтожает старого, сохраняет его.

Из потребностей человека на основе труда возникает культура.

Вначале – это практическая культура как потребность и привычка вообще чем-либо заниматься, что развивает рассудок, внимание, память, привычку ограничивать себя, дисциплину.

А затем появляется теоретическая культура – многообразие представлений и познаний, подвижность и быстрота этих представлений, схватывание всеобщих отношений – развитие разума.

Основополагающей силой исторического процесса Гегель считает разум, который не только познает мир, но и способен его преобразовывать.

Поэтому Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как ход развития разума.

Он приходит к идее, что каждая историческая эпоха представляет собой определенную ступень в развитии человечества (и в самопознании абсолютного духа).

Сущностью абсолютного духа является свобода, поэтому всемирная история есть прогресс в сознании свободы.

В каждую эпоху носителем мирового духа, разума является определенный народ.

Дух этих народов, которые Гегель называл всемирно-историческими, представляет собой ступени сознания свободы.

Панлогизм гегелевской концепции истории и культуры явился кульминацией рационализма Просвещения.

Но жизнь, повседневный опыт постоянно опровергали эти идеи, менялся сам мир, который уже невозможно было объяснить в рамках классической философии.

Наступала новая эпоха, которая требовала новой философии, новых подходов к анализу культуры.

 

 








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 995;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.