К. Маркс об общественном развитии
Главным фактором развития общества, по мнению К. Маркса, является постоянно возникающее противоречие между развивающимися производительными силами и консервативными производственными отношениями. Производительные силы при этом, в свою очередь, вступают в конфликт с надстройкой. К. Маркс утверждает, что поступательное движение производительных сил, их прогресс является непреложным фактом. Это закон. Производительные силы не могут не развиваться. Производственные отношения, напротив, имеют тенденцию к застою, стагнации, так как являются выражением воли господствующих классов, которые не заинтересованы в серьезных социальных изменениях.
В истории бывают периоды, когда между производительными силами и производственными отношениями существует неустойчивое равновесие. Иными словами, уровень развития производительных сил соответствует характеру производственных отношений. Однако, через определенное время это равновесие нарушается. Производственные отношения вместо того, чтобы способствовать развитию производительных сил общества, начинают тормозить их развитие. Производственные отношения становятся оковами производительных сил. В таких ситуациях, считает К. Маркс, требуется революционное преобразование производственных отношений. Процесс смены типа производственных отношений сопровождается многочисленными классовыми и сословными столкновениями и конфликтами. Происходит смена общественных формаций, или социальная революция, после которой формируются новые производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню развития производительных сил общества. Однако, К. Маркс замечает, что даже после революции элементы прежних формаций не исчезают бесследно, а сохраняются в виде пережитков.
Для более адекватного понимания подхода К. Маркса к социальному развитию Р. Арон и А.Б. Гофман сравнивают его с подходом О. Конта, выделяя общие и особенные моменты.
Сходства между подходами К. Маркса и О. Конта состоят в следующем:
1. Оба верят в универсальную эволюцию человеческого рода, в ходе которой все общества проходят в своем развитии одни и те же стадии. По О. Конту, это теологическая, метафизическая и позитивная стадии, по К. Марксу – это пять общественно-экономических формаций.
2. Оба верят в прогресс, то есть считают, что развитие происходит от низшего к высшему, от менее совершенных социальных форм к более совершенным. Однако, если О. Конт основой этого прогресса считал интеллектуальное и моральное совершенствование, то К. Маркс – развитие производительных сил.
3. Оба верят в конечное совершенное состояние человечества, в грядущий золотой век. По О. Конту, это позитивное состояние человечества, по К. Марксу – коммунистическая формация.
Ниже приведены различия точек зрения О. Конта и К. Маркса на развитие общества:
1. О. Конт полагал, что нормальное социальное развитие предполагает преемственность, то есть отсутствие резких скачков и сдвигов. К. Маркс нормальное социальное развитие связывал с бурными революционными трансформациями и сдвигами. Для него «революции – локомотивы истории». За годы революционных изменений человечество, по К. Марксу, проходит такой же путь, как за десятилетия мирной эволюционной жизни.
2. О. Конт считал, что фундаментальные структуры общества в принципе неизменны, меняется лишь социальная оболочка. К. Маркс был убежден, что общество меняется в самой своей основе. Бывают застойные периоды жизни общества, когда производительные силы топчутся на месте, а бывают кардинальные экономические взрывы, сопровождающиеся социальными и научно-техническими революциями.
3. О. Конт рассматривал традиции в жизни общества как великую благотворную силу. С помощью традиций, по О. Конту, происходит передача накопленных ценностей от одного поколения другому. К. Маркс оценивал роль традиций в общественном развитии иначе. Он утверждал, что «традиции всех мертвых поколений тяготеют как кошмар над умами живых».[45]
4. По О. Конту, социальный прогресс всегда носит мирный, непротиворечивый характер. Революции, критические фазы в социальном развитии – это патологии. К. Маркс признает источником социального развития конфликты, противоречия. Согласно диалектическому материализму, одним из создателей которого является К. Маркс, источником развития является борьба противоположностей. Эта борьба абсолютна, тогда как единство противоположностей относительно. Вся общественная жизнь, по К. Марксу, пронизана противоречиями.
Центральное место в теории социальных изменений Маркса занимает проблематика революции. Социальная революция для Маркса – это не просто переход от одной, менее прогрессивной формации, к другой, более прогрессивной, но и определенный способ и содержание такого преобразования. Революция, по К. Марксу, – это быстрый, резкий, конфликтный и всеобщий сдвиг в общественных отношениях. Революция не только неизбежна, но и желательна, так как позволяет ускорить социальный прогресс.
Социальные реформы К. Маркс рассматривает как искусственный тормоз в социальном развитии, как уступки или обман со стороны господствующих классов либо как проявление слабости и нерешительности угнетаемых классов. Идеалом социального развития для Маркса была непрерывная революция, которая необходима для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 7567;