Непроизвольная подвижность крестца, относительно повздошных костей.
Это, так называемая непроизвольная респираторная подвижность, отличная от произвольной, постуральной.
Ось респираторной подвижности можно представить следующим образом: кольцеобразная суставная подвижность повздошной кости сочленяется с короткой или длинной ветвями L-образной суставной поверхности крестца на уровне II сакрального позвоночника. Плоскости суставных поверхностей обеих крестцово-повздошных сочленений расходятся кпереди и сходятся кзади, кроме этих небольших частей на уровне S||, которые сходятся кпереди и расходятся кзади. Поэтому движение крестца и повздошной области имеет две особенности: позная подвижность большей части крестцово-повздошного сочленения на суставной поверхности и непроизвольное респираторное движение крестца между повздошными костями, обеспеченное изменениями плоскостей суставных поверхностей. Тазовые связки позволяют крестцу колебаться волнообразно, практически не изменяя их напряжения, т. е. совершать движения, происходящие одновременно с движением остального краниосакрального механизма.
Современное существование требует множества жизнеобес-печивающих служб и адекватного удаления продуктов обмена. Один из жизненно важных процессов обмена веществ заключен в деятельности легочных мембран, обеспечивающих поставку к тканям кислорода и удаление углекислого газа. Близко к этому находится очень важная физиологическая функция, названная тканевым дыханием. Каждая клетка организма получает не только кислород, но и другое питание (энзимы, гормоны и т. п.) и нуждается в удалении продуктов обмена веществ через специальные каналы. В краниальной концепции внутренняя тканевая респирация считается тесно связанной с функцией спинномозговой жидкости не только в черепе, как отмечалось в литературе, но и во всем теле. Поэтому спинномозговая жидкость влияет на изменения в обмене веществ, в биохимическом и электрическом потенциале каждой клетки. В этом смысле ни одна область не имеет такой огромной значимости, как дно четвертого желудочка, где расположены все физиологические центры тела – центры, которые контролируют и регулируют циркуляцию крови, пищеварение, выделения и другие явления гомеостаза, включая легочное дыхание.
Рис. 17. Ось респираторной подвижности, проходящая на уровне 2-го сокрального позвонка
II. Вентральная конвергенция и дорзальная дивергенция плоскостей, проходящих через небольшие участки сочленений вдоль указанных осей.
Рис. 18. Развитие мозга
1 – боковой желудочек, 2 – вентральный отрог (лобная доля), 3 – латеральный отрог (теменная доля), 4 – дорзальный отрог (затылочная доля), 5 – четвертый желудочек, 6 – третий желудочек.
Передний мозговой пузырь невральной трубки представляет собой очень важное образование. Из медиального выступа на его вентродорзальной стенке возникают два латеральных отрога, которые являются началом больших полушарий мозга. Внутрипузырные полоски сохраняются в виде латеральных желудочков. Дальнейший рост каждого из отрогов осуществляется в краниальном, дорзальном и вентральном направлениях, соответственно теменной, затылочной, лобной и височной долям, с приобретением формы и контура внутренней поверхности черепа, напоминая ветви "бараньего рога". Предполагается, что во время фазы вдоха первичного респираторного механизма невральная трубка укорачивается и утолщается, вызывая тем самым сжатие "бараньего рога". Стенки третьего и боковых желудочков расширяются с увеличением своего объема, а значит и вместимости. Это движение, возможно, связано и с другим – движением олигодендроглии, исходящим из стенок желудочков мозга, передаваемым по ЦНС к ее периферии. Таким образом, по-видимому, существует пульсирующее движение, подобно пульсации внутренних органов, которое ритмично движет тканевую жидкость в пределах вещества мозга. Так как флюктация спинномозговой жидкости является основной частью первичного респираторного механизма – первичный респираторный механизм должен рассматриваться как играющий главную и динамическую роль во внутреннем тканевом дыхании. Он, таким образом, является регулирующим комплексом, который переносит вещества во все части организма.
Итак, первичный респираторный механизм включает в себя собственную подвижность центральной нервной системы, которая координирует с флюктуацией спинномозговой жидкости под управлением и ограничением мембраны реципрокного напряжения, приводит в движение краниосакральный механизм, двухфазные ритмические движения в организме, важность которых трудно переоценить, проявляется в виде краниальных ритмических импульсов и представляет динамические изменения обмена веществ каждой клетки.
В фазе входа первичного респираторного цикла происходит следующее: полушария головного мозга движутся вверх, укорачиваясь в сагиттальном размере и увеличиваясь во фронтальном. Это изменяет их форму, но не размер. Вещество головного мозга становится более компактным.
Такую компактность можно сравнить с тем, что происходит с губкой. Часть мозга, покрытая мягкой оболочкой – одна поверхность, а желудочки и каналы головного мозга – другая поверхность
Эти две поверхности "губки" способны увеличивать емкость пространств, содержащих спинномозговую жидкость, постоянно сопровождающуюся флюктацией, что очень важно для удаления продуктов обмена веществ и доставки веществ питательных.
Вместе с этим сжатием и последующим расслаблением происходит изменение размера и вместимости желудочков, включающих в себя хориоидальное сплетение, что способствует обмену между потоком крови и спинномозговой жидкостью. Незначительный подъем третьего желудочка способствует его натяжению на воронку и, таким образом, соотносится с подъемом турецкого седла основной кости, которое двигает мозг. Это движение определяет функцию гипофиза. Мозжечок расширяется во фронтальном и вертикальном направлении, но укорачивается в сагиттальном. Подобное сжатие вещества мозга приподнимает осевую peципрокную мембрану.
Рис. 19. Флексия мембраны реципрокного напряжения
Таким образом, можно сказать, что все механизмы контролируются гипоталамусом, спинным мозгом, почками и особенно физиологически важными центрами, расположенными на дне четвертого желудочка, который, контролируя все функции организма, глубоко связан с первичным респираторным механизмом. Следовательно, первичный респираторный механизм ответственен за координацию физиологического и патологического ответа на здоровое состояние или болезнь – первично необходимого для поддержания внутренней среды организма.
Циклическая флюктация спинномозговой жидкости зависит от ее вместилища – желудочкового субарахноидального пространства. При изменении формы мозга происходит изменение объема и соответственно движения жидкости, влияющего на процессы обмена веществ.
Нужно подчеркнуть значимость флюктации спинномозговой жидкости для головного мозга. Благодаря физической связи с лимфатическим руслом, тканевой жидкостью и тканевым клеточным обменом, большое влияние оказывается на биохимический и биоэлектрический баланс во всем организме.
В оболочках головного и спинного мозга в это же время происходят синхронные изменения. В течение фазы вдоха мозг совершает вентрокаудальное смещение при дорзальном смещении вентрокраниального полюса мембраны, оказания влияния на движение решетчатой кости при смещении ее оси. Намет мозжечка совершает вентральное смещение и становится гладким, плоским, но не расслабляется. Его вентральные концы, присоединяющиеся к задней паре клиновидных отростков основной кости смещаются в дорзокраниальном направлении, таким образом, оказывая влияние на движение основной кости при смещении ее оси. Латеральные полюса присоединения на каменистых гребнях височных костей смещаются краниально и вентрально, несколько изменяя положение височных костей. Дорзальный полюс, проходящий по затылочной чешуе, смещается вентрально со смещением вышеуказанных осевых структур. Одновременно венозный синус, образованный листками оболочек, меняет У-образную форму на яйцевидную с увеличением объема дренажных полостей. Судя по клиническим результатам это наиболее вероятный механизм толчка крови. Подчиненные вены (входящие в верхний синус против потока крови) выпрямляются для улучшения дренажной функции, их стенки не расслаблены, но напряжение изменяется при наиболее полном опустошении. Это одновременное координированное изменение положения происходит в области прямого синуса. Он может смещаться без изменений его функции. Здесь находится ось, из которой весь рычаг получает силу и лишь в этом случае сохраняется равновесие краниального механизма. Ось движется и по физиологической респираторной дуге, и компенсаторно при деформации, увлекая за собой весь мембранный суставный механизм, включая спинальную мембрану реципрокного напряжения. В краниальном суставном механизме свод черепа формируется оболочками, приспосабливаясь к суставной подвижности основания. Имеется достаточное количество клинических данных о существовании этого закона краниального баланса, где мембраны твердой мозговой оболочки управляют, контролируют и ограничивают движение всего механизма посредством различных полюсов присоединения. Ограничение движения в краниальных суставах является лучшим показателем дисфункции этого механизма, что облегчает диагностику и лечение. Реципрокное напряжение мембран преобразуется в специальные физиологические паттерны ответной, как местной так и общей реакции организма. Они много значат в понимании возникающей патологии. В фазе вдоха первичного респираторного механизма кости черепа, находящиеся на средней линии (затылочная, основная, решетчатая, сошник), физиологически совершают флексию, вращаясь вокруг поперечных осей. В то же время периферические парные кости (лобные, височные, теменные, верхнечелюстные, небные, скуловые) совершают наружную ротацию. В фазе выхода следует экстензия и внутренняя ротация.
Внешне фаза вдоха сопровождается уменьшением сагиттального размера черепа и увеличением фронтального размера.
При собственном физиологическом движении крестца между двумя повздошными костями натяжение твердой мозговой оболочки спинного мозга вынужденное, так как мембрана, прикрепляющаяся вокруг большого затылочного отверстия приподнимается. Это побуждает крестец к движению, при котором его основание смещается в дорзокраниальном направлении, а верхушка в вентральном направлении. Это респираторная флексия крестца. Фазы вдоха. Это движение можно пропальпировать. Если соотнести две фазы первичного или внутреннего респираторного цикла с наблюдаемым, вторичным легочным дыханием, то можно определить, что краниальные ритмические импульсы, ощущаемые при пальпации или регистрируемые электроникой у взрослых, приблизительно равны 10-14 двухфазовым циклам в минуту и в состоянии покоя часто совпадают с легочным дыханием; у взрослых они могут рассматриваться как одно явление. Первичный респираторный механизм является самым убедительным проявлением жизни. Он существует пока продолжается жизнь, даже после остановки дыхания еще приблизительно в течение 15 минут и продлевает остальные признаки жизни. Под его влиянием находятся все физиологические центры организма, включая и легочное дыхание.
Сперанский сказал: "Можно допустить, что изменения глубины и ритмичности дыхания способны изменить скорость и, в какой-то мере, направление потока спинномозговой жидкости внутри естественных полостей, содержащих ее, благодаря некоторому совпадению во времени воздействия на структуры организма фазы вдоха первичного дыхательного механизма и легочного дыхания; благодаря расширению грудной клетки с его влиянием на циркуляцию, можно говорить об изменениях, а костях черепа и во всем организме в положительной фазе первичного респираторного механизма. Нормальное или усиленное дыхание используется при лечении краниальных повреждений (см. главу V).
Рис. 20. Флексия краниосакрального механизма
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 697;