Изменения 1939-1940 гг.
Многие из указанных нововведенных элементов формы оказались весьма затратными в производстве, дорогостоящими и неудобными для повседневной эксплуатации и организации военно-вещевого снабжения, однако они выполняли другую главную задачу — повышение авторитета Красной Армии и её комначсостава — тем более, что описываемый период фактически совпал с массовыми репрессиями против РККА и её руководства.
В 1938-1940 гг. закончилось относительно мирное время 30-х гг., наступил период активного участия РККА в военных конфликтах. Это дало повод, а иногда и прямо заставило руководство страны и армии посмотреть на обмундирование и его основные черты с точки зрения потенциальной войны.
Выводы были сделаны уже весной 1940 года. Особое уделялось внимание разработке новых элементов зимнего обмундирования и вещей комбинированной носки. Стальной шлем СШ36 заменялся на более удобный СШ40. Отменялся зимний шлем (буденновка), неплохо защищавший красноармейцев и командиров от холода, но не позволяющий из-за высоко выступающего шишака ношение стального шлема. В качестве общего зимнего головного убора вводилась хорошо знакомая сегодня всем шапка-ушанка.
Несмотря на то, что в условиях Советско-финляндской (Зимней) войны комначсостав нес большие потери из-за работы снайперов противника, меры по дополнительной маскировке походного обмундирования не только не были приняты, но даже не рассматривались компетентными органами. Решалась проблема иного плана — как выделить строевого командира и подчеркнуть его привилегированное положение, особенно на фоне множества представителей военно-политического, технического, административного и военно-медицинского состава. Нарукавные знаки комсостава и золотая кайма петлиц, изначально призванные решить указанную задачу, с ней не справлялись либо справлялись плохо, ибо алые угольники плохо «читались» на шинелях (серый драп) и гимнастерках (хаки), особенно издали. Поэтому летом 1940 г. были введены новые нарукавные знаки различия для командного состава РККА. В ноябре 1940 г. произошли изменения в званиях и знаках различиях и для младшего комсостава.
События предвоенных лет говорили о том, что, возможно, большая война уже не за горами. А это значит, новая серия преобразований в РККА только начиналась.
7 мая 1940 были введены персональные звания «генерал»(генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии) и «адмирал» (контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал), заменившие прежние звания «комдив», «комкор», «командарм» в сухопутных войсках и ВВС и «флагман» в ВМФ. Все высшие командиры Красной Армии (пехота, кавалерия, инженерные войска, ВВС, АБТВ, артиллерия, химические войска, технические войска, интендантская служба, войска связи), имеющие старые звания должны были быть переаттестованы на новые, генеральские, специальными комиссиями. Следует иметь в виду, что генеральские звания вводились только для командного состава, а также интендантской и военно-технических служб. Остальные военнослужащие, например, политработники или военные юристы высшего ранга носить генеральские звания права не имели, но и без того количество потенциальных генералов оказалось немалым. В том числе и по этой причине для некоторых представителей комсостава (особенно для прошедших репрессии) процесс переаттестации затянулся непосредственно до начала Великой Отечественной войны, в которую они вступили в старых, формально отмененных званиях (Л. Г. Петровский (комкор), Ф. Ф. Жмаченко (комбриг), Я. С. Фоканов (комбриг), Н. А. Гусевский (комбриг) и др.) и обычной форме РККА образца 1935 г.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 461;