История офтальмологии. Этимология

Офтальмология (от греческого «ophtalmos» – «глаз» и «logos» − «наука») − наука, изучающая строение и функции органа зрения, а также его заболевания, и разрабатывающие методы их диагностики, лечения и профилактики.

Первые материальные свидетельства существования офтальмологии как отдельной специальности обнаружены в Египте. Возраст найденных артефактов составляет 4400 лет. Первым же глазным врачом, чье имя сохранила история,был Пепи Анк Ири, живший при фараоне VI династии Пиопи I, около 2300 г. до н.э. Он же, по-видимому, явился первым специалистом, который брался за лечение обоих глаз, а не только правого или левого, как было принято ранее.

Другим документальным свидетельством существования в Египте офтальмологической помощи является рельеф из гробницы Ипуи (XX династия) в Дейр-эль-Медине (гробница № 217), иллюстрирующий первую «производственную» глазную травму при строительстве здания.

Научные знания, накопленные врачами Древнего Египта, отражены в знаменитых папирусах, датируемых, начиная с XV века до н. э. Следует подчеркнуть, что эти документы являются копиями первоисточников, относящихся к эпохе Великой пирамиды, то есть четвертой династии Древнего царства.

Приемы, которыми пользовались древние офтальмологи, изложены в медицинских папирусах Карлсберг № VIII, Лондонском медицинском № 10059, еще большее количество рецептов содержится в папирусах Эберса.

Глазные болезни, которые, судя по текстам папирусов Эберса, брались лечить врачеватели дельты Нила − это инфекции, травмы, трахома, куриная слепота, катаракта, ячмень и т.д.

В состав прописей чаще всего входили сурьмяный блеск, мед, красная охра, лук, алоэ, тмин, ладан, мирра, сок акации. Встречаются такие экзотические компоненты, как экскременты газели, крокодила, пеликана, желчь рыбы, кровь ящерицы и летучей мыши и т.п.

Твердые лекарственные формы прикладывали к глазам, иногда на несколько дней, или втирали в веки. Жидкие лекарства помещались в глазную щель с помощью птичьих перьев.

Лейденский папирус еще более обширен и содержит 431 офтальмологическую рекомендацию, неразрывно связанную с магическими заклинаниями и гимнами богу Амону.

Религия вообще играла огромную роль в процессе врачевания. А изображение глаза несло огромную смысловую нагрузку. Например, самым действенной защитой от сглаза являлся амулет с изображением глаза бога Гора или Око Уаджет. Знаменитый бюст Нефертити, завершенный Тутмосом при ее жизни, лишен левого глаза, так как он может быть поставлен лишь после смерти царицы.

Древнеегипетская офтальмология оказала огромное влияние на медицинские познания других народов. В качестве наглядного примера такого влияния можно упомянуть рецепты лечения куриной слепоты, практически без изменений перекочевавшие из папируса Эберса (1500 г. до н.э.), в один из ассиро-вавилонских текстов (700 лет до н.э.), далее в греческий источник Орибасиса (IV век н.э.) и арабский текст Ханайна Ибн Ис-Хага (809-877 гг.). А лечение трахомы раствором сернокислой меди, описанное в священных древнеегипетских книгах за 1500 лет до н. э., не утратило своей актуальности вплоть до появления антибиотиков и сульфаниламидов в середине XX столетия.

Некоторые сведения об офтальмологии в Вавилоне можно почерпнуть из сводов законов царя Хаммурапи (XVIII век до н.э.): «если врач нанесет человеку оперативную травму и глаз того человека уничтожит, надлежит ему руку отсечь».

С довольно скромными представлениями древних иудеев о глазе и глазных болезнях можно ознакомиться, изучая библию и талмуд. К примеру, следует упомянуть третью казнь египетскую – нашествие мошкары, лишавшей египтян зрения. Возможно, речь идет о трахоме, широко распространенной в Палестине и соседних странах. Вторая, описанная в Священном писании глазная патология – так называемая атрофия зрения, встречающаяся у стариков. Слепота лишала человека права на священство, но сострадание к слепым вменялось в обязанность, а оскорбивший слепца – проклинался.

О восприятии опыта древнеегипетских офтальмологов греками можно было бы говорить на основании книги «О глазах», составленной греческим врачом Герофилом, проживавшим в египетской Александрии (ок. 335 – 280 гг. до н.э.). К сожалению, книга до нас не дошла, а лишь упоминается в сочинениях поздних авторов.

Нельзя также исключать, что греческий врач Гемиодор, начавший в III веке до н.э. оперировать на глазах, использовал опыт древнеегипетских офтальмологов. К слову, в сохранившихся медицинских папирусах отсутствуют какие-либо сведения о хирургических операциях на глазах, хотя древнеегипетские хирурги располагали разнообразным инструментарием, который, вполне мог бы быть применен в офтальмохиругии.

В Древней Греции зародились первые гипотезы о механизмах зрения. Взгляды величайшего врача древности Гиппократа (460 − 372 гг. до н.э.) и ученых его школы − гиппократиков о глазе и глазных болезнях изложены в нескольких десятках их трудов.

Платон (427 − 347 гг. до н.э.) считал, что зрение происходит от соединения света (огня), истекающего из глаза, с проникающим в него и сродным ему дневным светом. Эта идеальная теория была опровергнута уже современников Платона − Аристотелем (384 − 322 гг.до н.э.). По мнению Аристотеля, «свет есть движение, исходящее от светящегося тела и сообщающееся сквозь прозрачные среды прозрачной глазной влаге, благодаря чему происходит восприятие светящегося тела».

В третьем веке до н.э. Эвклид из Александрии создал учение об оптике, а точные измерения углов преломления осуществил позднее Клавдий Птолемей.

В Древнем Риме основы медицины и, в частности, офтальмологии были заложены выходцами из Греции и Египта. Через четыре века после Гиппократа появилось новое описание строения глаза и тридцати глазных болезней, сделанное Авлом Корнелием Цельсом, который уже выделяет 13 из них, требующих хирургического лечения.

Известнейший ученый греко-римской эпохи Клавдий Гален (131—201 гг. н.э.) является автором фундаментального труда «О назначении частей человеческого тела». Из всех органов чувств лишь органу зрения Гален посвятил отдельную книгу.

Особо важное значение Гален придавал хрусталику считая, что именно он создает образы, передаваемые мозгу сетчаткой. Сосудистую оболочку глаза Гален считал продолжением мягкой мозговой оболочки. Склера, по мнению Галена, − продолжение твердой мозговой оболочки, и ее назначение − защищать сосудистую оболочку.

Гален сформулировал свою теорию зрения, построенную на математических началах. Он описал расстройства зрения, вызванные параличом зрительных нервов, и такие, которые можно назвать глаукомой и катарактой.

Терапия Галена многообразна и включает не только средства общего воздействия, такие как слабительные и отвлекающие, но и местное медикаментозное лечение, а также хирургические вмешательства. Среди последних описано нисдавление катаракты, а также попытки удалить катаракту из глаза. Великий ученый, он, тем не менее, оставил ошибочные представления об органе зрения, просуществовавшие до XVII века!!

После гибели Западной римской империи центр медицинских знаний переместился на восток. В Византийской империи офтальмология, как и вся медицина, была вначале продолжением античной греческой и эллинистической медицины. Из всех книг о глазных болезнях, написанных в эту эпоху, сохранились лишь одна – Александра Тралльского (VI век). По вопросам офтальмологии писали Орибазий (IV век), Аэций Амидийский (VI век), Павел Эгинский (VII век) и др.

В период середины IХ до середины ХIV века развитие медицины, особенно офтальмологии, было связано с развитием культуры в арабских халифатах.

Литература по офтальмологии на арабском языке обширна, библиография насчитывает свыше 60 авторов. Их наследство состоит из 12 оригинальных руководств, большого числа трактатов по отдельным вопросам офтальмологии и разделов в общемедицинских трудах.

Первым руководством по глазным болезням была «Книга о глазе в 10 беседах"Хунайна ибн Исхака, известного на Западе под именем Иоанниция. В ней излагалась анатомия, физиология глаза, теория зрения, общая патология и терапия глазных болезней.

Известный египетский астроном и врач Ибн аль Хайсам (Ibn al-Haitam, 965—1039, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям (роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.). Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама «Трактат по оптике» («Kitab al-Manazir») прославил его имя в странах Востока и Западной Европы. К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе — «Opticae thesaurus Alhazeni arabis» («Сокровища оптики араба Альхазена»).

К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (Ammar ibn Ali al-Mausili, X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара».

Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса (Ali ibn Isa), живший в Багдаде в первой половине XI в. В предисловии к своей знаменитой книге «Меморандум для окулистов» («Tadkirat al-Kahhalin»). Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая — болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья— болезням глаза, которые незаметны для больного. Переведенная на латинский язык, эта книга в течение веков была главным учебным руководством для студентов и вплоть до XVII в. оставалась основным трудом по офтальмологии в Западной Европе.

В наиболее полном и систематизированном виде офтальмология этой эпохи представлена в "Каноне"АБУ АЛИ ИБН-СИНЫ (АВИЦЕННА). Этот труд в течение 600 лет считался основным пособием для врачей Европы и стран Востока. В третьей книге "Канона" изложена анатомия, физиология органа зрения и учение о его болезнях; Авиценна уже тогда знал об экстракции катаракты и считал ее «трудной, сопряженной с большим риском» операцией.

Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в.

Кое-какие зачатки лечебного дела в средневековой Европе существовали в монастырях, но результаты этой деятельности, были, по-видимому, настолько плачевны, что ряд церковных соборов запретил духовным лицам заниматься медициной.

Ситуация стала исправляться в конце XVI века. В труде Андреаса (Виттинга) Везалия(1514 − 1564) «О строении человеческого тела» были исправлены более 200 ошибок канонизированного Галена. Однако сетчатка также не рассматривается Везалием как структура зрительного восприятия.

Окулист, хирург и специалист по ранам Георг Бартиш в 1583 г. опубликовал первый учебник по офтальмологии (под названием Augendienst), включивший и консервативное, и оперативное лечение.

Математик и астроном Иоганн Кеплер (1571 − 1630) в начале XVII века показал, что на сетчатке образуется маленькая перевернутая картинка. Хрусталик, по его мнению, лишь преломляет лучи. Кеплер подробно объяснил действие выпуклых и вогнутых стекол. Таким образом, впервые в мире он дал правильное объяснение физической стороны зрительного акта и действия стекол.

В начале XVIII века Антуан Мэтр-Жан открыл, что катаракта − это помутнение хрусталика и в 1745 г. Жак Давиэль (1696 − 1762) разработал методику полного удаления хрусталика. В 1722 г. Сент Ив опубликовал полное описание болезней глаз, включая глаукому. Британские офтальмологи Тейлор (1703 − 1772) и Вулхауз (1650 − 1734) установили, что глаукома нарушает визуальную чувствительность. Британский химик Джон Дальтон (1766 − 1844) изучил теорию цвета, предложенную Иоганном Вольфгангом Гете.








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1084;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.