Страны Европы в XVI в.
(реформация, контрреформация, абсолютизм)
Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей антифеодальный характер. По форме это была борьба против католической церкви, являвшейся главной идеологической опорой феодального строя.
Церковная власть в Средние века была господствующей политической и духовной силой. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление среди рядовых верующих и некоторых священнослужителей.
Основными причинами Реформации являлись преодоление феодальной раздробленности, возникновение централизованных государств, экономический кризис, недовольство различных слоёв населения Европы моральным разложением католической. Одной из предпосылок Реформации были гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на явления культуры, в том числе и на религию.
На протяжении Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, органично вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской. Церковь в Средние века являлась крупнейшим земельным собственником. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, чтобы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.
Католическая церковь процветала, пока господствовал феодальный строй. Но с конца XV в. в Европе начинают распространяться капиталистические элементы, происходит формирование нового класса - класса буржуазии, который был заинтересован в обновленной идеологии. Новая религия должна была отличаться от католицизма простотой и дешевизной.
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом принято считать 1517 г., выступление Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты. Единственным источником религиозной истины должно быть Священное Писание. В период Крестьянской войны 1525 г. обозначился раскол Реформации. Крестьянская война стала следствием толкования крестьянскими массами идей Реформации как призыва к социальным преобразованиям. Во многом этим настроениям способствовало учение Томаса Мюнцера, который в своих проповедях призывал к мятежу, социально-политическому перевороту. М.Лютер выступил с резким осуждением крестьян. Неспособность крестьянских масс и бюргерства сплотиться в совместной борьбе привела к поражению войны.
Идеи Реформации быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии.
В 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Уступкой католиков в отношении конфессии подданных стала фиксация в тексте соглашения права на эмиграцию для жителей княжеств, не пожелавших принять религию своего правителя, причём им гарантировалась неприкосновенность личности и имущества. Однако разрешение политических споров не положило конец спорам догматическим. В 1580 г. разработан документ, получившего название Формулы Согласия. С выработкой Формулы Согласия и созданием корпуса Книги Согласия основные теологические споры внутри Евангелической Церкви были завершены.
Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии, где авторитет католической Яркими представителями движения Реформации в Швейцарии выступили Ульрих Цвингли и Жан Кальвин.
Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание, критиковал схоластическое богословие. Он отвергал церковную иерархию, монашество, поклонение святым, безбрачие духовенства. Главное богословское различие между Лютером и Цвингли состояло в разной трактовке причастия, носившей у Цвингли более рационалистический характер. Цвингли был сторонником республиканизма. Идеи Цвингли получили распространение в Швейцарии, после его гибели были вытеснены кальвинизмом и другими течениями протестантизма.
Основным положением учения Ж. Кальвина было учение о «всеобщем предопределении». Человеку не дано изменить свою участь, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Идеи Кальвина получили распространение и в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.
Комплекс мер, предпринятый католической церковью для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. Контрреформация имела внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя сторона заключалась в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг, внутренней стороной были процессы, которые можно назвать реформацией в самой католической Церкви.
Церковь инициировала создание ордена иезуитов, его основателем был И. Лойола. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Направления деятельности ордена были различны. Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе преданности католической церкви. Важной задачей ордена также была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей.
В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить натиск протестантизма, который победил в основном в Скандинавии, Северной Германии, Нидерландах и Швейцарии, на Британских островах и в Северной Америке. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия.
Концом Реформации можно считать подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Вестфальский мир юридически закрепил принцип: «Чья власть, того и вера», и были зафиксированы конфессиональные границы по состоянию на 1624 г. Одним из основных последствий реформационного движения стало появление протестантизма, который получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли, а также возникшего особым путём англиканства.
Итоги реформационного движения нельзя охарактеризовать однозначно. С одной стороны перестал существовать единый христианский мир, под духовным руководством папы римского. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.
В XVI в. в странах Европы постепенно утверждается абсолютизм. Абсолютизм (от лат. absolutus - независимый, неограниченный). Абсолютная монархия - последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.
Абсолютизм имеет следующие черты: глава государства - монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной, власти; он устанавливает налоги и распоряжается финансами. При абсолютизме достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат, большая постоянная армия; деятельность органов сословного представительства прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство. Основные черты абсолютизм наиболее отчетливо проявились во Франции. Первые элементы абсолютизма появились в конце XV- начале XVI вв., расцвет относится ко времени Ришелье (первого министра Людовика XIII в 1624-1642 гг.) и особенно Людовика XIV (1643-1715 гг.). Спецификой английского абсолютизма было сохранение парламента, слабость бюрократического аппарата на местах, отсутствие постоянной армии. В раздробленной Германии абсолютизм складывался не в общегосударственном масштабе, а в пределах территорий отдельных княжеств.
Вначале абсолютизм играл прогрессивную роль. Он выступал против феодального распада страны, содействовал развитию национальной промышленности, проводя политику меркантилизма. Когда же капитализм достиг уровня, исключающего его дальнейшее эффективное развитие в недрах феодализма, абсолютизм был уничтожен в ходе революций (в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в.).
Литература
1. Всемирная история. Реформация в Германии. URL: http://bibliotekar.ru/istoriya/index.htm (дата обращения 22.10.2012).
2. Контрреформация. URL:
http://reformatsia.ru/kontrreformaciya/ (дата обращения 22.10.2012).
3. Троицкий С.М. Абсолютизм. URL:
http://www.hrono.ru/organ/ukaz_a/absoljutizm.php (дата обращения 22.10.2012)
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 704;