Эстетические взгляды Античности, Византии и Средневековья
Основные направления в развитии эстетики отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философское осмысление его сущности достигли высокого уровня развития. Периодизация античной эстетики:
1. Ранняя классика – VІ – нач. V в. до н.э.
2. Средняя классика – V в. до н.э.
3. Высокая (или зрелая) классика – кон. V – нач. ІV ст. до н.э.
4. Ранний эллинизм – ІV ст. до н.э. – І в. до н.э.
5. Поздний эллинизм: І – ІV ст. н.э.
Некоторые исследователи придерживаются еще более короткой периодизации:
1. Ранняя классика – VІ – V вв. до н.э.
- Высокая (или зрелая) классика – кон. V – нач. ІV ст. до н.э.
- Эллинизм – ІІІ в. до н.э. - ІІІ в. н.э.
Более употребляемая периодизации в современной науке:
1. Космологическая эстетика (соответствующая ранней классике).
2. Антропологическая эстетика (соответствующая средней классике).
3. Эйдологическая эстетика (соответствующая высокой или зрелой классике).
4. Эстетика эллинизма.
Античная Греция не была целостным государством. К VІІІ – VІ вв. до н.э. относится формирование рабовладельческих государств (полисов). Развитие полисных отношений, торговли, колонизация новых территорий дали толчок в развитии древнегреческой культуры.
Греческая олимпийская религия антропоморфна, боги – сверхлюди. Они часто ведут себя как люди, поэтому в мире олимпийской религии человек чувствовал себя достаточно комфортно. Но, с другой стороны, в культуре Греции исповедовалась религия первобытного населения Греции, мистическая религия подземных богов, мистическая, экстатическая религия орфиков, культ Диониса, имевшего своим истоком Восток.
Это две отправные точки греческой культуры, начала двух разных типов культуры, начал бытия, которым Ф.Ницше в конце ХІХ века названия аполлоновского и дионисийского. Аполлоновское начало – светлое, рациональное; дионисийское – темное, экстатическое, страстное, хаотическое, иррациональное.
Европейская культура вплоть до середины ХІХ в. исповедовала аполлоновское начало, примат рациональности. Путь к рациональности начинается от Парменида.
В гармонии аполлоновского и дионисийского начал Ницше видел идеал искусства, но все же более склонялся к иррациональному.
Основные термины античной эстетики. У греков не было термина искусства в современном понимании, а был термин «техне», означавший мастерство. Им могло обозначаться какое-либо ремесло, например то же кузнечное, а могла обозначаться, скажем, живопись. С другой стороны, нельзя сказать, что античные теории не представляют нам никакой морфологии искусств. Греки видели отличие искусств, как мы бы сказали сегодня, временных, от искусств пространственных. Временные (музыка, поэзия, танец) – искусства экспрессивные, ориентированные в большей степени на чувства. Искусства пространственные (живопись, скульптура, архитектура) – искусства конструктивные, созданные для созерцания.
Первоначально основой экспрессивных искусств был танец в сопровождении музыки и слов, «триединая хорея». Слово «хорея» происходит от слова «хор», что значит коллективный (сначала танец, а затем пение). Триединая хорея очищала души, производила катарсис. Катарсис – понятие, выражающее очищение (души). Хорея выражала чувства. Первоначально чувства переживали только актеры. Катарсис был первоначально связан с экспрессивными искусствами. С ними же был связан и мимесис.
Термин мимесис первоначально подразумевал выражение чувств (подражание им), переживаний в движениях, звуках, словах. Не случайно он впервые появился, как полагают многие, в культуре Диониса, где обозначал мимику жрецов. В дальнейшем толкование термина «мимесис» менялось у разных философов. Искусством в современном значении этого слова греки называли, скорее, экспрессивные искусства. Изобразительное искусство (созерцательное) искусством не считалось, так как фактически оно отождествлялось с ремеслом.
Крито-микенская или эгейская культура – это культура острова Крит и той части материковой Греции, где был расположен город Микены. В культуре Крита поражает, прежде всего, Кносский дворец – Лабиринт, где, согласно греческому мифу, обитало чудовище Минотавр). Интересны фрески, мелкая скульптура, рельефы, живопись, керамика. Микенская культура более воинственна. Строят крепости, укрепления. Сведения о микенской культуре сохранились в поэмах Гомера, прежде всего в «Иллиаде», которая описывает знаменитую Троянскую войну. Поэма сочинялась на протяжении Х- VІІІ вв. до н.э. В VІ в. до н.э. поэма была записана. Гомер описывает благоустроенные города, дворцы и дома. Предметы роскоши, золотые, серебряные вещи, превосходное оружие, ткани.
С гибелью крито-микенской культуры и вторжением с севера дорийцев устанавливаются примитивные формы культуры, в искусстве побеждает так называемый геометрический стиль. В Х - VІІІ вв. до н.э. наступает так называемая гомеровская эпоха, которая характеризуется определенным регрессом в сравнении с крито-микенским периодом.
В эпоху архаики особо выделялась греческая лирика. В лирике чувства и переживания отдельного человека выражены сильнее, чем в изобразительном искусстве. Вместе с Гомером ушла эпоха героев, а современная жизнь, ее переживания выдвинулись на первый план. Появление лирической поэзии связано прежде всего с именем Архилоха с о. Парос (VІІ в. до н.э.). Передача им в своих стихах страсти, оскорбленного самолюбия, желания мести, а также готовности стойко переносить превратности судьбы говорит о возникновении иного, чем эпос, рода литературы, лирики. Вместо гекзаметра (характерного для эпоса) он ввел в литературу новые размеры – ямб и трохей.
Иониец Анакреонт с о. Теос (VІ в. до н.э.) известен в истории античной лирики как создатель стихов, посвященных дружеским пирам, веселью и любви.
Знамениты в Древней Греции поэты с о. Лесбос Алкей и Сафо (или Сапфо). Известен поэт-скептик Феогнид (VІ в. до н.э.). В его стихах отражены философские проблемы: несовершенство мира, тайны бытия. Известны произведения Пиндара, Солона и некоторых других поэтов.
Первые попытки решения эстетических проблем были предприняты Пифагором, Алкмеоном, Эмпедоклом, Теофрастом.
Учение Пифагора причисляется к космогонической эстетике. Именно он вводит понятие космоса, которое предполагает понимание мира как упорядоченного единства.
Пифагор считал, что в основу всего сущего положено число, которое является основой гармонии. Гармония объясняется пропорцией, мерой, числом.
Среди искусств высшим носителем гармонии выступает музыка – «искусство искусств». Музыка исполняет катарсическую роль, очищает душу. Под влиянием музыки душа в какой-то момент покидает тело, освобождается. Они установили математическую закономерность в акустике: струны звучат гармонически или дисгармонически. Гармоническое звучание обусловлено длиной струн, соответствующей простым числовым отношениям. При соотношении 1:2 они дают октаву, при соотношении 2:3 – квинту, а когда длина в соотношении 1:2 / 3:1 / 2, то возникает гармонический аккорд.
Гармония чисел виделась им даже в движении небесных сфер. Слово «гармония» означает ансамбль, соединение. У пифагорейцев оно означает соразмерность, единство составных частей. Это единство, соразмерность являлось положительным, по сути прекрасным. Гармония – математическая система. Красота у пифагорейцев носила объективный характер. Гармония и красота принадлежат Космосу. Место человека в этом мире определено изначально, благодаря порядку и гармонии мира.
Религиозный мотив в философии и эстетике пифагорейцев так же силен, как и математический. Интерес к музыке был связан с существованием «триединой хореи» - единства танца, поэзии и музыки и с орфическими верованиями. Орфики учили, что душа заключена в плен тела за свои грехи. Она будет освобождена, как только очиститься от этих грехов. Очищение и освобождение – важнейшая цель жизни человека. Реализации этой цели у орфиков служили мистерии. Очищению души особенно способствует музыка. Хорошая музыка воспитывает душу, плохая – портит. Можно вводить душу в хороший или плохой этос. Хорошая музыка должна стать законом, по мнению пифагорейцев. Музыка – моральное и общественное дело.
Пифагорейцы пришли к выводу, что танцевальное и особенно музыкальное искусство в равной степени воздействует и на реципиента, и на участника. Культурному человеку незачем самому участвовать в танцах, достаточно смотреть на них. Движения и звуки родственны чувствам, звуки находят отклик в душе, потому что душа созвучна им.
Пифагорейцы разрабатывали ряд исключительно эстетических понятий (таких, как гармония, прекрасное, катарсис, пропорция).
Антропологическая эстетика представлена софистами (Протагор, Горгий, Продик) и Сократом. Софистами именовали людей, которые были учителями мудрости, философами по призванию. Они исследовали вопросы морали, права, религии, а также проблемы искусства, способствовали выдвижению ряда специфически эстетических проблем. У софистов прекрасное не объективно. Оно полностью зависит от человека. Это отражает выражение Протагора: «Человек – мера всех вещей». Характер прекрасного не просто субъективен, он относителен. Прекрасное существует только в связи с условиями места, времени, цели. Софисты разработали диалектику понятий прекрасного и безобразного. Горгий дал определение прекрасному: «Прекрасно то, что приятно для взора и слуха». Это первое четкое определение самой совершенной эстетической ценности и указывает на специфику эстетического, так как содержит сенсуалистский и гедонистический взгляд на природу прекрасного, связано с человеком.
Горгий высказывает мысль об образной природе искусства, о том, что оно есть плод воображения художника. Понятие искусства противопоставлялось понятию природы. Искусство – всегда творение рук человека. Природа же существует независимо от него. Не каждое творение считалось софистами произведением искусства, а лишь то, что человек сделал не случайно, сознательно. Искусство всегда целесообразно.
Важными чертами эстетики софистов являются сенсуализм, гедонизм, субъективизм, релятивизм.
Основу эстетических взглядов Сократа составляют идеи о том, что этическое и эстетическое – это единое целое. Для обозначения этого единства он вводит понятие «калокагатия». Прекрасное связано с пользой и целесообразностью, отсюда, прекрасное – это все, что служит достижению определенной цели. Искусство, по мнению Сократа, должно подражать природе, отражать состояние человеческой души. Объектом произведения искусства должен быть прекрасный духом и телом человек. Поставил проблему жизни. Сократ хотел перевести жизнь в царство самосознания. Самостоятельным стихийным проявлениям бытия он противопоставил свободу духа. Красота есть красота смысла, сознания, разума.
Прекрасное само по себе отличается от отдельных прекрасных предметов. Относительна не сама по себе красота, а всякая красота вещей. Красота всегда функционирует и как польза, но отнюдь не о том, что красота только и есть одна польза. У Сократа прекрасное и благо находятся в тесной взаимосвязи. Красота и благо есть целесообразность, понимается не как вещественная целесообразность, но как принцип. Если специфика красоты, различение красоты и блага, красоты и добра дается Сократом при разработке самой идеи прекрасного намеком, то при исследовании искусства специфика эстетического проглядывает более отчетливо.
Само понятие мимесиса появилось во время проведения мистерий, однако в теории Сократа оно наполнилось чисто антропологическим содержанием. Подражать можно чему-то. Подражание предполагает различие образа и первообраза. Подражание выдвигается Сократом в качестве принципа художественного творчества. Оно мыслится как подражание человеческой жизни. Антропологическая эстетика понимает красоту как смысл.
Центральное понятие платоновской эстетики – прекрасное. Прекрасное запредельно чувственному миру, предельно объективно, оно – вид, или идея, истинно сущее бытие.
Платон объявил идею источником эстетического начала. Он ищет абсолютно прекрасное: идея делает предметы материального мира прекрасными, она вне времени и пространства, она неизменна. Красота носит сверхчувственный характер и постигается не чувствами, а разумом.
Платон разводит чувственное восприятие и восприятие прекрасного. Прекрасное, по его мнению, в силу запредельности чувственному миру, не может быть постигнуто чувствами, но только умом. Особенность прекрасного у Платона не только в том, что оно стоит вне сферы чувственности, но и в том, что оно вынесено за пределы искусства. Искусство, с его точки зрения, есть подражание миру чувственных вещей, а не истинному миру идей. Искусство предстает тенью теней.
Теория художественного творчества носит у Платона мистический характер и касается только поэзии. Другие виды искусства имеют скорее ремесленный характер.
Аристотель рассматривал проблемы эстетики в своих трудах «Риторика», «Политика», «Поэтика». Искусство - это подражание, воспроизведение природы. Аристотель был против простого копирования. Он говорил о творческом отражении действительности, когда можно отойти от точного воспроизведения, обеспечивая большую выразительность художественного произведения. Однако художник не должен допускать ошибок, например, изображать коня, поднявшегося одновременно на две правые ноги. Аристотель также выдвигает каноны искусства, т.е. четкие правила, на основе которых рождается произведение искусства.
Целью искусства, согласно Аристотелю, является помощь в достижении высшей цели человека – счастья. Искусство созидает желанный образ жизни. Удовольствие – важный элемент воздействия искусства, одна из его целей.
Завершающей стадией античной эстетической мысли стала эллинистическая эстетика, важнейшими представителями, которой явились Эпикур и Плотин. В частности, Эпикур настаивал на идее возникновения искусства из потребности человека в наслаждении, хотя и признавал утилитарную роль искусства. Плотин и неоплатоники признавали чувственный мир проявлением Божественной эманации, следовательно, вторичным и несовершенным. Цель человека – вернуться к Богу через аскезу и экстаз, через освобождение души от телесного.
Плотин опровергает представления о прекрасном как соразмерном, о прекрасном как соответствии, о прекрасном как отношении. Сущностью красоты является то, что через нее просвечивает. Чувственный мир прекрасен благодаря идее. Прекрасна не материя, а душа, которая в ней проявляется. Искусство воспроизводит чувственный мир, однако готовое произведение искусства является зеркалом души. Художник воспроизводит не действительность, но внутреннюю форму, которая является не его творением, а отражением вечного образца. Основной задачей искусства является создание прекрасного.
Эстетика Византии.
Византия основана в 658 г. до н.э. Собирала пошлину с судов, шедших из Эгейского через Мраморное в Черное море и обратно, вела интенсивную торговлю с европейскими странами. После разрушения города римским императором Септимием Севером (193-211) Византия была низведена в ранг второстепенных городов. В 330 г. император Константин переносит свой двор в Византию, отныне она носит имя Константинополь и остается столицей империи более тысячи лет. С этих пор Византия фактически утратила свое историческое имя. В дальнейшем термин «Византия» обозначает политические, государственные, этнографические и культурные особенности. В историческом смысле не совсем правильно называть Римскую, а затем Восточно-Римскую империю Византийской, к тому же сами жители империи называли себя ромеями, а официальное название империи было – Романская империя. И тем не менее Восточно-Римскую империю называли Византийской. Это связано не только с первоначальным греческим названием места, но с особой совокупностью начал, под влиянием которых Римская империя постепенно реформировалась. Совокупность сконцентрировалась в термине «византивизм».
Византийская культура – сплав иудейской, персидской и эллинской культур. Она уникальна. Признака византивизма: постепенная отмена латинского языка и замена его греческим (с VІ до VІІ и VІІІ вв.); борьба национальностей по поводу политического преобладания; оригинальное мировоззрение, сложившееся под влиянием эллинских и восточных философских идей; присутствие мистики и консервативных тенденций.
В истории Византии особую роль играла христианская идеология. В нее была активно включена эстетическая сфера. С точки зрения становления и развития византивизма рассматривается и история Византии:
Первый период (с VІ по VІІІ вв.) включает исторические факты, подготавливающие и характеризующие византивизм. Не столь большие потери от готов и гуннов. Наладили отношения со славянами.
Второй период (VІІІ – ІХ вв.) характеризуется борьбой идей, выражавшейся в иконоборчестве. В 842 г. Победу одержали представители лагеря иконопочитания. Это знаменовало победу эллинских и славянских элементов над восточными, азиатскими.
Третий период (конец ІХ – ХІ вв.) характеризуется распространением византивизма на Юго-Восточную Европу. Во многом благодаря Кириллу и Мефодию славянские народы вошли в среду культурных стран Европы.
Четвертый период (конец ХІ – начало ХІІІ в.) – борьба Запада с Востоком, крестовые походы. Постепенно меняется цель крестоносных движений – вместо обретения святой Земли и ослабления могущества мусульман вожди приходят к мысли о завоевании Константинополя. В 1204 г. Крестоносцы овладели Константинополем и поделили между собой империю.
Пятый период (ХІІІ – середина ХV в.) – Никейская империя (в этот период главным моментом была защита православия против католического преобладания и падение империи от турецких завоевателей).
Эстетическое сознание византийцев достигло к Х – ХІІ вв. высшей ступени и в ней переплелись несколько направлений. Главным из них было так называемое церковно-патристическое. Основой этого направления стала ближневосточная и греко-римская эстетика (первые представители патристики ІІ-ІІІ вв. заложили ее основы). Сформировалась она в ІV – VІ вв. Особый вклад в ее развитие внесли Афанасий Александрийский, Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Пснвдо-Дионисий Ареопагит и другие.
Согласно христианской доктрине, Бог является первым и высшим Художником, Творцом мира и человека. Особое чувство он испытывает к человеку: он приносит сам себя в жертву, вочеловечевшись в Иисуса Христа и добровольно приняв смерть на кресте, чем искупляет первородный грех. Божественная любовь должна пробудить ответную любовь человека. Бог, с помощью эстетической ориентации, представал абсолютной, трансцендентной красотой. Именно бог, понятый как абсолютная красота, влечет к себе, вызывает любовь. Познание Бога осуществляется любовью. Абстрактная идея Бога с трудом находит путь к сердцу и уму человека.
Византийские мыслители, разделяя понятия трансцендентной и земной красоты, подчеркивали, что трансцендентная красота никогда не убывает, излучаясь в иерархию небесных и земных существ.
Абсолютная красота предстает и образцом, и творческой причиной всего, и любви, и пределом всех стремлений и желаний. К материальной, чувственно воспринимаемой красоте отношение византийцев было двойственное. С одной стороны, она безусловно почиталась (особенно природная) как результат божественного творения, с другой – она порицалась как источник чувственных вожделений.
Одной из важнейших категорий византийской эстетики является категория света. Псевдо-Дионисий считал свет благом, образцом благости. Понятием света он характеризовал и видимый, и духовный свет. Духовный свет не виден сам по себе, луч фотодосии (светодаяния) скрывается под различными образами. Но именно он составляет главное содержание различных символов и образов. Он воспринимается глазами ума. Свет предстает более общей и более духовной категорией, чем прекрасное.
Симеон Новый Богослов (Х – ХІ вв.) связывает высшее божественное знание с высшим наслаждением. Слияние световых сущностей объекта и субъекта характеризуется Симеоном как высшая ступень познания. Григорий Палама – теоретик исихазма ХІV в. видит всю духовную сферу пронизанной светом. Главным в его учении было стремление показать «нетварность», трансцендентность света Божественного Преображения. Палама называет Христа светом, а его деятельность просвещением. Свет одновременно и имманентен и трансцендентен миру. В этом антиномизм как основной принцип православного мышления. Свет Божественный приоткрывается, а затем исчезает. Важна память об этом свете. Храня ее, можно остаться твердым, когда наступает время испытания.
Другой модификацией прекрасного в патристике является цвет. Культура цвета представлена главным образом в церковной живописи, в основном в мозаике. Пурпурный цвет выступал знаком божественного и царского. Голубой и синий – трансцендентные сферы, белый – чистота и святость. Черный – смерть, ад, красный – жизнь, огонь, кровь Христова. Золотой – образ божественного света.
Теория символа впервые как проблема была сформулирована Филоном Александрийским (иудейско-эллинистическим философом – І в. до н.э. – І в. н.э.). Теория символов – теория, объясняющая, каким образом передается знание от абсолюта к человеку. Он исходил из двух принципов: абсолютной трансцендентности Бога и стоически-платонического учения об идеях.
У Климента Александрийского понятие образа предстает в трех модификациях: - образ-подражание; - образ-аллегория; - образ-знак.
В раннехристианской эстетике главную роль играл символико-аллегорический образ.
Проходивший в Никее в 787 г. Седьмой Вселенский собор, посвященный вопросам иконопочитания, сформулировал православное понимание культового изображения. Отцы собора отдали предпочтение экспрессивно-натуралистическим изображениям. В основе их решения было теория об образе и об иконе Иоанна Дамаскина. Были выдвинуты три главных аспекта иконописного образа: - дидактический, книга для неграмотных; психологический, возбуждение эмоциональной реакции; - догматический, «документальное» свидетельство реальности.
Средневековый Запад зародился на руинах римского мира. Первые три столетия нового тысячелетия Римская империя постепенно разваливалась. Провинции приобретали все большую самостоятельность, в сенате рядом с римскими патрициями все чаще оказывались выходцы из других городов. Расселявшиеся по Европе варвары отнюдь не были молодыми и дикими народами, только что вышедшими из лесов и степей - они прошли долгий путь развития во время своих нередко вековых странствий. Они много видели, многое узнали, немало усвоили. Они вступали в контакты с разными культурами, от которых восприняли нравы, искусства и ремесла. Не имея флота, каролинги, конечно, не могли мечтать о завоевании Британии. Мечтам об Испании мешали арабы. Папская область тоже была не в компетенции франков - какое-то время они вынуждены были уважать созданную ими же власть. Таким образом, восстановление единства западного мира происходило за счет Италии, частично Испании и Германии вокруг Франции.
Средние века ознаменовались активным ростом городов. Города наложили свою печать и на духовную, и на художественную жизнь. В XI и отчасти XII вв. монастыри создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Однако постепенно центр тяжести культуры смещался в сторону городов (прежде всего речь, идет об образовании и архитектуре). Новые учебные центры становятся самостоятельными. Университеты были корпорациями преподавателей и студентов, которые различались тем, что в одних, как в Болонье, делами заправляли студенты, а в других, как в Париже, - преподаватели. Книга из объекта роскоши и почитания превратилась в инструмент познания.
Языческая (греческая, прежде всего) литература с самого начала для Средневековья была проблемой. И вплоть до XIV в. существовало два крайних подхода - запрет читать и использовать древних авторов и дозволение прибегать к ним. Принципиальное отношение к этой проблеме было определено еще отцами церкви, и святой Августин заявил, что христиане должны пользоваться древней культурой точно так же, как евреи использовали в свое время добычу, захваченную у египтян. Античная мысль выживала в Средние века в разодранном, искаженном и униженном христианством состоянии. Началось великое средневековое смешение всего и вся, и, как неизбежное следствие, - опрощение, в том числе и интеллектуальное.
Ночь Средневековья - V – VIII вв. - заканчивается Каролингским Возрождением. Оно было лишь итогом серии мелких возрождений во французских монастырях и итальянских городах после 680 г. Не стоит его переоценивать, но не стоит о нем и забывать. Принятая Каролингским Возрождением программа обучения была лишь программой прежних церковных школ, в соответствии с которой «в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, письму, пению, счету, грамматике и заботились о переписке книг». Культура каролингского двора ничем не отличалась от культуры дворов варварских королей. Она обычно не шла дальше детских забав, правда, интеллектуального характера - словопрения, загадки, головоломки. Королевская академия была чем-то вроде светского увеселения, которому предавался кружок близких к государю лиц, именовавших его забавы ради то Давидом, то Гомером. Император, научившийся читать, но не писать, как дитя забавлялся сделанными для него большими буквами, которые он по ночам угадывал ощупью под подушкой. Все это было нужно лишь небольшой кучке высших служащих. Монастырские школы закрылись для мирян, якобы ради того, чтобы уберечь монахов от соблазнов. Для группы же придворных культура, помимо развлечения, представляла скорее предмет эстетического наслаждения и способ усиления престижа, нежели образованность и средство управления. Если она и помогала управлять, то не благодаря просвещению народа, а благодаря произведенному на него сильному впечатлению. Рукописи все больше становились предметами роскоши, предназначенными для рассматривания. Вся каролингская культура - роскошь, как дорогие ткани или пряности. Тем не менее - это один из этапов становления интеллектуальной и художественной жизни Запада. Переписанные тексты древних авторов позднее послужили распространению античной литературы. Оригинальные произведения каролингских писателей составили новый пласт знаний. Некоторые архитектурные сооружения стали образцами для подражаний (дворцовая часовня в Аахене). В королевских скрипториях были созданы шедевры миниатюры. Каролингское Возрождение стало первым проявлением того длительного и глубинного Возрождения, которое набирало силы на протяжении X – XIV вв.
В целом средневековая эстетика носила схоластический, формальный, оторванный от жизни характер и в основном обобщала положения искусства, находящегося под непосредственным влиянием церкви.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1075;