Социологизм Э. Дюркгейма

В противовес психологизму в социологии Э. Дюркгейм разработал концепцию социологизма. А.Б. Гофман рассматривает два аспекта данной концепции: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма, то есть концепция социальной реальности заклю­чается в следующем:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок. Она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество – это реальность особого рода, несводимая к другим реальностям, это ав­тономная, независимая ни от чего реальность. Автономно общество прежде всего по отно­шению к индивидуальной реальности. Идея дихотомии общества и инди­вида является важной частью концепции Э. Дюркгейма. Чтобы подчеркнуть отличие индиви­дуального и коллективного (общественного) Э. Дюркгейм предлагает следующие понятийные пары:

индивидуальные факты – социальные факты,

индивидуальные представления – коллективные представления,

светское – священное.

Человек для Э. Дюркгейма – это двойственная реальность, в которой взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

3. Общество, по Э. Дюркгейму, – это не просто самостоятельная реальность. Она явля­ется первичной реальностью по отношению к индивиду и определяет человеческое созна­ние и поведение. Иными словами, Дюркгейм утверждает примат общественного над инди­видуальным. В приведенных выше дихотомических парах стороны, воплощающие социаль­ную реальность, господствуют над индивидуальным. Так, например, социальные факты и коллективные представления определяют соответствующие индивидуальные факты и пред­ставления. Общество, таким образом, является для Дюркгейма более богатой и более «реальной» реальностью, чем индивид. Общество доминирует над индивидом, создает его и является источником всех высших ценностей.

Э. Дюркгейм, отдавая приоритет общественному началу, выступает сторонником социального реализма. Он признает, что общество возникает в результате взаимодействия людей, но раз возникнув, оно начинает жить по собственным законам.

Методологический аспект социологизма тесно связан с онтологическим и заключается в следующем:

1. Так как общество – часть природы, то и изучать его нужно по аналогии с исследова­нием природы. Это означает, что методология социологии как науки об обществе подобна методологии наук о природе. Познавательная цель социологии заключается в исследовании устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Социология должна использовать ме­тоды, аналогичные методам естественных наук.

Главный принцип методологии Э. Дюркгейма гласит: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». Это значит, что исследованию должны подвер­гаться не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно. Дюркгейм предла­гает устранить из социологии все так называемые предпонятия, то есть понятия, образовавшиеся вне науки.

«Рассматривать факты определенного порядка как вещи – значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыс­лительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неиз­вестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внима­тельной интроспекцией».[47]

Социальный факт, по Э. Дюркгейму, имеет два главных признака:

1) он существует вне и независимо от индивида;

2) он оказывает на индивида принудительное воздействие.

Социальная реальность, таким образом, представляется как внеиндивидуальная и на­дындивидуальная. Для Э. Дюркгейма сущность любого социального процесса заключается в подчинении индивида способам действия, которые приходят извне. Иными словами, Э. Дюркгейм в отли­чие от сторонников психологической парадигмы рассматривает социальный процесс со стороны действия внешних сил на изучаемого индивида.

Э. Дюркгейм полагал, что любой социальный факт обладает принудительной силой. Принуждение, по мнению социолога, имеет место в любой группе, когда всем внушается какое-либо чувство или коллективная реакция (например, смех). Такой факт является ти­пично социальным, так как возникает единая коллективная реальность, коллективное сознание. Коллективное сознание трактуется Э. Дюркгеймом как совокупность общих верований и чувств, свойственных в членам той или иной социальной группы. Эта совокупность образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь.

Приводя примеры того, как коллективная реальность и коллективное сознание опреде­ляет индивидуальную реальность и индивидуальные сознания, Э. Дюркгейм пишет о моде, о влиянии толпы, об общественном мнении и др. Он доказывал, что все основные со­циальные институты (образование, воспитание, наука, мораль и др.), нормы, верования лю­дей заданы извне и всем навязываются. Все эти феномены Э. Дюркгейм считал социальными фактами, которые он рассматривал как способ сделать индивида восприимчивым к внеш­нему принуждению.

2. Так как социальная реальность – это реальность особого рода, то социология как наука, изучающая эту реальность, имеет полное право на существование. В силу того, что социальная реальность несводима к другим реальностям, то одни социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. То есть любое социальное явление может быть объяснено только другим социальным явлением.

3. Общество – это высшая реальность. Следовательно, единственно верным способом объяснения является социологический способ, а социология признается не просто специфи­ческой наукой о социальных фактах, а обобщающей наукой, своего рода наукой наук. Социология, по мнению Э. Дюркгейма, призвана обновить и социологизировать самые раз­личные области знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Э. Дюркгейм предлагает строить социологию на эмпирическом и рациональном фунда­менте. Предметом социологии, по мнению французского ученого, являются социальные факты. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив со­циологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании.

Структура социологии мыслилась Э. Дюркгеймом следующим образом:

1. Социальная морфология (аналогична анатомии) исследует субстрат общества, его структуру, материальную форму (изучает географическую основу жизни людей в связи со­циальной организацией, народонаселение, его объем, плотность, распределение по террито­рии).

2. Социальная физиология исследует конкретные проявления обществ. Она вбирает в себя следующие дисциплины:

– социологию религии;

– социологию морали;

– социологию права (юридическую социологию);

– социологию экономики;

– лингвистическую социологию;

– социологию искусства (эстетическую социологию).

3. Общая социология (подобна общей биологии) осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы функционирования и развития общества.

Историки социологии обращают внимание на следующие достижения концепции социологизма:

1) признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам;

2) изучение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение;

3) обоснование социальной природы процесса познания.

Вместе с этим отмечаются и недостатки данной теории:

1) социальная реальность рассматривается как внеиндивидуальная и надындивидуаль­ная;

2) социальные факты представляются как вещи, существующие независимо от чело­века и имеющие какое-то свое особое бытие.

 








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 4580;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.