Введение новой формы одежды и знаков различия-1943 г.
Во второй половине 1942- начале 1943 г. прошла окончательная унификация уцелевших должностных званий с их полной заменой на командные. Снова вернулось в официальный лексикон слово «офицер», вместе с погонами, и прежними знаками различия. Система воинских званий и знаков различия практически не менялась вплоть до распада СССР и ликвидации его Вооруженных Сил. Знаки различия РККА образца 1943 года не являлись точной копией офицерских погон Российской Императорской армии (РИА), хотя и создавались на их основе. Так, чин полковника в царской армии обозначался погонами с двумя продольными просветами, и без звёздочек; в Красной Армии званию «полковник» соответствовали два продольных просвета и три звёздочки среднего размера. Можно отметить и то, что офицерские погоны образца 1943 года были пятиугольные, а не шестиугольные, как у офицеров РИА — шестиугольные погоны надели только высшие офицеры РККА. Новая военная форма также сильно походила на форму дореволюционной армии и повторяла ряд её элементов, но не была её точной копией, а во многих чертах ей абсолютно не соответствовала.
Погоны (шестиугольные у генералов, пятиугольные у офицеров, сержантов и солдат) были двух видов — повседневные (они же — парадные) и полевые, а также два приборных металла — золотой (командный состав) и серебряный (инженерно-технический состав). Приборное сукно погон — по роду войск. Вверху погона крепилась пуговица (гербовая — у генералов, со звездой — у всех остальных). Поле повседневного/полевого погона генералов и офицеров представляло собой основу из приборного металла с кантами и просветами приборного сукна; все знаки на погонах (вышитые или металлические) цветом были противоположны приборному металлу. Следует иметь в виду, что шитье на мундирах высшего комсостава с этого времени всегда выполнялось в тон приборного металла погон. Поле полевых погон изготавливалось из защитного вышитого галуна (для генералов) или защитного сукна с бордовыми просветами (для офицеров), с кантами по роду войск и знаками различия и эмблемами того же металла, что и на повседневных погонах. Повседневные (парадные) погоны рядовых, сержантов и старшин кроились из приборного сукна с соответствующей окантовкой (чаще всего расцветки совпадали с расцветками петлиц и кантов образца 1935 г.), знаки различия — лычки — приборного металла. Полевые погоны сержантов и рядовых были по образцу офицерских — защитные, с кантом приборного сукна, с эмблемами приборного металла и бордовыми лычками. На повседневных погонах трафаретом проставлялся номер части или службы.
Особняком стояли погоны «нестоевых служб» — военных медиков, ветеринаров, военных юристов. Их погоны (с серебряным приборным металлом) были ýже стандартных офицерских и генеральских погон, а на полевых погонах просветы были не бордовыми, а коричневыми.
Вместе со знаками различия изменилась и форма одежды. В 1943 году высшие офицеры (Пр. № 25) получили парадный однобортный мундир стального цвета, сходный по покрою с мундиром образца 1940 года, но со стоячим воротником. Воротник мундиров Маршалов Советского Союза отличался от общегенеральского узором из дубовых листьев (а не лавровых ветвей) на передней части воротника и на обшлагах рукавов. Эта деталь сохранялась на мундирах образца 1943, 1945 и 1954 годов. Обшлага и воротники формы Маршалов и Главных маршалов родов войск выкладывались цветным сукном/бархатом (черный — артиллерия, АБТВ, голубой — ВВС) с соответствующим шитьем лавровыми листьями (Пр.№ 52 от 4 февраля 1943 г.). С 1943 г. Маршалам и Главным Маршалам родов войск полагался специальный знак отличия — Малая Маршальская звезда.
Обшлага рукавов генеральских мундиров украшались тремя шитыми золотыми катушками, по воротнику, борту, обшлагам и задним карманам шел кант по роду войск. Следует заметить, что золотое шитье было введено только для строевых генералов, генералы юстиции, медицинской и ветеринарной службы, инженерно-технических служб имели на мундире, фуражке, шинельных петлицах серебряное шитье и серебряную же окантовку, где она полагалась.
Парадная фуражка шилась из того же материала стального цвета, что и мундир, с околышем по роду войск (сохранилась расцветка для парадных фуражек 1940 года), кокарда окружалась золотым шитьем — дубовыми листьями для Маршалов Советского Союза, лавровыми для остальных представителей высшего комсостава (общий вид шитья с незначительными изменениями просуществует до конца Советской Армии). Для строя к мундиру полагался парадный серебристый с тремя красными прерывистыми полосами шитый пояс-шарф на крючках, синие бриджи с лампасами (цвет — по роду войск) в сапоги. Вне строя под мундир могли надеваться серо-стальные (в тон мундира) брюки с лампасами навыпуск с черными ботинками. В случае необходимости движения верхом, под мундир надевался ремень, к пассикам которого пристегивалась кавалерийская шашка, а на сапоги — шпоры.
В 1944 году к существующему парадному серебряному генеральскому поясу-шарфу с красными полосами были введены пояса в цвет окантовки мундира.
В апреле 1945 года для высших офицеров была введена новая форма одежды, хотя сделано это было не приказом НКО, а изменением «технических условий изготовления» (Решение Главного интендантского управления КА № 1412); старая же серая форма при этом формально не отменялась, но более никогда не использовалась. Ситуация не изменилась вплоть до отмены закрытых мундиров для высшего комсостава в 1954 г. Двубортный закрытый мундир цвета «морской волны» (« царского », как его часто называли, поскольку он был очень распространен в расцветках различных видов униформы РИА до 1917 года), на шесть пуговиц, со стоячим воротником и задними фигурными карманами сохранил рисунок шитья и окантовки мундира 1943 г. Генералы и Маршалы родов войск получили единое шитье на обшлага, а Маршалы бронетанковых войск, артиллерии и авиации при этом сохранили и чёрную (бархат) и голубую суконные подложки на воротнике и обшлагах. Верхняя пуговица слева выполнялась съемной для удобства ношения наград. Фуражка не изменила свою конструкцию, шитье на околыше и филигранный ремешок, однако цвет тульи стал в тон мундиру — «морской волны». Тот же цвет получили и брюки с лампасами (в сапоги при парадной форме и навыпуск — при парадно-выходной). К мундиру тем же документом вводился новый пояс — шитый, золотой, с золотой гербовой пряжкой — хотя на параде 24 июня 1945 г. почти все генералы были при старых серебристых поясах и в новых мундирах. Гарнитура шашки, ботинки и сапоги не изменились.
Повседневная форма высших офицеров РККА (принятая за основу и в НКВД/МГБ, а также некоторых других ведомствах с ведомственными же специфическими признаками) представляла собой однобортный китель защитного цвета с кантами по стоячему воротнику и обшлагам цветом по роду войск. Китель представлял собой нечто среднее между генеральским кителем образца 1940 года и офицерским кителем образца 1907 года, принятом в РИА ещё до Первой Мировой войны. Фуражка и знаки на ней, брижи, брюки, сапоги, ботинки, а также зимняя папаха были оставлены без изменений. Не изменился с 1941 года и покрой шинелей — исчезли лишь старые знаки различия, а на воротниках появились петлицы в форме параллелограмма с золотой или серебряной окантовкой, мундирной пуговицей в верхней части и цветом по роду войск или служб. Такие же изменения были введены для летних генеральских пальто (Пр. № 223 от 18 мая 1943 г.).
Старший и средний комсостав в качестве парадного обмундирования получил мундир, аналогичныпо покрою с мундиром образца 1941 года, но со стоячим воротником и новыми знаками различия (Пр. № 25 от 15 января 1943 г.). Воротник, борт и обшлага окантовывались по роду войск. На воротнике на подложке из сукна цветом по окантовке размещались золотые или серебряные (для военных медиков, интендантов, военюристов и т. д.) петлицы — двойные металлизированные с зигзагом противоположного металла у старших офицеров, одинарные у младших. На обшлагах размещались золотые или серебряные (для техников, медиков, ветеринаров и военюристов) шитые или металлические катушки — две у старших офицеров, одна у младших. Для строевой формы обязательно надевался коричневый ремень М35 или М31. Награды размещались согласно правилам ношения. Нарукавный знак ВВС офицерами за редкими исключениями перестал носиться (хотя переход на новое обмундирование предполагал отмену всех нарукавных знаков (кроме ИПТА), некоторые офицеры, как показывают фотодокументы, продолжали его ношение во фронтовых условиях ), чего нельзя сказать о нарукавном знаке ИПТА, чрезвычайно популярном среди всех военнослужащих артиллерии и пережившем войну .
Для повседневной формы все офицеры получили китель, аналогичный по покрою генеральскому, но из более дешевых материалов. Брижди и брюки с кантами, сапоги, ботинки, перчатки, фуражки и их расцветки остались без изменений. Для полковников была введена папаха с серым суконным верхом, крест-накрест обшитым жёлтым сутажем. В жаркую погоду и в районах с жарким климатом разрешалось носить белый китель покроем аналогичным повседневному, брюки навыпуск и фуражку с белым чехлом. Шинели образца 1940-41 гг. изменились только в связи с новыми знаками различия — на воротниках теперь размещались петлицы с окантовкой по роду войск и золотой или серебряной шинельной пуговицей.
Весной 1943 г. было введено новое обмундирование для военных комендантов на железных дорогах при исполнении ими служебных обязанностей (Пр. № 223 от 18 мая 1943 г.) От общеофицерской формой она отличалась зелёной окантовкой повседневного кителя по воротнику и обшлагам, чёрным бархатным стоячим воротником, нарукавным знаком в виде ромба защитного цвета с вышитой золотой нитью железнодорожной эмблемой. Фуражка утверждённого образца с чёрным бархатным околышем (с пятиконечной звездой), зелеными кантами и красной тульей (с золотой железнодорожной эмблемой).
В качестве повседневно-полевой формы одежды офицерам, сержантам и солдатам была оставлена гимнастерка со стоячим воротником, у офицеров с прорезными карманами с клапанами на малых пуговицах на груди; у сержантов и рядовых без нагрудных карманов (с 5 августа 1944 г. прорезные нагрудный карманы введены на гимнастерках военнослужащих-женщин сержантского и рядового состава). Такая гимнастерка напоминала «гимнастическую рубаху» нижних чинов РИА. Все блестящие элементы обмундирования на полевой форме красились в защитный цвет, использование позолоченных пуговиц и пряжек автоматически превращало полевую форму в повседневную (даже с гимнастеркой, а не кителем), на которой, в частности, формально не разрешалось носить полевые погоны.
Форма одежды курсантов военных училищ, введенная тем же приказом, принципиально не отличалась от формы младшего командного и рядового состава.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 955;