При отсутствии какой-то из этих черт наступает без­властие, т.е. для политической власти необходимо нали­чие всех четырех черт.

 

Политическая власть выполняет определенные функции:

· господство — подчинение одних групп, классов дру­гим;

· руководство — определение и законодательное зак­репление политического, идеологического, экономическо­го волеизъявления правящей элиты общества;

· управление — проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений;

· контроль — обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.

 

Структура власти.

Понятия "политическая" и "государственная" власть не тождественны и их следует различать.

Государственная власть — это политическая власть, осуществляемая специальным, обособленным аппаратом на определенной территории, на которую распространяет­ся государственный суверенитет. Она имеет возможность обратиться к средствам организованного и законодательно закрепленного насилия. Это — самая полная, самая раз­витая, высшая форма политической власти. Политическая власть (князья, вече, суды, советы старейшин) существо­вала уже в условиях первобытнообщинного строя (во вся­ком случае, на его последнем этапе), но обособленного ап­парата осуществления власти еще не было. А значит, не было и государства. Возникновение государства было обусловлено появлением частной собственности, такого усложнения общественных, классовых отношений, что удержание политической власти, а также экономических привилегий требовало создания специального аппарата принуждения.

 

Государственная власть имеет свою внутреннюю струк­туру. Обычно ее составляют органы, выполняющие зако­нодательные, исполнительные и судебные функции. Миро­вая политическая теория и практика отработала систему, согласно которой эти органы должны быть разделены и не­зависимы друг от друга. В таком случае невозможно моно­полизировать, узурпировать власть ни каким-либо органом, ни какой-либо одной партией, ни личностью. ( В марксистской политической теории идея разделения властей традиционно критиковалась. Сторонником единства законо­дательной и исполнительной власти был К.Маркс. За об­разец он брал Парижскую Коммуну, которую считал "работающей корпорацией", сосредоточившей "в едином кулаке" власть, принимающую законы, и власть, исполня­ющую их. Реализованная в практике работы Советов, она привела к возвышению административно-вспомогательного аппарата и сосредоточению огромной власти в руках ис­полнительных органов и бюрократизации власти).

 

Проблема легитимности власти.

Власть в нормальном цивилизованном обществе дол­жна обладать легитимностью. Это понятие возникло в начале XIX в. во Франции.

Легитимная власть характеризуется обычно как право­мерная и справедливая. Легитимность является понятием общественного сознания связана с верой по давляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Как и любую веру, легитимность невозможно создать. Она либо есть, либо её нет.

Легитимность, или соглашение с законом, правиль­ность, законность, призвана сформировать авторитет, дове­рие к правительству, найти убедительную аргументацию для оправдания таких непопулярных в народе действий, как принуждение, насилие, если эти методы и действия не достигаются на основе взаимопонимания и согласия.

В наши дни легитимность — обязательный признак цивилизованной власти, признания гражданским общес­твом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права носи­телей власти предписывать нормы поведения другим ин­дивидам. Однако легитимность вовсе не означает, что аб­солютно все граждане принимают данную власть. В любом обществе есть правонарушители, уголовники, анархисты. Легитимность не означает также поддержки всеми проводимого политического курса. В обществе всег­да есть критики правящей группы, несогласное меньшин­ство. Легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются основной частью общества.

Власть, пренебрегающая требованиями легитимности, недолговечна. Такое пренебрежение характерно для дес­потической, тиранической власти, в которой легитимность поддерживается методами насилия.

В меньшей мере в легитимности нуждается власть де­мократическая, поскольку она в силу своих принципов действует на основе таких ценностей, как общественная польза, справедливость, разумность.

Субъекты политики и ресурсы власти.

Под субъек­том политики понимают носителя практической деятель­ности,

источник активности, направленный на объект. Быть субъектом — значит сознательно и активно форми­ровать действительность, видоизменять ее в соответствии с собственными потребностями. Субъекты — это группы людей или люди, влияющие на принятие политических ре­шений или участвующие в их принятии.

К субъектам политической власти относятся:

1) соци­альные общности (классы, этносы, социальные группы и т.д.);

2) государство;

3) политические партии и организа­ции;

4) правящие элиты, бюрократия, лобби;

5) групповое и индивидуальное лидерство;

6} личная власть;

7) отдель­ные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, выборы, демонстрации).

 

Социальным носителем власти может стать по сущес­тву любой субъект политики. Вступая в политическую жизнь, любой класс, группа, индивид или политический институт получают свой шанс в достижении власти и овла­дении ею. Однако вся многообразная история человечес­тва показывает, что реальной политической властью чаще всего обладают господствующий класс, правящие полити­ческие группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти.

Чтобы познать механизм политической власти, необ­ходимо рассмотреть, что такое господство и господствую­щий класс.

Господство — понятие, характеризующее осуществле­ние власти, которое принимает институционные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

В западной политологии конца XIX — начала XX в. теорию господства разрабатывал немецкий теоретик М.Вебер. Он различал власть и господство и считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характеристики. В отношении к власти и господству М.Вебер исходил из признания основным, конечным субъектом политики личность. Он дал социологически обоснованную типологию форм господства (в нашей лите­ратуре их иногда называют "различные концепции гос­подства"). По определению Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят сопротивление определенной группы людей. Легитимное господство не может ограничиваться фактом политической или экономи­ческой реализации власти, оно нуждается в вере в ее за­конность.

 

Вебер различает три типа легитимного законно­го господства.

/. Рациональный. Он основан на осознанном убеждении в законности установленных порядков и правомочности оп­ределенных органов, призванных осуществлять власть.

2. Традиционный. Базируется на привычном, чаще всего нерефлексивном, убеждении в правильности, свя­тости издавна принятых традиций и в законности власти. Такой тип господства — это отношение господина и слуги. Традиции, на которые опирается господство, распростра­няются и на правителей, ибо и они подчиняются традиции, и им нельзя нарушать традиционные нормы. В традицион­ном господстве четко выражен патримонализм, т.е. прави­тель правит страной как большим домом.

3. Харизматический. Он основан на личной предан­ности человеку, по инициативе которого установлен дан­ный порядок, основанный на вере в его особые отношения с Богом, историческое предназначение.

Трактовка понятия господства, данная Вебером, до сих пор остается в политологии доминирующей.

· Экономическое господство проявляется в контроле над средствами, процессом и продуктом труда.

· Политическое господство заключается в государствен­ных гарантиях экономического контроля над средствами, процессами и результатами труда.

· Идеологическое господство проявляется в обоснова­нии экономического контроля. Цель идеологического гос­подства — сделать данные отношения оправданными и справедливыми.

Важнейшей социальной причиной господства или под­чинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

 

Под ресурсами власти следует понимать все те сред­ства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. К ним от­носятся ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир челове­ка (средства массовой информации), либо орудия, с по­мощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы).

Ресурсы, выступающие одним из важнейших основа­ний власти, наряду с субъектом и объектом, могут исполь­зоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти весьма многообразны. Их можно клас­сифицировать разными способами. Согласно одному из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие соци­альные блага;

к принудительным — меры уголовного и ад­министративного воздействия;

к нормативным — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одоб­рение действий субъекта власти, принятие его требований.

Согласно другому ресурсы делятся с учетом важней­ших сфер деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы — это материальные ценнос­ти, необходимые для общественного производства и пот­ребления (деньги, продукты питания, полезные ископае­мые и др.).

Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в соци­альной иерархии (должность, престиж, образование и др.).

Культурно-информационные ресурсы — знания и ин­формация, а также средства их получения: институты нау­ки и образования, средства массовой информации и др.

Силовые ресурсы — это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.

Обобщив сказанное, можно сделать следующие выводы:

· политика — это сфера жизнедеятель­ности, где в борьбу за власть, ее завоевание, использова­ние или влияние вовлекаются классы, социальные и об­щественные группы, партии, различные движения и отдельные индивиды. Для современного этапа развития нашего общества характерно обострение борьбы за поли­тическую власть на всех уровнях. Власти хотят многие. Хорошую власть хотят миллионы людей. Власть — одно из стержневых понятий политической науки. Через ее пос­редство и воздействие преодолеваются конфликты, уста­навливается единство общества, регулируются обществен­ные связи в различных сферах — экономической, духовной и собственно политической.

 








Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 400;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.