Теоретические источники его социологии
Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и как учебной дисциплины. Он родился 15 апреля 1858 г. в г. Эпинале на северо-востоке Франции в семье раввина. Эмиля готовили к занятию религиозной деятельностью, обучая его древнееврейскому языку, священным иудейским текстам. Однако, Э. Дюркгейм отказался продолжить семейную традицию.
С 1879 по 1882 гг. Э. Дюркгейм обучался в Высшей Нормальной школе в Париже. Среди студентов Э. Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком». После окончания университета мыслитель в течение нескольких лет преподает философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с исследованиями в области социальных и философских наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с В. Вундтом.
В 1887 г. Э. Дюркгейм вступает в должность преподавателя социальной науки и педагогики университета г. Бордо. В 1896 г. он становится заведующим кафедрой социальной науки того же университета. Данная кафедра, по утверждению А.Б. Гофмана, является первой кафедры социологии во Франции. С 1898 по 1913 гг. Э. Дюркгейм руководит изданием журнала «Социологический ежегодник». Сотрудники журнала, будучи последователями идей Э. Дюркгейма образовали впоследствии Французскую социологическую школу.
С 1902 г. Э. Дюркгейм преподает в Сорбонне, где возглавляет кафедру науки о воспитании, которая позже была переименована в кафедру науки о воспитании и социологии. Его преподавательская деятельность была весьма интенсивной. Многие его научные работы родились из лекционных курсов. Э. Дюркгейм считался блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Студенты обращали внимание на строго научный, ясный стилем изложения и в то же время отмечали, что лекции Э. Дюркгейма носили характер «социологической проповеди».
Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе и поставила под вопрос общий оптимистический настрой социологии Э. Дюркгейма. Некоторые видные представители школы погибли на фронте, в том числе и сын Э. Дюркгейма Андре, подававший надежды лингвист и социолог. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм умер 15 ноября 1917 г.
Среди мыслителей, которых сам Э. Дюркгейм считал своими предшественниками, в основном его соотечественники. Э. Дюркгейм был убежденным сторонником рационализма. Основы этой традиции заложил Рене Декарт (1596-1650). Работа Э. Дюркгейма «Метод социологии» перекликается с сочинением Р. Декарта «Рассуждение о методе». Оба труда ставят перед собой одну и ту же цель – найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных предпочтений, общепринятых мнений и общественных предрассудков.
Шарля Монтескье (1689-1755) Э. Дюркгейм считал предтечей научной социологии. Именно Ш. Монтескье принадлежат идеи, обосновывающие саму возможность существования социальной науки. Прежде всего, это концепция детерминизма и представление о существовании объективных законов, определяющих ход социальных явлений.
Из более поздних предшественников социологии Э. Дюркгейма можно выделить А. Сен-Симона (1760-1825) и О. Конта (1798-1857). А. Сен-Симон, по мнению Э. Дюркгейма, первым сформулировал идею социальной науки и разработал обширную программу этой науки, а О. Конт приступил к реализации этой программы. Э. Дюркгейм считал О. Конта «отцом» социологии и строил свою теорию на базе позитивизма. В то же время Э. Дюркгейм является одним из первых последовательных критиков О. Конта. Так, например, Э. Дюркгейм не согласен с отказом О. Конта от причинного объяснения социальных явлений и с заменой вопроса «почему» на вопрос «как». Э. Дюркгейм пытался выявить глубинные причины социальных процессов и явлений. Кроме того, Э. Дюркгейм в отличие от О. Конта стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. И, наконец, Э. Дюркгейм отрицал однолинейный эволюционизм (закон трех стадий), отмечая, что человечество идет не одним, а разными путями.
Историки социологии отмечают влияние И. Канта и кантианства на творчество Э. Дюркгейма, в особенности, на его концепцию морали и религии. Значимую роль в формировании воззрений Э. Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера. Несмотря на то, что Э. Дюркгейм часто критиковал своего английского коллегу за индивидуалистический подход к обществу, они оба применяли при изучении общества структурно-функциональный анализ. И Э. Дюркгейм, и Г. Спенсер рассматривали общество как органическое целое, в котором каждый институт выполняет определенные функции. Оба мыслителя считали, что сложные общества формируются путем определенной комбинации простых, и строили свои концепции на основе этнографического материала.
Идеи К. Маркса также оказали влияние на социологию Э. Дюркгейма. Э. Дюркгейм интерпретировал марксизм в духе экономического редукционизма, полагая, что К. Маркс сводит всю жизнедеятельность общества к экономическому фактору, который, по мнению Э. Дюркгейма нельзя абсолютизировать.
Преподаватели Высшей Нормальной школы Э. Бутру и Н. Фюстель де Куланж также оказали определенное воздействие на концепцию Э. Дюркгейма. Так, Бутру убеждал студентов в том, что синтез, образуемый сочетанием элементов, не может объясняться последними, то есть сложное нельзя выводить из простого. Следовательно, каждый более сложный уровень социальной реальности должен объясняться на основе собственных принципов. Фюстель де Куланж прививал своим ученикам умение тщательно и систематически анализировать факты, воспитывал в них интеллектуальную честность и предупреждал о крайней нежелательности предвзятого отношения к фактам и теориям.
Таким образом, на формирование социологической концепции Э. Дюркгейма оказали влияния самые разные идеи и концепции: от рационализма Р. Декарта и позитивизма О. Конта до кантианства и органицизма.
Основные произведения Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» («Правила социологического метода») (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912)
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 612;