Жанровое разнообразие массовых праздников
Маскарад
В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Актуальность темы « Маскарад » выражается в возможности возрождения этой формы досуга так как маскарад несет в себе и зрелищность (т.е.наличие зрителей), и непосредственное участие в действе каждого зрителя. Кроме того, эта форма досуга интересна и увлекательна, он дает возможность раскрыть человеку свои творческие способности через конструирование игровой деятельности, через костюм и роль. Так же маскарад насыщен разнообразными художественными элементами и творческими решениями. Театральная энциклопедия определяет маскарад как (от фр. Mascarade, ит. Masherata) - это празднество, бал, вид массового народного гуляния с уличными шествиями, театрализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы. Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом.
Истоки маскарадов лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. Что же касается России, то прототипами маскарадов были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т.е. истоки находятся в русском фольклоре. Со времени маскарады видоизменялись, приобретали различные формы. Так, появившись при Петре I, маскарады имели своей целью политическую ситуацию реформ, проводимых императором, а так же важное значение в борьбе с церковной оппозицией, выступавшей против нововведений. Маскарады проходили в форме уличных шествий. В этот период времени сословные различия, хотя и имели место были не очень ярко выражены. При Екатерине II все еще существовала такая форма маскарадов, как уличное шествие, однако, маскарады постепенно стали терять всенародность, подвергались «бытовизации» и стали превращаться в обозреваемое зрелище с преобладаниями зрителей над исполнителями - участниками. Тем самым подчеркивались сословные различия общества. Если рассматривать маскарады дальше, то в XIX веке общественные маскарады практически сошли на нет, появилась такая форма, как балы-маскарады, которые проводились в частных домах дворян. Существенным отличием от предыдущих форм является то, что теперь в маскараде отсутствовал какой бы то ни было сюжет, и каждая маска вела себя не зависимо от других. Хотя у маскарадов существовали свои законы, свои вольности и запреты и все же они значительно отличались от традиционных балов с их этикетом и строгим распорядком. Что же касается исчезновения маскарада, то называют несколько причин: 1. Они навязывались сверху. 2. Это был чужеродный элемент для большей массы населения. А если рассматривать историко-политическое положение, то у общества появились другие проблемы, а следовательно и другие интересы. Однако маскарадно-карнавальные традиции все же сохранились в нашей жизни, хотя они и изменили свою форму почти до неузнаваемости. Маскарады проявляются в форме костюмированных вечеров и карнавальных шествий.
Карнавал
Карнавал (ит. carnevale, от лат. carno - мясо, vale - здравствуй), в католических странах Европы, весенний народный праздник, соответствующий русской масленице, сопровождаемый ряженьем, уличными шествиями, театрализованными играми и т.п. Карнавал, как и масленица, сохранил множество ритуальных и обрядовых обычаев, идущих непосредственно от языческих праздников, знаменующих переход от зимы к весне, начало нового календарного цикла. Многие традиционные карнавальные забавы (обливание водой, праздник свечей, костры) - это те же древнеримские весенние праздники, включающие в себя зажигание огня на алтаре Весты, очищение водой, процессии, ряженье, конские скачки и т.п. Между античностью и средневековьем в карнавальной традиции не было никакого перерыва, несмотря на разворачивавшуюся борьбу христианства с языческими традициями. Главная отличительная черта карнавала - это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Несомненно, самым первым карнавальным костюмом стала вывернутая наизнанку шкура (традиционный наряд шутовских масленичных деревенских праздников - тулуп мехом наружу). Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь - связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». В карнавале находят отражение древние представления о мире, когда он воспринимался целостно, без отличия жизни от смерти, высокого от низкого, великого от ничтожного.
Ведущее карнавальное действо - увенчание и последующее развенчание шутовского короля праздника. И здесь тоже находят свое отражение идеи единства жизни и смерти, вечного движения и вечных перемен. Для карнавального сознания нет ничего незыблемого, все понятия относительны, двойственны и противоречивы. В связи с этим так важен для карнавала образ огня - уничтожающего, но и очищающего мир. Наибольшей пышностью известен карнавал в Венеции, самый известный во всем мире, начиная со средних веков и до нынешнего времени. Однако в последнюю неделю перед великим постом во власти карнавала оказывается вся Италия (и особенно Рим), Испания, Франция, Германия, а также некоторые страны Южной Америки. Бразильский карнавал в последние десятилетия приобрел не меньший размах, чем венецианский.
Бал
Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Балы восходят к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.
На придворные балы эпохи Возрождения приглашалось только избранное общество. На бал надевали самые красивые и дорогие наряды. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.
Бальный церемониал был разработан до деталей, танцы следовали один за другим в строго установленном порядке; нередко давались балетные представления, в которых принимали участие знаменитые певцы и танцоры. Иногда весь бал превращался в аллегорический спектакль. Но в те времена люди умели искренне радоваться и непринужденно общаться, так что на балах, надо полагать, царило веселье, а отнюдь не высокомерие и чрезмерная торжественность.
Фестиваль
Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Фестивали бывают национальные и международные.
Конкурс
Конкурс (лат. concursus - стечение, столкновение, стычка) -соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, науки, спорта и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу.
Конкурс может проходить в несколько этапов (как правило: отборочный, основной и финальный).
В повседневной жизни слово конкурс обычно ассоциируется с неким мероприятием, победитель которого получает приз и/или именной диплом (грамоту).
Все они проводятся с целью выявить лучшего из всех претендентов. И, в отдельных случаях, если это предусмотрено условиями конкурса, вручить победителям призы.
Раусная программа
Раусная программа – это встречная программа перед каким-либо мероприятием. Такая программа преследует несколько целей: во-первых, поднимает эмоциональный настрой и, во-вторых, вводит в тематику мероприятия. Для того чтобы выполнять вторую цель, раусная программа должна быть составлена с учетом темы мероприятия. Однако можно преследовать лишь первую цель, тогда нам неважно, что у нас концерт посвященный дню семьи, конкурсы у нас подобраны разные лишь бы поднимали настроение.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 2280;