Схема 1. Иерархия наук, по О. Конту
Социология, по О. Конту, подобно любой другой науке, изучает неизменные естественные законы. Ее предмет – самый важный и сложный. Данное обстоятельство делает социологию высшей научной дисциплиной. Социология должна опираться на достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности. Эти науки, в первую очередь биология (предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Они служат для нее теоретико-методологическим образцом, потому что социология, будучи самой молодой наукой, позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию.
Кроме того, О. Конт делил все науки на две группы – абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных категорий явлений. Конкретные науки применяют эти законы к частным областям. Например, биология – общая абстрактная наука о жизни, а медицина – конкретная наука, применяющая общие законы биологии. Социология, наряду с астрономией, физикой, химией и биологией, относится к абстрактным наукам.
Само слово «социология» О. Конт использовал впервые в 1839 году в четвертом томе «Курса позитивной философии». Главным условием создания самостоятельной науки, по О. Конту, является наличие особой реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует такие понятия, как «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование». О. Конт при определении природы человека солидарен с Аристотелем. Он утверждает, что человек – существо социальное, а жизнь в обществе естественна для него. Однако, эгоизм, отмечает О. Конт, – также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания.
Общество состоит из индивидов. Каждый индивид обладает относительной свободой действий. Ограничения данной свободы обусловлены совместным социальным существованием индивидов. Каждый человек, желает ли он того или нет, является частью общественной системы и участвует в ее развитии. Иными словами, О. Конт подчеркивает примат общества над индивидом.
О. Конт одним из первых в обществознании стал рассматривать общество как систему, прообразом которой является биологический организм. Мыслитель постоянно подчеркивает целостный и неделимый характер социальной системы. Все компоненты общества, по О. Конту, находятся в сложных отношениях взаимозависимости. Обществу, как и другим видам систем, присуще такое свойство, как солидарность. Основу социума французский социолог усматривает в консенсусе (согласии) и преемственности. По его мнению, это одно и то же качество, взятое в первом случае в пространственном, во втором – во временном аспектах. Кроме того, О. Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как высокая сложность, неупорядоченность и изменчивость, активность, спонтанность, регулирование искусственным порядком.
Метод социологии
Одним из аргументов в пользу признания О. Конта истинным создателем социологии, является то обстоятельство, что французский мыслитель не только придумал название для новой научной дисциплины, но и внес существенный вклад в разработку ее методологии.
Позиция О. Конта относительно метода социологии менялась на протяжении его творческого пути. На первом и втором этапах своей научной деятельности он разрабатывает объективный, свободный от оценок метод исследования социальных явлений. На третьем этапе, когда О. Конт позиционирует себя как пророка новой религии, он создает субъективный метод. Объективный и субъективный методы О. Конта представляют собой две разные стратегии сбора социальных фактов.
Обосновывая объективный метод, О. Конт отмечал, что социология должна опираться на общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др. При этом он отдавал предпочтение синтезу и индукции. Кроме того, социология может применять методы, используемые в других науках, а также разрабатывать собственные методы и приемы.
О. Конт верил в существование универсального научного метода. Он называл данный метод позитивным. Французский мыслитель отмечал, что до середины XIX века этот метод использовался лишь в естествознании. Одной из своих задач О. Конт считал внедрение позитивного метода в социальные науки. Метод, основанный на наблюдении, эксперименте и выявлении законов, должен распространиться на области знания, все еще находящиеся под властью теологии и метафизики. Объяснение социальных процессов и явлений с помощью трансцендентных (потусторонних) сущностей, по мнению О. Конта, несостоятельно.
Позитивная наука об обществе, по О. Конту, зиждется на наблюдении постоянных связей между фактами. Этим она коренным образом отличается от метафизической методологии «старой» философии, где факты подбирались произвольно. А.Б. Гофман обращает внимание на двойную трактовку термина «наблюдение» в доктрине О. Конта. В широком смысле слова («общее искусство наблюдения») наблюдение является основной универсального позитивного (научного) метода. В этом смысле все методы социологии являются разновидностями наблюдения. В узком смысле наблюдение представляет собой один из трех основных общенаучных методов, применяемых в социологии: «чистое наблюдение», эксперимент и сравнительный метод.
О. Конт предложил ряд прогрессивных для своего времени идей о соотношении теоретического и эмпирического уровней познания. Так, он утверждал, что наблюдению должна предшествовать выработка общей теории. Теория помогает наблюдателю отбирать необходимые факты и отбрасывать ненужные. Изолированное, лишенное концептуальной основы наблюдение, по мнению О. Конта, бесплодно и недостоверно. Исследователь не представляет себе, на какие аспекты собранных данных следует обращать внимание. Наука, утверждает теоретик позитивизма, может пользоваться только теми наблюдениями, которые привязаны к какому-нибудь закону.
Характеризуя эксперимент как метод социологии, О. Конт указывает на специфику его применения при изучении общества. В социологии, в отличие от большинства естественных наук, невозможен прямой эксперимент, состоящий в искусственном создании каких-то явлений. В ней применяется косвенный эксперимент. Его суть состоит в наблюдении и анализе происходящих в обществе нарушений нормального хода развития, различных социальных патологий.
Сравнительный метод в социологии, по О. Конту, предполагает несколько способов его применения:
1.Сравнение человеческих и животных сообществ, позволяющее установить наиболее элементарные и универсальные законы социальной солидарности.
2.Сравнение человеческих обществ, сосуществующих на нашей планете, но находящихся на разных стадиях развития. О. Конт считает такое сравнение не совсем корректным. Сравнивая развитые и примитивные общества, мы создаем иллюзию существования альтернативных вариантов социальной эволюции. Французский мыслитель верил в универсальность развития человеческого рода. Он выступал за такой способ сравнения, который позволил бы обнаружить законы эволюции человечества и «реальную преемственность различных систем общества».
3. «Историческое сравнение различных последовательных состояний человечества» (исторический метод). Этот метод, по О. Конту, является основой социальной науки. Он характерен только для социологии и отличает ее от других наук. Суть данного метода состоит в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, составлении «социальных рядов» и последовательной оценке различных состояний общества. Кроме того, применение исторического метода позволяет социологии осуществлять прогностическую функцию. Определив закономерности и основные этапы социальной эволюции, мы, зная прошлое того или иного общества, без труда сможем предсказать его будущее.
Разработкой субъективного метода О. Конт занимался на заключительном этапе своей научной деятельности. Субъективный метод тесно связан с религией человечества, пророком и первосвященником которой считал себя французский мыслитель. Человечество и выступает тем самым субъектом. Можно сказать, что субъективный метод являет собой общечеловеческую, или социальную, точку зрения на рассматриваемый объект.
Если объективный метод основан на разуме, субъективный подход имеет эмоционально-альтруистическую основу. Это метод сердца, метод, любви, которому должен быть подчинен ум. О. Конт призывал все научные, этические и политические доктрины соотносить с принципами альтруизма. Альтруистические чувства, по мнению мыслителя, следует направлять на семью («жить для близких»), отечество («жить для соотечественников») и человечество, в целом («жить для других»).
А.Б. Гофман обращает внимание на противоречия в оценке О. Контом соотношения объективного и субъективного методов. С одной стороны, он подчеркивает единство и взаимодополняемость этих методов. При этом первый рассматривется как необходимый этап, предваряющий второй. С другой стороны, в «Системе позитивной политики» О. Конт утверждает «преобладание сердца над умом» и отмечает, что можно обойтись без объективного метода и сразу обратиться к субъективному.
§ 5. Структура контовской социологии:
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1339;