Компенсация морального вреда
Компенсация морального вреда регламентируется нормами § 4 главы 58 ГК, ст. 968 - 970.
Согласно ГК под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причинённые гражданину действиями: 1) нарушающими его личные неимущественные права либо 2) посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством (часть первая ст. 152 ГК).
Открытый перечень нематериальных благ, как выступающих объектами личных прав, так и не являющихся объектами каких-либо субъективных прав абсолютного характера, закреплён в пункте 1 ст. 151 ГК. К этим благам законодателем отнесены: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
В то же время в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» дано разъяснение, из которого следует, что физические страдания –это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина; нравственные же страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких - либо прав граждан и т.п.
Из пункта 1 ст. 152 следует, что моральный вред, причинённый гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, подлежит компенсации во всех случаях, независимо от специального указания в правовой норме.
Если же моральный вред является результатом нарушения имущественных прав гражданина, то его компенсация становится возможной лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами (пункт 2 ст. 968 ГК) (Следует обратить внимание на имеющее место несовпадение между положениями пункта 1 ст. 152 ГК и пункта 2 ст. 968 ГК. В первом случае речь идёт о том, что компенсация морального вреда, причинённого посягательством на имущественные права гражданина, может быть предусмотрена законодательством, а во втором - о том, что такая возможность может быть закреплена только в законодательных актах. Однако представляется, что применению подлежит специальная норма пункта 2 ст. 968 ГК).
Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 18 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», подлежит компенсации моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством; согласно пункту 2 ст. 31 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» - «Лица, права и интересы которых нарушены в результате производства и (или) размещения (распространения) ненадлежащей рекламы, вправе в установленном законодательством порядке обратиться в суд с исками, в том числе с исками о материальном возмещении морального вреда»; в части пятой ст. 22 Закона Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405 - З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» определено, что потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом.
В основе ответственности за причинение морального вреда находится состав гражданского правонарушения, включающий:
1) сам моральный вред;
2) противоправное деяние;
3) вину причинителя вреда;
4) причинную связь между противоправным деянием и моральным вредом.
Возникновение правоотношения по компенсации морального вреда возможно и при наличии усечённого состава правонарушения, в частности, независимо от вины причинителя, в случаях, когда:
1) вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
2) вред причинён гражданину в результате незаконного осуждения, применения принудительных мер безопасности и лечения, привлечения в качестве обвиняемого, задержания, содержания под стражей, домашнего ареста, применения подписки о невыезде и надлежащем поведении, временного отстранения от должности, помещения в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение, незаконного наложения административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ;
3) вред причинён распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина;
4) такая возможность предусмотрена законодательными актами.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает:
1) характер причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, оцениваемый судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего;
2) степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является условием возмещения вреда;
3) требования разумности и справедливости (пункт 2 ст. 970 ГК);
4) иные заслуживающие внимания обстоятельства (часть вторая ст. 152 ГК), например, возраст, состояние здоровья, материальное положение потерпевшего, а также в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» имущественное (финансовое) положение причинителя вреда. В число таких обстоятельств, однако, не входит размер подлежащего возмещению имущественного вреда (пункт 3ст. 968 ГК).
Таким образом, специфический, во многом индивидуальный, характер перечисленных факторов свидетельствует о том, что размер компенсации морального вреда, определяемый соглашением сторон или решением суда, будет разным в каждом конкретном случае, хотя в юридической литературе неоднократно предпринимались попытки разработки общих формул исчисления размера компенсации морального вреда.
В пункте 1 ст. 970 ГК установлено, что компенсация морального вреда производится в денежной форме. Вместе с тем, в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» дано разъяснение, согласно которому, моральный вред компенсируется судом в денежной форме, если законодательством не предусмотрена иная форма компенсации морального вреда.
Характеризуя субъектный состав правоотношений по компенсации морального вреда, следует отметить, что ответственность за моральный вред, причинённый лицом в возрасте дочетырнадцати лет, несут лица, указанные в ст. 942 ГК.
В случае причинения морального вреда действиями лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, обязанность по его компенсации возлагается непосредственно на данное лицо.
Указанная обязанность возлагается на родителей, усыновителей, попечителей этого лица в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для компенсации морального вреда и если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 943 ГК).
Правила ст. 937 ГК об ответственности организаций со статусом юридического лица или граждан за вред, причинённый их работниками при исполнении ими своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей, распространяются и на случаи причинения морального вреда.
Требование о компенсации морального вреда может быть заявлено только потерпевшим либо в его интересах иными лицами в порядке, предусмотренном нормами процессуального законодательства.
Суд по своей инициативе не вправе решать вопрос о компенсации морального вреда.
В случае смерти потерпевшего размер компенсации морального вреда лицам, имеющим право на его возмещение, определяется в зависимости от степени родства с погибшим, от нахождения на иждивении, характера взаимоотношений с ним, других конкретных обстоятельств, имеющих значение для оценки степени нравственных страданий.
Лица, причинившие моральный вред совместными действиями, отвечают перед потерпевшим солидарно. Однако по заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на них ответственность в долях, определив доли применительно к правилам, предусмотренным в пункте 2 ст. 950 ГК.
На требования о компенсации морального вреда, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, исковая давность не распространяется (пункт 1 ст. 209 ГК). Исковая давность подлежит применению, если моральный вред причинён посягательством на имущественные права граждан.
Понятие и содержание обязательства вследствие неосновательного обогащения
Обязательства вследствие неосновательного обогащения (глава 59, ст. 971 - 978), являются самостоятельным видом гражданско-правовых обязательств, нормы о которых направлены на восстановление имущественного положения сторон обязательства. Указанные обязательства в соответствии с нормами ст. 971 ГК возникают в том случае, когда лицо без установленных правовыми нормами или договором оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), причём независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Для возникновения анализируемых обязательств необходимо одновременное наличие нескольких условий: во-первых, факт приобретения или сбережения имущества одним лицом (приобретателем) за счёт другого лица (потерпевшего), то есть увеличение или сохранение в прежнем размере имущества у одной стороны, явившееся следствием соответствующего уменьшения или неполучения имущества у другой стороны; во- вторых, приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого должно произойти при отсутствии достаточных к тому оснований, предусмотренных правовыми нормами либо договором.
Субъектами обязательства являются приобретатель и потерпевший, в качестве которых могут выступать физические лица и организации. Исходя из того, что имущество может быть приобретено помимо воли лица, субъектами указанных обязательств могут быть и недееспособные физические лица.
В случае незаконного приобретения имущества приобретатель обязан возвратить потерпевшему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением:
1) имущества, переданного во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущества, переданного во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, сумм по возмещению вреда, причинённого жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных физическому лицу в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки;
4) денежных сумм и иного имущества, предоставленного во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В качестве объекта обязательства из неосновательного обогащения выступают действия приобретателя по возврату потерпевшему неосновательно приобретённого или сбережённого имущества.
В соответствии с нормами ст. 973 ГК приобретатель обязанвозвратить незаконно полученное имущество потерпевшему в натуре, а если возвратить имущество в натуре невозможно, то приобретатель согласно нормам ст. 974 ГКобязан возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Кроме того, приобретатель обязан возместить потерпевшему убытки, вызванные изменением стоимости имущества, которое произошло после того, как приобретатель узнал о незаконности своего приобретения. Приобретатель освобождается от данной обязанности в том случае, когда возместит стоимость неосновательно приобретённого сразу же после того, как ему станет известно о незаконности своего обогащения.
Приобретатель отвечает перед потерпевшим за всякие, в том числе и случайные, недостачу или ухудшение неосновательно приобретённого или сбережённого имущества, происшедшие после того, как он узнал или должен был узнать о неосновательности обогащения. До этого момента он отвечает лишь за умысел и грубую неосторожность.
В том случае, когда лицо неосновательно пользовалось чужим имуществом или услугами без намерения его приобрести (например, лицо пользуется спорным помещением без договора и не возмещает собственнику расходы на коммунальные услуги), наступают последствия, предусмотренные в пункте 2 ст. 974 ГК, в соответствии с которым приобретатель обязан возместить потерпевшему то, что он сберег вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило. При этом на потерпевшее лицо возлагается бремя доказывания размера, стоимости неосновательно сбережённого имущества исходя из цен, существовавших до того времени, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Кроме возврата неосновательно приобретённого или сбережённого имущества приобретатель согласно нормам ст. 976 ГК обязан возвратить потерпевшему все доходы, которые приобретатель извлёк или должен был извлечь из этого имущества, е того времени, когда он узнал или должен был узнать о неосновательности своего обогащения.
Однако приобретатель, в свою очередь, в соответствии со ст. 977 ГК имеет право требовать от потерпевшего возмещения понесённых затрат на содержание и сохранение имущества с того времени, с которого он обязан возвратить доходы, с зачётом полученных им выгод. При этом возврату подлежат только те расходы, которые были необходимы для содержания имущества.
Приобретатель утрачивает право на возмещение понесённых им необходимых расходов на содержание неосновательно приобретённого или сбережённого имущества, если будет доказано, что он умышленно удерживал имущество, подлежащее возврату.
С того момента, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения им денежных средств, на всю сумму неосновательного обогащения начисляются проценты по правилам, закреплённым в ст. 366 ГК.
Кроме последствий неосновательного приобретения или сбережения имущества, в ГК определены последствия неосновательной передачи другому лицу имущественных прав. Так, в соответствии со ст. 975 ГК лицо, передавшее путём уступки требования или иным образом принадлежащее ему право другому лицу на основании несуществующего или недействительного обязательства, вправе требовать восстановления прежнего положения, в том числе возвращения ему документов, удостоверяющих переданное право.
Таким образом, правовыми нормами предусмотрены одинаковые последствия в случае неосновательного приобретения или сбережения как имущества, так и имущественных прав.
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 568;