Социологический позитивизм
Временные рамки: Истоки - 19 век.
Представители: Евгений Эрлих, Роско Паунд, Сергей Андреевич Муромцев, Коркунов Николай Михайлович.
Основные положения.
· Источником права является общество, а не государство. Право – возникает не по воле государства, а в силу объективных закономерностей общественного развития. Государство только наделяет юридической силой уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу полезности обществу, полезны и для государства.
· Право существует не в нормах, а в правоотношениях. Сложившиеся в обществе отношения реализуются в типичных поведенческих моделях и только потом оформляются в качестве нормативных текстов (законах, судебных решениях и т.п.)
· Критерием права является их действенность, их реализация в конкретных отношениях. А не установленность государством. Установленная государством норма сама по себе не становится правом, если она не реализуется в действиях конкретных лиц – субъектов права.
Право – это система признаваемых и поддерживаемых в обществе отношений, направленных на урегулирование интересов индивидов и их групп и поддержание общественного порядка.
Разновидности:
· Живое право (Евгений Эрлих)
Правовые нормы государства, по мнению сторонников теории - это лишь часть права. Наряду с ними существует "живое право", которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное – изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», т.е., возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда – отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения.
· Теория солидаризма. Леон Дюги (фр. Юрист), Л.В.Корсаков, Ю.А.Смирнов.
Ее суть заключается в том, что индивид не должен противопоставлять себя другому индивиду либо целому коллективу. В свою очередь никакой коллектив не может, не имеет право распоряжаться индивидом. Нормы вытекают из общей для всех солидарности. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий "общие интересы" всех групп.
Таким образом, солидаристская концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Главное - понимание права как общественного порядка, основанного на общих интересах и солидарности людей.
· Психологическая концепция сущности права. Лев Иосифович. Петражицкий, Михаил Андреевич Рейснер, Габриэль Тард.
Петражицкий считал, что право имеет психофизическую природу и коренится в сфере человеческих эмоций и переживаний.
Отличительной чертой правовых эмоций считал их императивно-атрибутивный характер. Императивность предполагает индивидуально-личностное осознание обязанности (мы чувствуем себя обязанными). Атрибутивность предполагает осознание своего права требовать от кого-то поведения, соответствующего нашим притязаниям. Но это притязание оправдано, только если оно соответствует переживаемым другой стороной эмоциям долга. Другими словами переживаемая мной обязанность – одновременно переживается мной как чье-то право. Вот эта атрибутивность и является сущностью права.
Разделял право на интуитивное и позитивное.
Интуитивное – определяется психологическим отношением субъекта к позитивному, т.е. установленному властными институтами. Реальным в правовом регулировании является только индивидуальное правосознание, субъективное переживание индивидом правовых установлений. Роль государства в отношении права незначительна.
Достоинство этой теории заключается в том, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Действительно, в сложной цепи перевода правовых предписаний в фактическое правомерное поведение чувства и переживания индивида, его психологические импульсы выступают тем последним звеном, которое непосредственно соприкасается с конкретным поведенческим актом, определяет его. И вообще, право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека.
Другое дело, что нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения сводить исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида и объяснять все только ею и из нее. Специально-юридические и общесоциальные факторы и механизмы имеют здесь не меньшее значение.
· Реалистическая школа права (Роско Паунд, Карл ЛЛевеллин, Оливер Холмс)
Одно из направлений американской социологической юриспруденции, возникшее в 20-х гг. 20 в. Право – это результат деятельности судьи и направлено на разрешение конфликтов. Отрицают ведущую роль закона в формировании и реализации права. Законодатель, чтобы создать эффективную норму, должен ориентироваться на заранее прогнозируемый результат. Отсюда право – это инструмент, предназначенный для получения заранее предвидимого конкретного результата.
Истоки такого подхода можно увидеть в теории Рудольфа Иеринга.
Иеринг предложил изучать прав не как оторванную от повседневной жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий (реальный) правопорядок.
Он выделял в праве формальную и содержательную сторону. Формальная сторона – это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм создается упорядоченная защита социальных отношений. Содержательная сторона – это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей. Право – это юридически защищенный интерес.
Его учение оказало влияние на формирование таких направлений американского правоведения как юридический прагматизм (Роско Паунд) и правовой реализм (Карл ЛЛевеллин).
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 2838;