ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ПО ТЕХНОЛОГИИ

 

Каждая школа в своей работе по трудовому обучению учащихся неизбежно исходит из двух факторов: состояние и обеспеченность учебно-материальной базы школьных мастерских и личность пре­подавателя технологии. Мы много раз подчеркивали, что в зависи­мости от личностных качеств, энтузиазма, беспредельной привер­женности учителя делу, складывается соответствующая атмосфера вокруг «его» дисциплины. Дети тянутся к технологии, вокруг учи­теля образуется круг увлеченных школьников, и, понятно, в этом случае нет нарицаний и на состояние учебной базы — она, чаще всего, намного полнее стандартных Перечней. Более того, личная увлеченность педагога определенным направлением художествен­ной обработки материалов или декоративно-прикладным творче­ством рождает десятки последователей среди школьников. Приме­ром тому являются великолепные выставки детских творческих работ, когда рядом с фамилией исполнителя упоминается настав­ник, без которого такое самоутверждение школьника могло бы просто не состояться.

Между тем надо отдавать себе отчет в том, что использование только на внеклассных занятиях и только для специально отобран­ных детей такого увлечения (профиль может быть каким угодно!) обедняет и отгораживает остальных учащихся. А это не согласуется с концепцией формирования технологической культуры, декла­рирующей необходимость у каждого школьника пробуждать дремлющие в нем, скрытые до времени творческие наклонности, учитель технологии (и мы это неоднократно подчеркивали) не вправе иметь любимцев — все ученики должны иметь равные воз­можности для самовыражения. Другое дело, что степень такого са­моутверждения, проникновения в глубину профессионального мастерства всегда будет разной, это зависит только от личности школьника. Но возможности должны в равной степени предостав­ляться каждому.

Итак, инструментом для создания подобных условий служит учебная программа. Это — основной рабочий документ для учите­ля технологии, но он не является догмой. Более того, содержание программы из года в год может корректироваться, совершенство­ваться, подвергаться переработке. Ведь любая программа требует от учителя творчества и оставляет ряд вопросов для самостоятель­ного решения — с учетом состояния учебно-материальной базы школы, ее производственного окружения.

Существует два варианта корректировки учебной программы. Первый отражает слабость оснащения школьной мастерской по определенному направлению программы (предположим, по тех­нологии обработки металлов). В этом случае преподаватель может увеличить количество часов на технологию обработки древесины, расширяя и углубляя раздел за счет художественной обработки, декоративной отделки, совершенства дизайна и т. п. Однако — для соблюдения требований стандарта, обязательного минимума со­держания образования — школьники все равно должны получить непременный объем теоретических знаний по металлообработке.

Второй вариант совершенствования и корректировки учебной программы также учитывает местные условия, но — с учетом лич­ных увлечений или особой профессиональной подготовки учителя.

Предположим, сам педагог увлекается изготовлением резных изделий или необыкновенно изящных поделок из жести, лозоплетением или ковроткачеством. Возможно ли совместить личное ув­лечение с учебной программой? Программа «Технология» дает на это утвердительный ответ. Однако необходимо соблюдать ряд условий, чтобы авторский вариант обрел, что называется, право­вую достаточность.

  1. Все учебные темы базовой программы должны быть сохранены. Учитель вправе лишь изменять по своему усмотрению количество часов, отводимых на каждую из них.
  2. Если отсутствует возможность практической отработки какой- либо темы программы, ее можно заменить другой, прохождение которой допускает учебная база мастерских. Но ознакомительные сведения по программной теме детям сообщаться должны.
  3. Программа «Технология» сконцентрирована по самостоятельным блокам-модулям, поэтому недопустимо полное их вычленение. Это войдет в противоречие с самой идеей всестороннего развития творческого потенциала школьника. Однако нигде не возбраняется усиление, концентрация содержания по любому из блоков (ин­формационные и высокие технологии; основы радиоэлектроники- основы художественного конструирования; отрасли общественно­го производства и профессиональное самоопределение; элементы домашней экономики и основы предпринимательства; производ­ство и окружающая среда, народные промыслы и декоративно- прикладное искусство, графика и др.).
  4. Любая скорректированная программа должна быть утвержде­на. После рассмотрения на учебно-методическом объединении ее разрешает воплотить на практике школьная или районная методиче­ская комиссия (все зависит от местных обстоятельств).

В любом случае, если разрабатывается авторская программа, ее содержание и структура должны быть проанализированы, а тема­тические включения доказательно мотивированы автором. К про­грамме прилагается тематический план, по ней проводятся от­крытые уроки. Следует иметь в виду, что если это — эксперимен­тальная программа, нуждающаяся в апробации, то тем более не­обходим контроль со стороны компетентных педагогов и методис­тов — они объективно и убедительно подтвердят достижение пла­нируемых целей и задач.

Полагаем, что наиболее интересные и удачные опытные автор­ские программы должны иметь право на популяризацию, распро­странение, тиражирование, что в некоторой мере делается. Иног­да молодой учитель, горя желанием сделать свой предмет увле­кательным, все же не знает, как это организовать. Советуем ему обращаться к авторским разработкам коллег.

Оформление текста авторской программы должно отвечать ряду требований. В частности, кроме тематического плана, соответству­ющего по часам инвариантной части технологии (если в школе не изменяется количество часов за счет факультативов и т.п.), долж­но производиться четкое распределение материала: по каждой теме указываются теоретические сведения, сообщаемые школьникам, и практические работы. Желательно обозначить также учебно-ди­дактические материалы, используемую литературу. В пояснитель­ной записке к программе должны отражаться достигаемые цели и задачи, раскрываться особенности ее построения, ее специфиче­ские отличия. На титульном листе должно быть указано, кем утверж­ден этот рабочий документ. Здесь же указываются фамилии авто­ра, а также рецензентов или консультантов, в соответствии с за­ключениями которых программа одобрена и рекомендована к ис­пользованию.

Но главное, что должно быть учтено в авторской программе, — это ее соответствие минимуму содержания и требованиям к уров­ню подготовки выпускников образовательной школы по «Техно­логии».

Поэтому за основу при организации образовательного процес­са и составлении авторских программ необходимо брать минимум содержания, который является ядром технологического образова­ния, определяет объем и структуру содержания учебного материа­ла, требования, предъявляемые школой к учащимся [32]. Для того чтобы оценить уровень подготовки школьников, В. М. Казакевич и д. В. Марченко впервые предложили образцы заданий и пример­ных практических работ по основным разделам обязательного ми­нимума. Вместе с тем составители мудро предоставили учителям возможность дополнять и составлять новые варианты вопросов, заданий и практических работ, создавать более прогрессивный ин­струментарий для проверки достижений выпускников основной школы при проведении тематического и итогового контроля.

Удачный опыт работы по авторским программам может обоб­щаться. Такая творческая педагогическая деятельность служит ос­нованием для положительной аттестации на более высокий тари­фикационный разряд (категорию).

 








Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 598;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.