Эстетика от эпохи Возрождения до ХХІ века

 

Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс - около столетия, Высокий Ренессанс - всего лет тридцать. Его окончание связывают с 1530 г. - итальянские государства тогда утратили свободу. Человек Возрождения так долго пытался стать с Богом рядом, что в конце концов сам поверил в эту возможность. Материализация этой возможности и произошла в фигурах двух титанов.

Радостное открытие ценности человеческого тела в эпоху кватроченто сменилось в XVI в. вновь обретенным пониманием того, что человек не есть просто функция тела. Но к пониманию человека как функции духа прийти было тоже невозможно. Это противоречие существует всегда и всюду. Ренессансное сознание, по-видимому, не могло вместить в себя смерть. Ренессансный человек не мог взглянуть ей в глаза с той прямотой, которые доступны последовательно религиозному или атеистическому сознанию. Но ренессансный человек был человеком с религиозными традициями и отсутствием религиозных потребностей, - и почва уходила у него из-под ног. Возрождение в целом (и Высокое Возрождение в частности) пыталось совместить духовность и телесность, вечность и потусторонность. Мысль о смерти была несовместима с мифом о человеке, который творил Ренессанс, с героической и гармоничной личностью, о которой он мечтал. Ренессансная культура принципиально не трагедийна по своей конструкции, но поскольку человек по своей конструкции принципиально смертен, то трагическое следовало за этой культурой подобно легкой, но неотвязной тени.

Почему в культуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на человека - антропоцентризм? С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явилась городская культура.

Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на широкие слои народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой.

В эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства.

 

Одной из важнейших особенностей эстетики Возрождения является тесная связь с художественной практикой. Это предметная эстетика, ставившая целью решение конкретных вопросов искусства. Согласно гуманистам, мир по своей глубокой сущности прекрасен: красота лежит в его законах. Искусство должно открыть эти объективные законы и руководствоваться ими.

Главный тезис эстетики Возрождения – это положение о том, что искусство является отображением действительности. Требуется воспроизведение в искусстве природы и человека, как совершеннейшего творения природы. Несмотря на то, что эстетика Возрождения не представляла абсолютно однородного явления, она была реалистической эстетикой, тесно связанной с художественной практикой, направленная на действительность.

Центральной фигурой эстетической мысли Ренессанса был итальянский художник, архитектор и гуманист Леон Батист Альберти (1404-1472). Свое учение о прекрасном он изложил в трактате «Об архитектуре». Мыслитель сущность прекрасного видел в гармонии: хотя красота архитектуры и определяется математически, однако без гармонии, суть которой в упорядочении частей, прекрасное невозможно. Каждый вид искусства имеет свои элементы гармонии. Так в музыке – это ритм, мелодия и композиция, в скульптуре – мера и пропорции. Альберти пытался объяснить прекрасное через его антипод – безобразное. Он считал, что задачей искусства является не подражание безобразному, не исправление его, а сокрытие, утаивание.

Эпоха Возрождения поставила в центр внимания своего времени фигуру художника. Именно художник признавался идеалом для людей этой эпохи. Он должен быть универсально образованным человеком, и практически все художники Ренессанса стремились соответствовать этим высоким требованиям. Свидетельством этому является творчество Леонардо да Винчи. Важное место в эстетической концепции Леонардо занимает проблема прекрасного в искусстве. Сущность его состоит в наличии всей гаммы эстетических ценностей – прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Художник, сопоставляя их, усиливает выразительность прекрасного в искусстве.

Значительное место в эстетике Ренессанса отводится проблеме пропорции, которая признавалась предпосылкой совершенства и прекрасного. Этой проблеме посвящен труд Луки Паччоли «О божественной пропорции». Учение о пропорции составляет основу эстетической теории немецкого художника Альбрехта Дюрера. Суть красоты человеческого тела Дюрер видел в правильных пропорциях, при этом он абсолютизировал роль математических вычислений: разработал шкалу измерений, которая содержала 1800 частей человеческого тела.

 

 

В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический «стержень» художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV – XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о так называемом просветительском реализме.

Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода обычно связывают с критическим реализмом XIX столетия, пародией на который стал мифический «соцреализм». А социально-исторический или критический реализм XIX в. был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусства: реализма Возрождения и реализма Просвещения. Но в истоках он связан также с революционным романтизмом. С последним реализм сближает отрицание бесчеловечных буржуазных порядков, обращенность к духовному миру человека.

 

 

Новое время в Европе зарождается классицизм (лат.classicus - первоклассный) - направление в эстетике XVII-XVIII вв. Родиной классицизма считается Франция. Эстетика классицизма ориентировала на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией. Для эстетики характерны отвлеченная типизация образов, регламентация жанров, форм, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыблемым правилам и канонам.

Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Николя Буало (1636-1711). Духовную красоту он ставит выше физической, а произведения искусства - выше творений природы. По Буало, художник в своем творчестве должен руководствоваться строгими правилами. Регламентация жанров разделяет их на «высокие» - ода, поэма, трагедия и «низкие» - эпиграмма, басня, комедия. Образцом искусства признавалось античное искусство. Буало также считает, что искусство выполняет функцию катарсиса.

 

 

Эстетика классицизма подвергалась критике в следующую эпоху- эпоху Просвещения. Французские просветители главное внимание уделили выяснению социальной функции искусства и познавательной природы художественного творчества. Вольтер, Дидро, Гельвеций, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-социальный аспект искусства, а с другой стороны - указывают на то, что искусство может выполнить свою высокую миссию, если будет давать праведное отражение реальности. В развитии эстетической мысли Просвещения особенно весомы заслуги Дени Дидро (1713-1784). По убеждению Дидро, природа выше искусства. Художник никогда не создаст такое произведение, которое бы превосходило природу, ибо копия никогда не способна полностью воспроизвести оригинал.

Из немецких просветителей. И.Гердер (1744-1803) впервые поставил вопрос, о необходимости исторического подхода к художественной культуре. Красота, по Гердеру, возникает из жизни, которая выше искусства. В основе прекрасного лежит истина, всякая красота должна вести к истине и добру.

Глубокую трактовку у немецких просветителей получили фундаментальные эстетические понятия: прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, а также вопросы, связанные с общественной природой искусства (его социальная обусловленность, место в жизни общества).

Эстетика Просвещения утверждала за искусством функцию воспитания посредством прекрасного, возвышенного, а также гармоний, вкуса. Мыслители Просвещения, в отличие от античных философств, считали «искусством искусств» поэзию.

Эстетика как самостоятельная наука сформировалась в середине ХVIII в. благодаря немецкому философу и теоретику искусства Александру Готлибу Баумгартену Эстетика, по Баумгартену, относится к теории познания – гносеологии, как и логика. Различия между логикой и эстетикой состоят в следующем: эстетика связана с чувственным познанием, а логика – с интеллектуальным; эстетика изучает суждения вкуса и ведет к познанию прекрасного, а логика изучает суждения разума и ведет к познанию истины. Исходя из этого, Баумгартен называл эстетику наукой о чувственном познании, которая познает прекрасного, законы его воссоздания и восприятия.

Эстетика Баумгартена оказала значительное влияние на эстетические концепции представителей немецкой классической философии И. Канта и Г.Гегеля.

Эстетические взгляды Канта изложены в его труде «Критика способности суждения». Впервые в истории эстетической мысли Кант доказывал, что сфера эстетического – это самостоятельная сфера человеческого опыта, человеческого духа. Она лишена утилитарного интереса и заключается в бескорыстной творческой деятельности. Человек, в системе Канта, оказывался связующим звеном между миром ноуменов и феноменов. Кант анализировал способности человека, его психики (представления, желания, чувствования).

В «Критике способности суждения» основным предметом исследования выступает чувственность человека. Кант показывает, что с формой человеческой чувственности имеет дело способность суждения (а не теоретическая и практическая философия). Способности суждения присуща «рефлектирующая способность суждения». Рефлектирующая способность суждения сопровождается чувством удовольствия или неудовольствия. Искомая целесообразность (некое приобщение к миру ноуменов) всегда фиксируется чувством удовольствия. Целесообразность выражается в эстетическом суждении о прекрасном и в телеологическом суждении о возвышенном. В своей аналитике Кант разбирает прекрасное и возвышенное.

Прекрасное – центральная категория его эстетики. Оно зависит от рефлектирующей способности суждения, от эстетического вкуса, т.е. носит не объективный, а предельно субъективный характер. Обоснование возвышенному Кант также находит в человеческом духе. Грандиозные захватывающие явления природы не поражают сами по себе, а лишь дают повод человеку почувствовать величие и возвышенность его духа, человеческого, который сам бесконечно превосходит природу, мир феноменов.

Гений у Канта – прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило. Сферой деятельности гения являются изящные искусства. Оригинальность – первое свойство гения. Произведения гения всегда показательны. Произведение гения – это пример для подражания, со стороны другого гения, в котором оно пробуждает чувство собственной оригинальности.

Существенную роль в развитии эстетики сыграл Гегель. Он читал лекции по эстетике в университетах Европы. Результатом является труд «Лекции по эстетике». Гегель отмечал, что предметом эстетики должно быть «царство прекрасного». Он негативно относился к термину «Эстетика» и считал, что его следует заменить другим – «философия искусства» или «философия художественного творчества». Гегель - «прекрасное» отождествлял с искусством, отсекая от предмета эстетики все, что находиться вне искусства. Одной из важнейших категорий эстетики Гегеля была категория идеала, которая составляет цель искусства. Эта мысль стала альтернативой взглядам Аристотеля и просветителей, которые цель искусства видели в подражании.

В развитии искусства XIX в. можно выделить два основных этапа: эпоха романтизма (первая половина XIX в.) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до Первой мировой войны).

Термином «романтизм» обозначается обычно идейное и художественное движение, возникшее в европейских странах на рубеже XVIII и XIX вв. и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Романтики объявили беспощадную борьбу омертвевшим рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к яркому национальному и индивидуальному своеобразию, к правдивому выражению характера, к постижению богатства человеческих чувств.

Постоянное брожение в Европе, связанное с незавершенностью цикла буржуазных революций, развитием социальных и национальных движений вряд ли могло найти более адекватную форму выражения в искусстве, чем романтическое бунтарство, присущее культуре нового времени признание высокого ценностного ранга личности и неповторимости личности. Тем самым романтизм может рассматриваться как продолжение новой традиции и перенос принципов свободной конкуренции, личной свободы и инициативы в область морали, искусства, духовной жизни в целом. Особенно высоко ценится, наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника.

Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств». С одной стороны, так решалась конкретная задача обеспечения максимальной живости и естественности художественного впечатления, полноты отображения жизни. С другой стороны, она же служила глобальной цели. Искусство развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. «Синтез искусств» - это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.

Романтизму присущ образ Свободы, в котором наиболее отчетливо проглядывает одна из самых главных, определяющих особенностей романтизма – индивидуализм. Ведь желание Свободы присуще лишь сознанию индивидуалистическому.

Немецкий романтик Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (1763-1825), известный под псевдонимом Жан-Поль, представляет оригинальную концепцию гения.

 

 

Идею связи эстетики и прекрасного развил Н.Г.Чернышевский. Определяя предмет эстетики через понятие прекрасного, он не ограничивал его сферой искусства, а настаивал на способности этой науки к всестороннему охвату жизни. Он считал, что значение эстетики как науки о прекрасном слишком узки, ибо при этом нивелируются категории возвышенного, трагического, комического. Помимо этого прекрасное не ограничивается только сферой искусства. По мнению Чернышевского, «прекрасное есть жизнь». Прекрасное проявляет себя в действительности и в искусстве.

В эстетике марксизма возникновение искусства рассматривалось в контексте культурно-исторического процесса, подчеркивалось, что подлинными творцами эстетических ценностей являются народные массы.

Эстетика ХХ-ХХI вв., предстает сложным и противоречивым явлением. В ХХ в. эстетическая проблематика весьма продуктивно развивается не столько в специальных исследованиях, сколько в контексте других наук, прежде всего, в теории искусства, художественной практике, психологии, социологии, семиотике, лингвистике.

В середине и второй половине ХХ в. начали формироваться, а сегодня всесторонне развиваются новые направления, среди которых интуитивистская эстетика (А.Бергсон, Б.Кроче, Г.Рид), психоаналитическая эстетика (З.Фрейд, А.Адлер), феноменологическая эстетика (Э.Гуссерль, М.Шелер, М.Мерло-Понти), экцистенциалистская эстетика (Л.Шестов, Н.Бердяев, Ж.-П.Сартр, А.Камю), структуралистская эстетика (К.Леви - Стросс, Р.Берт, Ф.Шлейермахер, Г. Гадамер).

Основоположником интуитивистской эстетики является французский философ, лауреат Нобелевской премии А.Бергсон. Его волновала проблема познавательной деятельности человека, который, по мнению Бергсона, наделен двумя видами познания – интеллектом и инстинктом, сформировавшимся в процессе исторического развития. Интеллект и инстинкт являются основой третьей формы познания – интуиции. Результатом существования интуитивной формы познания явилась сфера эстетического и художественного творчества. Бергсон разработал собственную теорию искусств, основная идея которой – искусство абсолютно независимо от реальности. Если бы искусство было связано с действительностью, то творцом – художником мог бы стать любой. Следовательно, искусство – это призвание избранных. Идеи Бергсона оказали значительное влияние на современную литературу. Последователи интуитивистской эстетики Бергсона стали итальянский философ Б.Кроче и английский эстетик Г.Рид.

Психоаналитическая эстетика возникла на основе психологического и философского учения З.Фрейда. Одной из концепций его психоанализа является концепция бессознательного. Он считал, что все процессы психической жизни человека бессознательны. Сознательная жизнь человека лишь малая частица в сравнении с бессознательным, в котором властвуют несознательные инстинкты, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Однако в процессе социализации на человека накладываются определенные ограничения на удовлетворение этих потребностей, они вытесняются в сферу инстинктивной психологической энергии (либидо). Одной из возможных реализаций поглощенной инстинктивной энергии является творчество. Преображенное либидо – источник творческой активности человека.

В теории психоанализа Фрейд уделяет особое внимание феномену сновидений. Он стремился разъяснить символику снов. Фрейд использовал анализ сновидений при исследовании специфики художественного творчества деятелей искусства. Так, он работал над расшифровкой некоторых произведений Леонардо да Винчи, В.Шекспира, В.Гете, Т.Манна, Ф.Достоевского. В наше время метод психоанализа стал использоваться в исследованиях украинских и русских психоаналитиков и эстетиков. С точки зрения психоанализа стали изучаться жизнь и творчество А.Пушкина, Н.Гоголя, Л.Толстого.

Экзистенциалистская эстетика основывалась на философии экзистенциализма, которая возникла на рубеже ХІХ – ХХ вв. в России (Л. Шестов, Н. Бердяев) и достигла расцвета в Германии в первой половине ХХ в. (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и во второй половине ХХ в. во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю). В развитии экзистенциалистской эстетики огромную роль сыграла французская традиция.

Ж.П. Сартр основное внимание уделял чувственной природе человека, эстетического восприятия, художественного творчества художественного образа. Он выступил против традиционной концепции подражания в процессе рождения произведений искусства. По мнению Сартра, образ связан только с воображением и является состоянием сознания.

Основная идея философии А. Камю состояла в том, что «жизнь-это абсурд, ложь». Доказывая эту идею, он ссылалсяна героев Достоевского. Идеи абсурдности бытия нашли отражение также во французской драматургии абсурда (С.Беккет, Э.Ионеску). «Театр абсурда» отказался от сюжета, развития характеров. Подчеркивается гротеск, пародия, трагикомедия.

Особое место в эстетической мысли 50-70 гг. ХХ в. занимала феноменологическая эстетика, на которую повлияли идеи философов Э.Гуссерля и М.Шелера. В русле феноменологической эстетики творил польский эстетик Р.Ингарден. Основная проблема его исследований – эстетическое переживание. Своеобразно мыслитель решает проблему отличия художественной и эстетической ценности. К эстетическим ценностям он относил динамичность, экспрессивность, драматичность, ясность, изящество, оригинальность предмета искусства. Художественная ценность стимулирует эстетическое переживание, дает особенную радость при восприятии произведения искусства.

Начиная с 20-30 гг. и на протяжении всего ХХ в. особое место в развитии эстетического знания заняла структуралистская эстетика. Наибольшее распространение она получила во Франции (К. Леви-Стросс, М.Фуко, Р.Барт). Структуралисты идут от идеи целесообразности абстрактно-теоретического, структурного метода в исследовании всех процессов и явлений человеческой жизни. Метод основан на знаковой теории и заключается в разделении материала на части – сегменты и анализе каждого сегмента.

В эстетике структуралисты рассматривали проблемы сущности искусства, творчества, эстетической функции, структурного анализа словесного искусства. Значительный вклад в развитие структуралистской эстетики внес Р. Барт. Основной проблемой у него выступает внутренняя структура произведения. Он утверждал, что в художественном произведении важную роль играют не только «язык» как общеобязательная норма и «стиль» как индивидуальная манера творчества, но и художественная форма. Барт поднял еще одну ванную проблему в эстетике – «диалог» читателя с литературным произведением и интерпретация произведений искусства. Это сблизило структуралистскую эстетику с герменистической.

Представителями герменевтики выступали Ф. Шлейермахер и Г.Гадамер. Шлейермахер дал четкое разъяснение специфики творчества художника и интерпретатора. Творчество художника, по его мнению, продукт бессознательного, интерпретатор же руководствуется сознанием, чтобы познать произведение через анализ его частей. Гадамер отождествлял предмет эстетики и искусства. Герменистическая эстетика в трактовке творчества разделяет аристотелевскую идею подражательния его природе.

Постмодернистский этап в развитии эстетического знания наметился в начале 70-х гг. ХХ вв. Тогда было заявлено о независимости эстетики от философии и решено отстаивать абсолютную самостоятельность эстетики. Среди работ современных ученых выделяются труды английского эстетика Х. Осборна, посвященные постмодернистской эстетике, а также американского культуролога И. Хасана в области культуры постмодернизма, синтеза художественного и научного познания.

 








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 938;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.