В литературе встречается и формационный (марксистский) подход к делению политических систем на типы — рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические.
Такое множество типологий политических систем определяется сложностью политического мира, многообразием критериев, на основе которых можно более детально рассмотреть политические процессы, происходящие в каждой стране.
Политические режимы.
Понятие "режим" - совокупность способов осуществления политической и государственной власти.Политический режим образуется в политической системе общества под влиянием целого ряда факторов. На него влияют цели и задачи, которые ставят перед собой находящиеся у власти политические элиты и политические партии, степень остроты классовых и межнациональных противоречий, наконец, уровень политической культуры и исторических традиций, сложившихся в обществе.
По мнению многих политологов, как западных, так и отечественных, характер политического режима определяется рядом критериев. К их числу относятся:
· роль и функции главы государства в системе политического руководства,
· способ и порядок формирования представительных
учреждений,
· положение, влияние и условия деятельности политических партий, общественных организаций и движений,
· правовой статус личности, состояние и гарантии прав и свобод граждан,
· наличие объективных источников информации, гласности.
Для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых, норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой, проводимой в государстве.
В научной литературе предлагаются различные классификации, или типологии, политических режимов. Так, в марксистской литературе классификация политических режимов осуществляется в основном с помощью тех же критериев, что и классификация политических систем - формационного и социально-классового. Соответственно до недавнего времени современные политические режимы подразделялись на буржуазно-авторитарные, социалистические и переходные. После того как в бывших странах социализма было признано, что существовавшие там режимы носили тоталитарный или авторитарный характер, очевидно, что данная классификация утратила свое значение.
В немарксистских исследованиях предлагаются иные критерии типологий политических режимов. В частности, численность политических партий, наличие или отсутствие правительственной оппозиции, характер конституционных взаимоотношений центральных органов государства; наличие или отсутствие политических свобод и свободных выборов и др. Однако при всем различии подходов марксистской и немарксистской школ к трактовке политического режима есть между ними и нечто общее. Некоторые представители и того и другого направлений полагают, что политические режимы необходимо классифицировать, во-первых, по степени развитости политической демократии и, во-вторых, с учетом реального политико-правового статуса личности. Основываясь на этих критериях, современные политические режимы можно подразделить на тоталитарные, авторитарные и демократические. При этом следует подчеркнуть отсутствие жестких границ между ними и наличие переходных, смешанных форм. Такой, например, формой является иногда выделяемый в научной литературе либеральный режим.
Тоталитарный и авторитарный политические режимы.Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим — феномен XX в. В политический лексикон термин "тоталитаризм" (от лат. "1о1аН$" — весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б.Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е гг. одним из первых ученых, использовавших понятие "тоталитаризм", был немецкий философ и политолог К.Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Хотя тоталитаризм становится политической реальностью лишь в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н.Макиавелли, концепцию общества-государства Т.Гоббса.
Научное осмысление тоталитаризма началось в середине 40-х гг XX в В 1944 г. выходит первое крупное политико-философское исследование этого феномена -"Путь к рабству", автором которого был австрийский ученый Ф.А фон Хайек Он рассматривает появление тоталитаризма как следствие кризиса к концу XIX в идеалов и принципов классического либерализма, с одной стороны, и появления массового социалистического движения — с другой. Хайек обвиняет социалистов в том, что, стремясь создать массовое движение, опирающееся на единую идеологию, они создали те идеологические модели, которыми так успешно воспользовались нацисты и фашисты. Хайек тонко подметил общее для социалистов и нацистов требование главенства политики над экономикой, которое неизбежно приводит к присвоению государством абсолютной власти. Фундаментальная теоретическая разработка проблемы тоталитаризма была продолжена в 50-е гг. и связана с именами X Арендт ("Происхождение тоталитаризма"), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тотальная диктатура и автократия"), а также Р.Арона, Л.Шапиро, Дж.Киркпатрик.
В бывших социалистических странах данная проблема до недавнего времени не изучалась, за исключением работ югославского ученого М.Джиласа и болгарского Ж.Желева, которые исследовали казарменно-коммунистическую модель тоталитаризма.
В политической сфере для тоталитаризма свойственны:
1) культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,
2) монополия одной партии на власть, не ограниченная
по существу никаким законом и даже уставом самой партии,
3) Недопущение любого идеологического инакомыслия
и политической оппозиции,
4) срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть По существу, правящая партия превращается в "государство в государстве", становится над государством и над гражданским обществом,
5) культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и "дух нации", ее "историческую судьбу" (как в фашизме или нацизме) или "борьбу
народа за социалистические и коммунистические идеалы"(как в сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую
функцию, сплачивал нацию или народ на основе господствовавших отношений и ценностей,
6) фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод;
7) наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы Основным лозунгом тоталитарного политического режима является лозунг "запрещено все, что неприказано".
В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью.
В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политического режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового "наилучшего" политического и социального порядка и создание нового типа личности. Основу такой идеологии составляет привлекательная утопия.
Тоталитарная модель общества обладает очень высокой способностью мобилизации ресурсов и усилий для достижения узко ограниченных целей, например военного строительства или в периоды войн. Но, как показывает исторический опыт, тоталитарный режим не в состоянии длительное время обеспечивать эффективную жизнедеятельность общества. Это связано с тем, что осуществляемые насильственно меры характеризуются нерациональностью, большими социальными издержками, нарастанием структурных диспропорций в экономике. В условиях тоталитаризма человек лишается внутренних побудительных стимулов к труду, отсутствие которых власть компенсирует либо применением насилия, либо попытками разжечь массовый энтузиазм.
Нынешнее состояние нашего общества характеризуется в научной литературе как посттоталитарное (Демократия и тоталитаризм. Материалы дискуссии//Свободная мысль. 1991 № 15. С.34, 38), открывающее возможности для перехода при благоприятных условиях к демократическому режиму, но вместе с тем сохраняющее опасность установления авторитарной власти.
Авторитарный режимпо своему характеру близок к тоталитаризму. В истории авторитарные режимы часто приходили на смену тоталитарным. Это происходило тогда, когда наступал кризис тоталитаризма, приводивший к некоторым послаблениям в политической жизни. При внешнем сохранении старой системы власти ее контроль над обществом перестает быть тотальным, всепоглощающим Авторитарный режим при всей близости к тоталитаризму отличается от него следующими признаками.
Во-первых, авторитаризм не претендует на политический контроль за всеми сторонами жизни общества. Обеспечивая любым путем, включая прямое насилие, политическую власть, авторитарный режим не вмешивается в те сферы, которые не связаны непосредственно с политикой. Для него характерны разгосударствление, деэтатизация экономики, культуры, социальной сферы. И, хотя власть может активно влиять на стратегию экономического развития и проводить достаточно активную социальную политику, механизмы рыночного саморегулирования при этом не разрушаются.
Во-вторых, здесь нет единой идеологической базы, сверхидеи или она довольно размыта. Западные политологи называют авторитарные режимы прагматическими диктатурами в отличие от идеократических при тоталитаризме
В-третьих, авторитарный режим по сравнению с тоталитарным более гибок, способен к трансформации и модернизации. Он допускает размежевание и поляризацию различных политических сил и интересов, разрешает в определенных рамках легальную оппозицию и тем самым способствует зарождению демократических механизмов и институтов.
В-четвертых, тоталитарные режимы опираются прежде всего на массовые движения, партии, вожди которых, как правило, не входили в старые структуры власти, а авторитарные режимы всегда пользуются поддержкой традиционных сил порядка — армии, бюрократии, церкви.
Авторитаризму присущи следующие черты:
1. Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны и неподотчетны другим государственным органам. Это могут быть абсолютный монарх, тиран, военный диктатор, военная хунта и другие олигархические структуры. Масса же населения отчуждается от власти.
2. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов Фактический отказ от концепции разделения властей.
3 Опора на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться по пулярностью среди населения, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить
население к повиновению, и обычно не скрывает этого.
4 Ограничение или полное запрещение легальной политической оппозиции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям. Конкуренция в политической сфере отсутствует.
5. Отказ от тотального контроля над обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Основным лозунгом режима является лозунг "Разрешено все, кроме политики".
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного человека или группы людей, не допускающую политической оппозиции, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарном политическом режиме запрещаются главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий (кроме заверений властей) своей автономии и безопасности.
При справедливой критике авторитарных режимов за централизацию власти, жестокость и т.д. необходимо видеть их конструктивную роль в некоторых случаях, особенно в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обычно обладает сравнительно высокой способностью обеспечить общественный порядок, стабилизацию общества, осуществить быструю реорганизацию общественных структур вопреки сопротивлению консервативных сил, сконцентрировать усилия и ресурсы на решении определенных вопросов. Все это способствует формированию национального рынка, гражданского общества, политической культуры и проведению радикальных реформ.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
· Политическая система - сложное образование, включающее элементы с, часто, противоположной направленностью интересов и целей.
· Возможны несколько подходов к типизации политических систем, которые определяются в зависимости от контекста исследования, интересов и парадигмы исследователя.
· Определяющим элементом политической системы является политический режим. Понятия тоталитаризма и авторитаризма являются гендерными, не несут морального оценочного компонента. Сильная авторитарная власть, ориентирующаяся на демократию, к примеру, может оказаться эффективным средством слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических реформ.
Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 600;