Психология народов В. Вундта
Во второй половине XIX века на фоне завершения процесса формирования наций во многих европейских странах наблюдался национальный подъем и рост националистических настроений. В Германии данный процесс имел свою специфику, связанную с необходимостью объединения десятков независимых немецких земель в одно государство. Эта специфика, по мнению Г.М. Андреевой, нашла свое отражение в концепции психологии народов. Теоретическими предпосылками данного направления послужили учение о народном духе Г. Гегеля (1770-1831) и идеалистическая психология И.Г. Гербарта (1776-1841).
Родоначальниками психологии народов считают немецких мыслителей Морица Лацаруса (1824-1903) и Xеймана Штейнталя (1823-1899). С 1860 года они издавали журнал «Психология народов и языкознание», в котором сформулировали исходные положения данного направления. М. Лацарус и Х. Штейнталь подразделяли науки на две группы: науки о природе и науки о духе. Природа и дух, по их мнению, представляют собой две различные сферы реальности, которые качественно отличаются друг от друга. Если в природе ничего нового не возникает, а происходит только механический кругооборот вещей, то дух есть область свободы. Дух постоянно творит новое, развивается, движется вперед. Науки о природе и науке о духе, согласно М. Лацарусу и Х. Штейнталю, могут быть описательными или рациональными. Описательные науки просто регистрируют явления, а рациональные стремятся установить общие законы для этих явлений.
История является описательной наукой о духе, а психология народов есть соответствующая ей рациональная наука. Если история имеет своей задачей простое описание событий и фактов, то психология народов, по мнению немецких мыслителей, исследует психологический механизм, лежащий в основе истории. Психология народов должна объяснить, почему произошло то или иное событие. Главной движущей силой истории и основой ее психологического механизма М. Лацарус и Х. Штейнталь признают некую духовную субстанцию, названную ими духом целого, или народным духом.
Носителями народного духа являются отдельные индивиды. Однако, народный дух не является простой суммой индивидуальных сознаний. Это особый феномен, возникающий вследствие многочисленных социальных взаимодействий в обществе. Индивидуальное сознание – это продукт народного духа. Таким образом, М. Лацарус и Х. Штейнталь, будучи представителями психологического направления, встают на позиции социального реализма. Согласно их концепции, народный дух как воплощение общества полностью определяет бытие и сознание каждого человека. Человек есть общественное существо. Понять его можно, лишь изучив механизмы и закономерности общественной жизни, то есть народный дух. Таким образом, главной задачей психологии народов является выявление и исследование многообразных проявлений народного духа: языка, религии, мифологии, народной поэзии, обычаев, законов, нравов и т.п.
Значительный вклад в развитие психологического направления в социологии, в целом, и психологии народов, в частности, внес выдающийся немецкий психолог, физиолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920). Он является основоположником экспериментальной психологии. В 1879 году в Лейпциге В. Вундт основал первую в мире психологическую лабораторию, которая впоследствии стала мировым центром экспериментальной психологии. Кроме того, немецкий мыслитель вошел в историю как один из родоначальников социальной психологии.
Крупнейшим произведением В. Вундта является 10-томная «Психология народов» (1900-1920), в которой содержится богатейший теоретический и эмпирический материал об особенностях психологии разных народов и этносов, о специфических проявлениях их народного духа в культуре, искусстве, языке, мифах, обычаях, нравах, привычках и др. Немецкий мыслитель в структуре психологии выделял два раздела: физиологическую психологию и психологию народов. Физиологическая психология черпает свои данные из эксперимента. Однако, для изучения высших психических процессов (речи и мышления) эксперимент, по мнению В. Вундта, не пригоден. Их исследованием призвана заниматься психология народов. Метод психологии народов заключается в анализе продуктов народного духа: языка, мифов, и обычаев.
В. Вундт обращает внимание на тесную связь и взаимодействие между индивидуальной психологией и психологией народов. Индивидуальная психология выступает теоретической основой для объяснения языка, мифов и обычаев, которые составляют основу предмета исследования психологии народов. Последняя, в свою очередь, выявляет особенности языка, мифов и обычаев как продуктов народного духа, по которым, как считает В. Вундт, можно судить и о душевной жизни индивидов.
Таким образом, предмет психологии народов охватывает три большие области: язык, мифы и обычаи. Эти явления имеют для психологии народов такое же значение, какое для индивидуальной психологии имеют представление, чувство и воля. «Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли»[36] В. Вундт полагает, что в языке, мифах и обычаях на более высокой стадии воспроизводятся те же элементы, из которых состоит индивидуальное сознание.
Несмотря на то, что В. Вундт рассматривает народный дух как результат духовного взаимодействия индивидов, как продукт из общих представлений, чувств и влечений, немецкий психолог считает его особой коллективной реальностью, относительно независимой от индивидуальной реальности. Язык, мифы и обычаи, возникнув однажды в ходе духовной жизни индивидов, сами начинают воздействовать на сознание людей, обусловливая их представления, эмоции и поступки.
В. Вундт придал психологии народов более конкретный вид за счет предложенной им программы эмпирических исследований языка, мифов и обычаев различных этносов. Можно сказать, что немецкий психолог предпринял одну из первых попыток разработать теорию и методологию изучения повседневного сознания. Очевидно, что психология народов представляет собой одну из форм психологического редукционизма. Все социальные явления и процессы, в конечном счете, сводятся к психическим. Тем не менее, психология народов поставила перед представителями самых разных социально-гуманитарных дисциплин новые проблемы, связанные с духовной жизнью людей. Кроме того, в рамках психологии народов впервые на основе эмпирических данных стали изучаться многообразные формы взаимодействия культуры и индивидуального сознания.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 6805;