Течение срока исковой давности
Исковая давность, как и всякий срок, определенный периодом времени, имеет три основные характеристики: момент начала течения, момент окончания течения и период действия (продолжительность, течение).
I. Начало исковой давности. В п. 1 ст. 200 ГК установлено общее правило, определяющее начальный момент исчисления срока исковой давности: течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются ГК и иными законами.
Определение начального момента течения срока, исковой давности имеет важное теоретическое и практическое значение, так как от этого зависит правильное исчисление срока и в конечном счете защита нарушенного материального права. Обычно лицо, обладающее конкретным материальным правом, узнает о нарушении своего права именно в момент его нарушения кем-либо. В таком случае момент нарушения и момент возникновения трава на иск совпадают; с этого же дня начинается течение давностного срока. Однако нередки случаи, когда лицо узнает о нарушении его права значительно позднее, чем оно фактически нарушено. Право на иск возникает здесь с момента, когда лицо в действительности узнало о нарушении права. Разумность установленного правила очевидна, поскольку вполне допустимы случаи, когда по объективным обстоятельствам лицо не знало и не могло узнать о нарушении своего права в тот момент, когда право было фактически нарушено, и, естественно, не могло прибегнуть к защите, предъявив иск.
Предполагается, что заинтересованное лицо знает о состоянии своих материальных прав, и если кто-либо их нарушает, то об этом немедленно становится известно управомоченному субъекту. Имея это в виду, закон и устанавливает общее положение, по которому право на иск возникает со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Обязанность доказывания времени, с которого стало известно о нарушении права, лежит на истце.
Общее правило определения начального момента исковой давности всякий раз сталкивается с одной и той же проблемой, когда мы пытаемся применять его к случаям нарушения вещных прав. Возникает вопрос, нужно ли при этом знать личность нарушителя. Буквальное толкование данной нормы может дать только отрицательный ответ на этот вопрос. Но такой ответ во многих случаях фактически означал бы утрату права на истребование вещи от незаконного владельца с момента выбытия самой этой вещи от законного владельца.
Полагаем, что осведомленность о факте нарушения права должна включать в себя и осведомленность о личности нарушителя, в противном случае защитить нарушенное право будет очень сложно. Пропуск исковой давности в такой ситуации является обычным исходом, поскольку предъявить иск нормальным путем нельзя — суд его вернет заявителю без рассмотрения (см. ниже о перерыве исковой давности). Для восстановления исковой давности оснований также нет (см. ниже), так что при неизвестности личности нарушителя права и его места жительства (нахождения) дело всегда будет заканчиваться пропуском исковой давности. Отсюда срок исковой давности начинает течь с момента, когда управомоченному лицу стало известно: а) о факте нарушения права и б) о личности нарушителя права.
1. Определение начала исковой давности для юридических лиц имеет некоторые особенности. В этом случае условие осведомленности о факте возникновения права на иск относится прежде всего к органам юридического лица. Отсюда при рассмотрении заявления стороны в споре о применении исковой давности в отношении требований юридического лица необходимо иметь в виду, что в силу пункта 1 ст. 200 ГК течение срока исковой давности начинается со дня, когда юридическое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Действиями юридического лица считаются действия его органов и работников, совершаемые в соответствии с имеющимися у них полномочиями. С учетом этого довод вновь назначенного (избранного) руководителя о том, что он узнал о нарушенном праве возглавляемого им юридического лица лишь со времени своего назначения (избрания), не может служить основанием для изменения начального момента течения срока исковой давности, поскольку в данном случае заявлено требование о защите прав юридического лица, а не прав руководителя как физического лица[6].
С учетом конкретных условий можно установить, когда именно стало известно истцу о нарушении его права. Вместе с тем, если оказывается, что истец не знал о нарушении своего права из-за своей халатности, небрежности, бесхозяйственности и т.д., то эти обстоятельства могут быть ему поставлены в вину и начало течения исковой давности в этом случае может быть определено с того момента, когда истец должен был узнать о нарушении своего права.
2. Начало течения исковой давности по искам, заявляемым в интересах других лиц. Иск о защите права может предъявляться не только самим заинтересованным лицом, но и другими лицами, действующими в его интересах. Данное обстоятельство не влияет на начало течения исковой давности. Так, например, при предъявлении иска ликвидационной комиссией от имени ликвидируемого юридического лица к третьим лицам, имеющим задолженность перед организацией, в интересах которой предъявляется иск, срок исковой давности следует исчислять с того момента, когда о нарушенном праве стало известно обладателю этого права, а не ликвидационной комиссии[7]. Аналогичные правила действуют и для исков арбитражного управляющего, заявляемых в интересах должника.
3. Начало исковой давности в обязательственных правоотношениях. По обязательственным правоотношениям, содержанием которых является совершение должником определенных действий в пользу кредитора, неисполнение обязанности должником означает нарушение права кредитора.
В обязательственных правоотношениях, как правило, срок является существенным условием и несоблюдение его означает ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства, нарушающее субъективное материальное право кредитора. О таком нарушении кредитору становится обычно известно в момент истечения срока исполнения обязательства. С этого момента и определяется начальный срок исковой давности.
Возможны обязательственные правоотношения, в которых одним из условий соглашения является обязанность должника не совершать определенного действия. Тогда нарушением права кредитора будет совершение должником запрещенного действия. С этого момента возникает право на иск, а значит и должно быть определено начало течения срока давности. Таково, например, условие издательского договора, по которому автор обязуется в течение срока действия договора не выпускать в свет своего произведения без письменного на то согласия со стороны издательства, с которым заключен договор. В случае нарушения указанного условия издательство имеет право расторгнуть договор и взыскать с автора понесенные от этого нарушения убытки.
Изъятия из общего правила содержатся как в самом ГК (например, ч. 2 п. 2, п. 3 ст. 200), так и в отдельных законах. Так, согласно п. 3 ст. 797 ГК начало течения срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки грузов, определяется в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Отдельно оговорен порядок исчисления срока исковой давности по требованиям о ненадлежащем качестве выполненных по договору подряда работ, когда результат работ принят заказчиком по частям (п. 2 ст. 725 ГК), а также когда подрядчиком предоставлялась гарантия на выполненные работы (п. 3 ст. 725 ГК). Особый порядок исчисления срока исковой давности вытекает из положений Закона о защите прав потребителей.
Альтернативный критерий определения начального момента исковой давности, предусмотренный общим правилом (день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права), требует от суда в каждом случае оценки конкретных обстоятельств. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановлением от 14 января 1997 г. признал, что срок исковой давности в отношении ошибочно зачисленной банком ответчику суммы должен исчисляться с даты такого ошибочного зачисления[8].
3.1. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ч. 1 п. 2. ст. 200 ГК РФ). Правило об исчислении исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения в целом соответствует общему правилу, поскольку при этом истцу заведомо известен момент, когда он должен был узнать о нарушении своего права, если таковое имело место.
3.2. В обязательствах по уплате периодических платежей исковая давность начинает течь по каждому платежу в отдельности. То же самое относится и к обязательствам, предусматривающим исполнение по частям[9].
3.3. По обязательствам, право требования по которым возникает не единовременно, а последовательно по дням или периодам (например, пени или проценты за пользование чужими денежными средствами), срок исковой давности исчисляется отдельно по каждому из них (с момента возникновения соответствующего права требования).
3.4. В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 200 ГК по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.
При применении этой нормы следует учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, в п. 2 ст. 314 ГК предусмотрено, когда подлежит исполнению обязательство, в котором срок исполнения не определен либо определен моментом востребования. Во-вторых, этим же положением установлен порядок применения семидневного льготного срока (если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства или существа обязательства). В-третьих, ошибочным является утверждение, согласно которому в силу п. 2 ст. 200 ГК по обязательству, в котором не определен срок исполнения, у кредитора возникает право требовать его сразу же после возникновения обязательства. Согласно ч. 1 п. 2 ст. 314 ГК такое обязательство подлежит исполнению в разумный срок. И лишь в случае его неисполнения в этот срок наступают последствия, предусмотренные ч. 2 п. 2 ст. 314 ГК.
3.5. По регрессным обязательствам течение исковой давности начинается с момента исполнения основного обязательства. В этой связи необходимо обращать внимание на ст. 965 ГК, регулирующую переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (так называемая суброгация). При суброгации страховщик занимает место страхователя (выгодоприобретателя) в отношениях с лицом, ответственным за убытки. Соответственно исчисление срока исковой давности начинается с того момента, когда у страхователя возникло право на требование к такому лицу.
3.6. Начало течения исковой давности при перемене лиц в обязательстве. В соответствии со ст. 201 ГК перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Это положение ГК носит универсальный характер. Оно относится как к случаю уступки требования (перехода прав кредитора к другому лицу), так и к случаю перевода долга должником на другое лицо. Применимо оно как к универсальному (при реорганизации юридического лица и наследовании), так и к сингулярному (частному) правопреемству. Данное правило применяется и к искам о защите права собственности и других вещных прав. Переход вещи от одного незаконного владельца к другому не влияет на срок исковой давности.
3.7. Начало исковой давности в отдельных видах обязательств могут устанавливатьсяспециальными нормативными актами. Это относится, в частности, к обязательствам перевозки:
по обязательствам перевозки грузов железнодорожным транспортом — ст. ст. 124-126 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации;
по обязательствам, возникающим из перевозки грузов морским транспортом —ст. 197, 313, 408, 409, 410 КТМ РФ;
по обязательствам перевозки воздушным транспортом— ст. 128 ВК РФ;
по обязательствам перевозки внутренневодным транспортом — ст. 164 КВВТ РФ;
по обязательствам перевозки автомобильным транспортом — ст. 165, 166 УАТ РСФСР.
4. Начало исковой давности по недействительным сделкам. К требованиям о признании недействительной оспоримой сделки не применяются общие правила, установленные статьей 200 ГК о начале течения срока исковой давности. В силу пункта 2 статьи 181 ГК годичный срок давности по указанным искам следует исчислять со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена такая сделка (пункт 1 статьи 179 ГК), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной. По требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки срок исковой давности, в силу пункта 1 статьи 181 ГК исчисляется со дня, когда началось исполнение такой сделки[10].
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 692;