Истоки немецкой социологии
В конце XIX века позитивизм начинает испытывать методологические трудности в объяснении общественной жизни. В адрес социологии, построенной на принципах позитивизма, высказываются серьезные упреки в том, что она теряет подлинный объект исследования, игнорирует специфику социальных явлений. Противники позитивизма утверждали, что в области социальных явлений мы имеем дело не с механической причинностью, свойственной природе, а с закономерностями человеческого бытия, имеющими телеологический (целеполагающий) характер, которые не связаны с безусловной необходимостью.
Формируется новая парадигма, которая проводит четкую грань между миром природы и миром социокультурного бытия. Общество рассматривается не как организм, а как организация духовного порядка. Данная парадигма начинает формироваться в Германии. Причина тому – особые условия и предпосылки возникновения немецкой социологии. Если в Англии, Франции, США социология была тесно связана с позитивизмом, то в Германии социология основывалась на традициях немецкой классической философии. Долгое время в Германии социологическая проблематика рассматривалась под рубрикой «философия» или «национальная экономия», а сама социология (которая отождествлялась с позитивистской доктриной) не признавалась в качестве самостоятельной науки.
Известный немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911) даже посвятил специальный труд доказательству невозможности существования социологии как науки. В. Дильтей условно выделял два вида наук (по предмету): науки о природе (естественные) и науки о духе (социогуманитарные). Естественные науки, по В. Дильтею, прослеживают, каким образом естественные события воздействуют на человека. Социогуманитарные науки изучают свободную деятельность человека, преследующего определенные цели.
Физические вещи, изучаемые естествознанием, известны нам лишь опосредованно, как явления. Напротив, данные науки о духе берутся из внутреннего опыта, из непосредственного наблюдения человека над самим собой и над другими людьми и отношениями между ними. Следовательно, первичным элементом наук о духе является, по В. Дильтею, непосредственное внутреннее переживание, в котором представление, чувство и воля слиты воедино и в котором человек непосредственно осознает свое существование в мире. Это непосредственное переживание сугубо индивидуально, поэтому, по мнению В. Дильтея, социология как обобщающая наука об историческом развитии не может существовать.
Таким образом, главным средством социогуманитарного познания В. Дильтей считал понимание в противовес объяснению в естественных науках. В. Дильтей говорил: «Мы объясняем природу, но мы понимаем духовную жизнь».
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936), представители баденской школы неокантианства, предложили различать науки не по предмету, а по методу. Они различали «номотетические» (номос – греч., закон, порядок) и «идеографические» (образные) методы. Номотетические методы рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого посредством естественнонаучных законов. Идеографические методы описывают единичное в его эмпирической неповторимости. Общие законы, по их мнению, несоизмеримы с единичным конкретным существованием, в котором всегда присутствует нечто, невыразимое в общих понятиях.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1105;