Принцип наглядности

Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» сформули­ровал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: «видимое — Для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обоняни­ем, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять не­сколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»

Правда, тот же Я. А. Коменский предупреждал, что чувствен­ное восприятие представляет собой лишь начальную ступень по­знания и следующий этап познания — абстрактное мышление.

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. О методике их применения мы подробно поговорим позже, но интересно, что споры об исполь­зовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердамского (1467— 1536). В педагогике известен термин «вербальное обу­чение», т.е. замена предметов обозначающими их словами. Так учи­ли, в частности, в иезуитских школах, когда ученики узнавали вначале слова и только после этого вещи. Фрэнсис Бэкон (1561 — 1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорение об этой вещи.

С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мы сейчас исполь­зуем как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие учеников.

Известно, что младший школьный возраст (7—12 лет) харак­теризуется конкретно-образным мышлением. Дети получают воз­можность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.

Наоборот, при обучении старших школьников на первый план выступает словесно-логическое мышление.

Эти обстоятельства должны обязательно учитываться при пре­подавании технологии с соблюдением двух важнейших дидак­тических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч.Куписевичу).

  1. Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдении, измерении и различных практических видах деятель­ности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще не располагают таким запасом наблю­дений и представлений, которые необходимы для понимания изучае­мой на уроке темы.
  2. Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует уме­ло руководить, т. е. обеспечить его системой соответствующих ука­заний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изу­чаемого предмета.

С психологической точки зрения различают предметную, изоб­разительную и словесную наглядности.

Предметная наглядность в технологии предполагает непосред­ственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий, сырья и т.д.), приемов работы и т.п.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебнонаглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учеб­ных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления.

Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное использование принципа наглядности не приводит к исключению из процесса обучения слова (устного или письменного). В правиль­ном сочетании слова, видов и средств наглядности заложен успех многих уроков технологии.








Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 529;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.