Интеракционизм Ч.Х. Кули

Объектом изучения интеракционизма является межличностное взаимодействие. Основоположником данного направления принято считать Чарльза Хортона Кули (1864-1929). Он является одним из основателей американской социологии. Ч. Кули провел большую часть жизни в Анн-Арборе (шт. Мичиган). Вся его профессиональная карьера была связана с преподавательской деятельнос­тью в Мичиганском университете, где он работал с 1882 г. до самой смерти. Основные работы Кули: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная орга­низация» (1909), «Социальный процесс» (1918).

Все компоненты общества, по Ч. Кули, тесно связаны между собой. Задача социолога – выяснить, каковы принципы этого взаимодействия. Основными компонентами общества, считает социолог, являются индивиды, группы и организации. Личность Ч. Кули трактовал как совокупность психических реакций человека на мнение окружающих людей.

Самосознание, по мнению американского мыслителя, включает три основных компонента:

­– представление о том, каким я кажусь другому лицу;

– представление об оценке, которую другой индивид дает моей «кажемости»;

– появляющаяся у человека в результате этих двух представлений чувство «Я» как проявление либо гордости, либо унижения.

Явление, описанное в третьем компоненте, Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Это понятие показывает зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и от собственной самооценки. Понятие «зеркального Я» Ч. Кули распространил на всю сферу общественных отношений.

Сущность человека, по Ч. Кули, определяется его функционированием в социальном окружении, которое формирует его как личность. Человек постоянно смотрится в других людей как в зеркало. В результате человек бессознательно начинает ориентироваться на эти зеркальные отражения и выстраивать свое собственное «Я» согласно этим отражениям.

Ч. Кули утверждал, что формирование собственного «Я» проходит три стадии:

1) конструирование, воображение своей собственной внешности. Человек планирует свой образ, представляет себе, как выглядит со стороны;

2) интерпретация реакции других. Человек анализирует то, как другие реагируют на него, т.е. он размышляет, совпадает ли его субъективное восприятие с восприятием других;

3) конструирование собственного образа. Человек соединяет собственную изначальную мотивацию с реакциями других и тем самым формирует собственный образ. Этот образ, в итоге, обусловливает социальное поведение индивида.

Общество складывается из таких взаимных психологических реакций людей друг на друга, поэтому определяющее значение в жизни общества имеют межиндивидуальные отношения, которые складываются в первичных группах.

Ч. Кули внес весомый вклад в изучение социальных групп. Он ввел в оборот понятие «первичная группа». Первичными Ч. Кули называл груп­пы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Они являются основой формирования ценностных установок личности, ее идеалов, в конечном счете, ее социальной природы. Первичные группы дают инди­виду первый опыт социального единства и мало подвержены изменениям. Они выражают всеобщую природу человека и являются источниками жизни как для индивидов, так и для социальных институтов. Эти группы распространены во всех обществах, являясь повсеместными и универсальными.

Наиболее распространен­ные первичные группы, которые подробно анализирует Ч. Кули, – это семья, детская игровая группа, соседи и общинная группа старших. Кроме них, он пишет о клубах, братствах, школах, объединениях рабочих одной профессии и др. Социолог отмечал, что первичные группы независимы от макросоциальных структур и существуют в любом обществе, начиная от первобытного, примитивного и кончая современным, индустриальным.

Ученый противопоставляет первичные группы вторичным, характерным для крупных индустриальных городов, в которых происходит распад тесных социальных и межличностных связей, составляющих главную особен­ность первичных групп. К вторичным группам Ч. Кули относит институты, формирующие социальную структуру общества. Среди них он называл правительство, церковь, образование, промышленные системы, собственность. Ч. Кули считал их институтами, так как они являются продуктом реализации по­стоянных потребностей человеческой природы. В них царят безличные, формализованные отношения, а индивид оказывается не более чем носите­лем определенных функций. Вторичные группы по своим размерам могут значительно превышать первичные. Они создаются людьми сознательно для достижения строго опреде­ленных целей, эмоциональные отношения и взаимодействия между их членами уходят на задний план. В этом смысле вторичные груп­пы противостоят первичным.

Идеи Ч. Кули сыграли значимую роль в появлении одной из первых парадигм социологии – символическо­го интеракционизма, дали толчок развитию социальной психологии, способствовали возникновению Чикагской социологической школы. Идея первичных групп Ч. Кули была положена в основу знаменитого Хоторнского эксперимента.

 

Таким образом, психологическое на­правление в социологии второй половины XIX – начала XX вв. было шагом вперед в понимании социальной реальности. Социология впервые обратилась к ана­лизу конкретных проблем личности, социальной группы, общества.

Психологическое направление способствовало преодолению биологического редукционизма в понимании общественной жизни. В рамках психологического подхода получила дальнейшее развитие идея эволюции. Теперь эволюция общества описывалась не как объективная, неосознаваемая, а как сознательная, направленная, предполагающее активное личностное начало.

 

Вопросы и задания по теме

1. Представители какого направления рассматри­вали процесс развития общества как часть космической эволюции, имею­щей направленный характер, как переход от простых этапов к сложным на основе развития сознательного начала?

а) позитивизма;

б) социал-дарвинизма;

в) психологического эволюционизма;

г) расово-антропологической школы;

д) органицизма;

е) этнометодологии.

2. Какие две составные части эволюционного процесса выделял Л. Уорд?

а) генезис и телезис;

б) капитализм и коммунизм;

в) военное и промышленное общества;

г) община и общество.

3. Что, по мнению Ф. Гиддингса, является основой сознательной эволюции?

а) интерес;

б) потребности людей;

в) сознание рода;

г) противоречие между умственным и физическим трудом.

4. Какие основные социальные процессы выделял Г. Тард?

а) диффузию, конвергенцию и диссипацию;

б) подражание, оппозицию и адаптацию;

в) конкуренцию, конфликт и ассимиляцию;

г) глобализацию, индустриализацию и секуляризацию.

5. Результатом какого социального процесса, по мнению Г. Тарда, являются рост государств, экономическое развитие, язык, религия и другие феномены соци­ального мира?

а) конфликта;

б) интроспекции;

в) конкуренции;

г) подражания.

6. Какие методы, по мнению Г. Тарда, являются основными в социологии?

а) наблюдение и эксперимент;

б) интервьюирование и фокус-группа;

в) археологический и статистический;

г) опрос и наблюдение.

7. Почему Г. Тард считал грядущую эпоху «веком публики»?

8. Кто сформулировал закон «духовного единства толпы», согласно которому в толпе человек превращается в безвольный автомат с подавленным рациональным началом?

а) Г. Спенсер;

б) Г. Лебон;

в) Х. Чемберлен;

г) Л. Уорд;

д) Э. Дюркгейм;

е) К. Маркс.

9. Почему Г. Лебон провозгласил новый век веком толпы?

10. Какой ученый в своей работе «Человеческая природа и социальный порядок» (1902) писал: «Самопредставление… имеет три основных элемента: образ нашего облика в представлении другого челове­ка, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, напри­мер гордость или унижение»?

а) Г. Тард;

б) Г. Лебон;

в) Ч. Кули;

г) Э. Дюркгейм;

д) Ж.-А. де Гобино;

е) Г. Спенсер.

11. В чем суть понятия «зеркальное Я», введенного Ч. Кули?

а) оно показывает зависимость самосознания индивида от мнения окружающих и от собственной самооценки;

б) оно утверждает, что человек в своем поведении всегда подражает другим людям;

в) оно демонстрирует взаимосвязь природной и социальной эволюции;

г) оно показывает, как происходит переход от военного типа общества к промышленному.

12. Как Ч. Кули назвал социальные группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством, являются основой формирования ценностных установок личности, ее идеалов, в конечном счете, ее социальной природы?

а) классы;

б) нации;

в) первичные группы;

г) вторичные группы;

д) социальные институты;

е) социальные организации.


 

ГЛАВА 6.








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 3689;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.