Основные концепции правопонимания

Правопонимание – это представление о том, что представляет собой право, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Это определенный образ права, который складывается в том или ином обществе и зависит как от практического применения права в той или иной культуре, так и особенностей теоретического мышления той или иной эпохи.

Каждая культура или цивилизация могут формировать свой образ права. Так же и в конкретный исторический период развития человеческой цивилизации, образ права приобретает свои черты в зависимости от накопленного знания о нем и развития научных методов познания.

Многообразие способов восприятия права называется – плюрализмом типов правопонимания.

 

Тип правопонимания – это определенный образ или обобщенная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества теоретических представлений и понятий о праве и способов практического (ценностного) отношения к праву.

 

Так как практическое отношение к праву складывается в рамках конкретной культуры и формируется как определенная правовая традиция, то тип права будет соответствовать типу правовой семьи: англо-саксонская, романо-германская, религиозно-традиционная и т.п.

Можно выделить и более общие типы, например, западное и восточное правопонимание.

 

Теоретическое понимание права зависит от типа научной рациональности, преобладающего в ту или иную эпоху. Теоретическое понимание формируется в рамках конкретных теорий, школ, концепций, но все они зависят от уровня способа теоретического обобщения господствующего в то время, когда эти теории формировались.

 

Прежде чем перейти к характеристике конкретных школ, концепций, направлений, мы

Сначала постараемся проследить общую генеральную линию развития, которую прошла наука со времени своей институализации до наших дней.

 

В 17-19 вв. сформировалось естественнонаучное понимание мира. Это период так называемой классической науки классической рациональности. Человек верил в силу разума, надеялся с помощью разума объяснить все явления в мире, познать законы его существования, чтобы подчинить природу своим целям. Мир воспринимался существующим объективно. Задача человека познать этот мир и преобразовать его.

Социальные явления – право, государство, общество – человек так же стремился познать по аналогии с природными законами, чтобы устроит мир по разумным законам.

В этот период (период классической рациональности) сложились классические типы правопонимания: естественно-правовоеправопонимание, юридический позитивизм, социологический позитивизм.

Во второй половине 19 – начало 20 вв. стал формироваться новый взгляд на мир. Ученые стали признавать относительность человеческого знания о социальных явлениях. Оказалось, что в социальных науках действует не столько объяснение, сколько понимание. Полностью объективное знание невозможно, т.к. ученый, изучающий общественные явления (право, общество, политику, экономику), сам является частью конкретного общества и привносит в познание свой свои ценностные установки.

Стала формироваться новая научная установка (парадигма) – неклассическая рациональность. Ученые стали исследовать роль сознания, языка, культурных ценностей, психологических установок, как в жизнедеятельности общества, так и в познании общественных явлений.

В правоведении в это время складывается психологическое правопонимание (Петражицкий, Тард), феноменологическое (Адольф Райнах; Н.Н. Алексеев, И.А. Ильин); экзистенциальное правопонимание (Ницше, Бердяев, Сартр), понимающая социология (М. Вебер)

 

В конце 20 в. Сформировалось новое направление научной рациональности - постнеклассическая рациональность. Здесь упор делается на системном характере социальной действительности. Общество рассматривается как целостная система, взаимодействующая со средой. Этой средой может быть как природа, так и более широкая общность.

В праве в рамках такого подхода исследуются его системные свойства (Синюков), право интерпретируется как коммуникация (А.В. Поляков) и т.д.

При этом надо иметь в виду, что классические типы правопонимания получают новую интерпретацию в неклассической и постнеклассической парадигмах.

Традиционные типы правопонимания.

Естественно-правовые концепции права (юснатурализм)

Временные рамки: истоки – в античности. Концептуальное обоснование – век просвещения (17-18 вв)

 

Представители: Гуго Гроций, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, П.И. Новгородцев

 

Основные положения.

 

· Разделяют право на естественное и позитивное (установленное государством).

 

· Естественное право первично по отношению к позитивному и является критерием

правового характера закона и его справедливости.

 

· Источником естественного права является разумная природа человека и всеобщие

нравственные принципы.

 

· Естественные права неотъемлемы. К ним относятся право на жизнь, собственность, свободу.

 

Право – это совокупность принципов, субъективных прав, вытекающих из природы человека, независимых от социальных условий, а также нравственных требований к позитивному праву, определяющих должное его содержание.

Разновидности:

 

· Классические концепции. (Гуго Гроций, Джон Локк, Жан-Жак Руссо)

 

 

Школа возрожденного естественного права (Борис Николаевич Чичерин, Павел Иванович Новгородцев, Евгений Николаевич Трубецкой)

Понимали естественное право как совокупность нравственных требований к действующему праву.

Сама идея права возможна только при признании человека основной ценностью и целью общественного развития.

Идея права основана на признании человека носителем абсолютного нравственного и разумного начала, обладающего в силу этого свободой и правом признания этой свободы другими.

 

· Естественное право с изменяющимся содержанием (Рудольф Штаммлер)

"Естественным правом с изменчивым содержанием" называются, отмечал Штаммлер, исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала ("конечная цель").

 

· Неотомизм (Жак Маритен, Иоганнес Месснер)

Возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского.

Человек имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Признавая существование вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Каждая эпоха имеет свой "исторически конкретный идеал". В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. Разделил естественные права на три категории: фундаментальные, политические и социальные. Разрабатываемые им классификация легла в основу международной доктрины прав человека.








Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 1060;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.