Театрализованные трудовые праздники
Говоря о воспитательных возможностях театрализованных праздников, важно проанализировать сложившуюся в нашей стране систему трудовых праздников. Такие театрализованные действа последовательно охватывают важнейшие этапы формирования и развития личности. Приняв за исходный принцип классификации содержание трудовых праздников, а за принцип систематизации — этапы и события в трудовой деятельности коллектива и личности, следует выделить и обосновать наличие трех групп таких праздников.
Первую группу составляют праздники начала трудового пути, которые, во-первых, отражают основные этапы вхождения молодого человека в коллектив, его адаптацию в нем (праздники посвящения в рабочие, первой получки, присвоения разряда); во-вторых, способствуют созданию общественного мнения о труде молодого рабочего, являются выражением отношения к нему всего коллектива (театрализованный праздник «День молодого рабочего»); в-третьих, приобщают к традициям трудового коллектива, сближают с ветеранами, которым доверено воспитание продолжателей рабочих традиций (день наставника, праздник встречи поколений).
Во второй группе представлены праздники трудового мастерства, которые отражают взаимосвязь поколений рабочего класса. К ней относятся дни профессий, праздник-конкурс мастерства и получения личного клейма. Сюда же следует отнести и праздничный слет передовиков.
Третья группа — праздники трудовой славы, позволяющие оценить результаты труда, дать людям моральные стимулы в производственной деятельности, возможность осознать выполненный долг. Это театрализованные чествования, прославляющие людей труда и целые династии, юбилеи трудовых починов, производственных коллективов и ветеранов.
Трудовые праздники являются частью жизни общества. В самой природе человека заложена необходимость гармонического сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, получить зримую оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка.
Сценаристу и режиссеру следует использовать в своей практической деятельности следующие основные направления праздничной событийности: отражение хода повседневного труда, трудового соревнования; общественную оценку труда отдельного человека, категории трудящихся и коллектива в целом; демонстрацию этапных моментов общественно-политической и трудовой жизни общества, региона, коллектива.
Выстроенность событийно-образного ряда особенно важна в трудовом празднике, так как она диктует не только отбор документально-художественного материала, но и поиск главных героев.
Так, в празднике посвящения в рабочий класс действует коллективный герой реального события — молодые производственники, начинающие трудовой путь. Отсюда и весь праздник строится как ритуал принятия молодых в рабочий коллектив, их приобщения к традициям рабочего класса.
А праздник трудовой славы, чествование ветеранов, уходящих на заслуженный отдых, строится как ожившие страницы прожитой трудовой биографии.
Праздники трудовых свершений — это всегда отклик на только что происшедшее событие: пуск объекта, завершение строительства, выполнение плана и т. д. Они и строится как торжественные рапорты, в которых театрализация помогает ярче подчеркнуть важность события, отношение к нему масс.
Распространен сегодня персонифицированный образ, с помощью которого оживает и действует город, район или, скажем, завод, рассказывающие об истории, людях, традициях, сегодняшних трудовых буднях. Этот прием чрезвычайно интересен, дает большие возможности для разнообразного монтажа, создает емкое, образное решение темы, позволяет делать добротный сюжетный сценарий на документальном материале, что расширяет выразительные возможности театрализации. Именно этот ход выдвигает на первый план среди выразительных средств цвет и звук, которые позволяют создать целый спектакль, героями которого, помимо людей, являются улица, площадь, историческое здание, памятник, мемориальный комплекс.
В многообразной методике организации театрализованных трудовых праздников известны способы удачной монтажной компоновки информационного материала, его иллюстрирования средствами искусства, но только создание документально-художественной образности по законам театра превращает простой рассказ или устное выступление, более или менее богато иллюстрированное, в неповторимое реальное действие, органически соединяющее событийную информацию и искусство. Именно этот синтез, в котором театральное начало является не компонентом, а сутью методики, отличает театрализацию от всех других методов художественно-массовой работы. Это особенно важно в театрализованных праздниках, посвященных труду, где мы имеем дело непосредственно с событием или героем, а не с тем или иным сценарным материалом о них.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 549;