Предпосылки его социологии
Огюст Конт родился 19 января 1798 года на юге Франции в городе Монпелье. Его отец служил сборщиком податей в городском казначействе. В семье будущего основателя социологии монархистские взгляды органично сочетались с этическими принципами католицизма. Однако, уже во время обучения в лицее г. Монпелье (1807-1814) О. Конт отходит от католической веры и увлекается либеральными и революционными идеями.
В 1814 году О. Конт поступает в Политехническую школу в Париже, которая занимается подготовкой инженеров и славится углубленным изучением точных и естественных наук. Будущий социолог старательно осваивает математику и физику, а также проявляет интерес к философским, экономическим и социальным проблемам. Сложная политическая ситуация во Франции, связанная со свержением Наполеона и восшествием на престол Людовика XVIII, привела в 1816 году к временному закрытию Политехнической школы по идеологическим причинам. О. Конт возвращается в Монпелье, где в течение нескольких месяцев прослушивает ряд курсов по медицине и физиологии в местном университете. Затем он снова переезжает в Париж, зарабатывая на жизнь уроками математики.
В 1817 году О. Конт становится секретарем А. Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально его отношения с патроном носят дружеский характер. О. Конт, по существу, является одним из участников школы сен-симонистов. Он подчеркивает свое уважение к А. Сен-Симону и активно участвует в его публикациях. Однако, в 1824 году отношения О. Конта и А. Сен-Симона портятся. Причиной ссоры послужила публикация А. Сен-Симоном работы О. Конта в «Катехизисе индустриалов» без подписи автора. В результате, О. Конт разрывает отношения с А. Сен-Симоном.
В 1825 году О. Конт вступил в брак с Каролин Массэн. Совместная жизнь супругов не сложилась. К. Массэн несколько раз уходила от О. Конта. Окончательный разрыв в отношениях произошел в 1842 году. В 1826 году О. Конт приступает к чтению публичных лекций по курсу позитивной философии. Через некоторое время лекции были прерваны из-за тяжелого психического заболевания ученого и возобновились лишь в 1829 году.
С 1830 по 1842 годы последовательно выходят шесть томов одной из главных работ О. Конта «Курс позитивной философии». В этот же период О. Конт предпринимает ряд безуспешных попыток получить кафедру в одном из высших учебных заведений Парижа. Политехническая школа и Коллеж де Франс отказали мыслителю.
Во второй половине 1840-х годов О. Конт обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 году он провозглашает религию человечества, в 1848 – создает Позитивистское общество. В 1851 году вышел в свет первый том работы О. Конта «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий религию человечества». Данное произведение включало в себя четыре тома, которые издавались с 1851 по 1854 годы. Многие последователи социологической концепции О. Конта не приняли религиозного поворота во взглядах учителя и вышли из Позитивистского общества. Последние годы жизни О. Конт был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником религии человечества. Умер О. Конт 5 сентября 1857 года в Париже в окружении своих учеников.
А.Б. Гофман обращает внимание на стиль сочинений О. Конта. Он отличается растянутостью изложения, громоздкими фразами, частыми повторами. Основателя социологии совершенно не волнует красота стиля. Главное для него – полнота и точность в изложении своих мыслей. Эти особенности сочетаются любовью мыслителя к кратким емким фразам вроде афоризмов и девизов. Такие выражения О. Конта, как «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы действовать», «Жить для других», «Любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель» и другие получили широкое распространение.
В развитии взглядов О. Конта можно выделить три этапа. Р. Арон связывает их с различными способами толкования тезиса о единстве человечества и его истории. Каждый этап находит свое выражение в соответствующих основных работах О. Конта. Так, первый период научной деятельности мыслителя (1820-1826) связан с серией небольших произведений, известных под общим названием «Опускулы социальной философии». В «опускулах» автор характеризует свою точку зрения на европейское общество начала XIX века. Диагноз О. Конта неутешителен: современное ему общество находится в состоянии кризиса. Данный кризис связан с разрушением старых средневековых порядков, которые не вписываются в формирующиеся производственные отношения. Преодолеть указанное противоречие возможно путем социальных реформ. При этом залогом успеха общественных реформ О. Конт считает проведение интеллектуальной реформы, предполагающей синтез научного знания и формирование позитивной политики.
Второй этап творчества О. Конта связан с, пожалуй, главной его работой – «Курсом позитивной философии» (в 6 т., 1830-1842). В этом произведении ученый развивает ряд идей, выдвинутых им ранее. Среди них «закон трех стадий» и закон классификации наук. О. Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения. Он рассматривает общество как часть природы. Этим обстоятельством, по его мнению, обусловлено подчинение социальных явлений естественным законам. В «Курсе позитивной философии» О. Конт обосновывает необходимость создания новой науки – социологии, находящейся на вершине научной иерархии. Метод социологии имеет синтетическую природу: он основывается на достижениях других, более развитых дисциплин.
Третий этап научной деятельности О. Конта представлен книгой «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий религию человечества» (в 4 т., 1851-1854). Данный этап творчества О. Конта связан с желанием мыслителя утвердить идею единства человеческой истории и подвести под это понятие философскую базу.
Среди историков социологии не существует единого взгляда на соотношение этапов творчества О. Конта. Ряд ученых полагает, что третий этап научной биографии французского мыслителя противостоит первым двум. То есть имеет место эволюция научных представлений О. Конта. Если в начале своей деятельности он предстает как ученый, исследователь, пытающийся вскрыть основные закономерности общества и исторического процесса, то на закате карьеры О. Конт в большей степени ориентирован на такие сферы деятельности, как религия и политика. Происходит смена акцентов: от категории сущего, являющейся основной для родоначальника новой науки об обществе, к категории должного, которая доминирует во взглядах создателя религии человечества. Сам О. Конт рассматривал всю свою жизнь как последовательную реализацию одних и тех же идей и замыслов, сформулированных им еще на заре научной карьеры.
Рассмотрение предпосылок социально-философских взглядов О. Конта целесообразно начать с Аристотеля. Именно Стагирит, по убеждению французского мыслителя, является древнейшим предшественником социальной науки. Кроме того, О. Конт высоко оценивал идеи выдающихся мыслителей XVI-XVIII веков – Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Юма, Э. Кондильяка и др. О. Конт испытал определенное влияние основоположников экономической теории – А. Смита и Ж.-Б. Сэя. Родоначальник социологии отмечал глубокий анализ разделения труда, осуществленный А. Смитом. Среди интеллектуальных предшественников О. Конта можно выделить его соотечественника А.Р.Ж. Тюрго, который повлиял на контовское представление о прогрессе и предвосхитил его «закон трех стадий».
В четвертом томе «Курса позитивной философии» О. Конт называет имена трех авторов, которых он считал своими вдохновителями и предшественниками. Это Ш. Монтескье, Ж. Кондорсе и Ж.Б. Боссюэ. Величайшей заслугой Ш. Монтескье О. Конт считал утверждение принципа детерминизма в сфере социально-гуманитарного знания. Однако, во взглядах Ш. Монтескье не нашлось места идее прогресса, без которой, по мнению О. Конта, социология не может существовать. Приемлемую формулировку этой идеи О. Конт находит у Ж. Кондорсе в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума». Отец позитивизма солидарен с основным положением данной работы, согласно которому причиной развития общества является прогресс разума человека. Заслуга Ж.Б. Боссюэ заключается, по мнению О. Конта, в том, что он в работе «Рассуждение о всемирной истории» (1681) одним из первых предпринял попытку рассмотреть человеческую историю как единый процесс движения к некой конечной цели – совершенному состоянию разума человека и общества. Только, если у Ж.Б. Боссюэ данный процесс обусловлен божественной волей, у О. Конта он имеет рациональную основу.
Огромное влияние на О. Конта оказал А. Сен-Симон, хотя сам О. Конт этого не признавал. Большинство идей О. Конта в том или ином виде были предложены А. Сен-Симоном. Среди идей, «позаимствованных» О. Контом у учителя, А.Б. Гофман называет представление о соотношении критических и органических периодов в развитии общества, идею прогресса, положение о роли науки в современном обществе эпоху, концепция индустриализма и др. Даже термин «позитивная философия» (ключевой для теоретических построений О. Конта) А. Сен-Симон использовал еще в 1808 году, когда основатель социологии был еще ребенком.
Тем не менее, считать О. Конта простым продолжателем А. Сен-Симона неправомерно. А. Сен-Симон акцентирует внимание на проблеме социального прогресса. О. Конт полагает, что идея прогресса имеет смысл только в сочетании с идеей социального порядка. А. Сен-Симон – автор ряда утопических социально-политических проектов, предполагающих исчезновение государства и всеобщее равенство индивидов. О. Конт, напротив, сторонник сильной централизованной политической власти и строгой социальной иерархии.
Следует отметить, что идеи А. Сен-Симона существовали в виде разрозненных тезисов, отдельных высказываний, не образуя при этом целостной системы. Это обусловлено, по-видимому, спецификой стиля научной работы мыслителя. О. Конт, получив инженерное образование в Политехнической школе, высоко ценил такие качества ученого, как последовательность и способность к синтезу. Все его творчество можно свести к попытке объединить ведущие идейные традиции Нового времени: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм и средневековый католицизм. Он посвятил большую часть жизни разработке и систематизации идей предшественников. Результатом этого грандиозного труда стало создание четкой научной концепции.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 653;