Источники изучения музыкальной педагогики

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ВЕДУЩИЕ СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Музыкальная педагогика (англ. Music Pedagogy) представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается изучением и разработкой наиболее эффективных форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, формирования творческих умений, практических навыков и музыкального опыта в различных сферах музыкального искусства.

Объект изучения музыкальной педагогики – процесс музыкального образования и воспитания личности будущего музыканта.

Предмет исследования музыкальной педагогики – совокупность всех форм организации, методов и средств, материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, из которых формируется целостный комплекс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Музыкальная педагогика, с одной стороны – это специальная область педагогики, а с другой – комплексная наука, базирующаяся на научных данных из сфер музыкальной философии, музыкальной эстетики, музыкальной психологии и социологии, ее содержание направлено на развитие отдельных музыкальных задатков и способностей субъекта обучения, формирование его личности в целом.

Задачи изучения музыкальной педагогики:

- ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной музыкальной педагогики в ее историческом контексте;

- освоить сущность основных понятий музыкальной педагогики;

- ознакомиться с наиболее известными системами и методиками музыкального воспитания и обучения разным видам музыкальной деятельности.

Основные понятия музыкальной педагогики

Музыка относится к выразительным видам искусств. Специфический предмет музыкального отражения – это эмоциональное отношение человека (и общества) к миру в его динамичном выражении в разнообразных проявлениях. Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Музыка моделирует разнообразные эмоционально-психологические состояния человека в системе музыкально-звуковых образов, транслируя которые, в процессе их звукового воссоздания, определенным образом воздействует на воспринимающих (слушателей). Содержательная сущность музыки – воссоздание в музыкальных произведениях разных жанров и стилей, через систему художественных (музыкальных) образов человеческих интонационно-эмоциональных движений и чувствований. Восприятие и оценка таких эмоционально-чувственных моделей действительности способствует формированию у слушателей развитых духовных чувств, эстетических и художественных ценностей и идеалов.

Музыка относится к динамичным видам искусства (наряду с литературой, театром, кино, танцем). Музыкальное искусство процессуально по своей сути. Музыкальное содержание и музыкальная форма разворачиваются во времени, подчиняясь логике своего развития. Содержание музыкальных произведений, форма его воплощения трансформируются в контексте определенных художественных направлений и стилей.

Музыка – исполнительское искусство, т.е. предполагает посредников между музыкальным произведением как результатом творчества композитора и его восприятием слушателями. Основные виды музыкальной деятельности – создание музыкального произведения (музыкальное творчество), воссоздание (исполнение), восприятие (слушание). Каждый из этих видом музыкальной деятельности представляет собой сложный творческий процесс.

Музыкальная педагогика – отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.

Музыкальное воспитание – процесс передачи и усвоения музыкальных знаний и умений, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей и способностей, музыкального вкуса, художественно-эстетических идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в процессе внеклассной музыкально-эстетической работы в современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно охватывать всех обучаемых музыке, т.е. составлять фундаментальную основу для музыкального обучения детей в системе начального музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств).

Музыкальное обучение – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение обучаемыми такими знаниями и умениями и навыками, которые бы отвечали уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными учебными заведениями, так и негосударственными, или частными, а также физическими лицами.

Музыкальное образование – это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют его содержание, основные принципы, формы развития музыкальной культуры в обществе.

Закон – точные условия, форма движения вещи.

Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.

Закономерности музыкального образования – объективные причины, которые характеризуют существующую связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания.

Закономерности музыкального образования – это:

- соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;

- зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;

- ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальные музыкальные традиции.

Формы организации музыкального обучения и воспитания:

- внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, определяющиеся видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников;

- практические занятия (уроки музыки, музыкальные занятия), концерты, лекции, фестивали, конкурсы и др.

Общие методы музыкального обучения и воспитания – взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых во время которых происходит передача и усвоение обучаемыми музыкальных знаний, умений, навыков практической деятельности и развитие их личностных музыкально-эстетических качеств.

Источники изучения музыкальной педагогики

Музыкально-педагогический опыт прошлого (институты создания, накопления и сохранения музыкально-эстетических идей и образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры).

Творческое наследие деятелей музыкальной культуры (научные труды, музыкальные произведения, исполнительское мастерство, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности).

Современные музыкально-педагогические явления и научные исследования:

- опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ, методик музыкального обучения и воспитания;

- передовой научный музыкально-педагогический опыт (результаты научно-экспериментальной работы исследователей в поисках эффективных технологий оптимизации музыкального обучения и воспитания (НИИ ХВ, лабораторий, отдельных ученых и коллективов исследователей).

Принципы музыкального образования:

- основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;

- доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;

- равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;

- гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

- связь национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;

- взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;

- свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

- научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;

- ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);

- креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.

Движущие силы музыкального образования – совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания. Мотивации – это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы – материальные, социальные, морально-психологические. Диалектические противоречия – между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания.

Музыкальная психология - новейшая областью научного познания. Музыкальная психология в нашей стране получает развитие недавно. Предпосылкой этого является значимость музыки как культурного явления в жизнедеятельности российского общества, выполняющей развивающий, образовательный и воспитательный факторы в становлении и развитии личности, ее ценностных ориентаций. Давно замечено, что музыка воздействует на жизнедеятельность человека самыми разными способами: воздействует на его настроение, побуждает к действию или же способствует релаксации.

С точки зрения психологии музыка представляет собой один из критериев социальной аффилиации (помогает идентифицироваться с определенной социальной группой или чувствовать свою отстраненность от нее). В общеобразовательных школах, различных учреждениях эстетического развития детей, предмет "Музыка" равноправно входит в комплекс личностно развивающих предметов. Понимая роль музыки в данном процессе, уже многие десятки лет по всей стране функционирует развитая сеть музыкальных школ, студий, школ искусств. Расширение в стране системы профессиональных учебных заведений музыкально-исполнительского направления актуализируют проблему повышения уровня психологической подготовки педагогов-музыкантов, углубленного исследования проблем развития музыкальных способностей у детей и учащейся молодежи, проблем художественного (музыкального) творчества, разных сфер и форм музыкальной деятельности и др.

Музыка привлекает к себе интерес психологов в силу того, что она оказывает опосредующее влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка, развития, образования, психотерапии. Все эти явления и процессы и составляют предмет исследований музыкальной психологии. И, соответственно, к психологии часто обращаются музыканты: интересуются ли музыковеды познанием музыкальной структуры, изучают ли историю музыки и ее социологические перспективы; ищут ли исполнители и преподаватели пути улучшения в практической деятельности или развитие профессиональных умений и навыков. Итак, целью данной лекции является рассмотрение развития отечеcтвенной музыкальной психологии в XX в.

- Как появляется музыкальная психология? К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как отдельной отрасли психологического знания. В начале ХХ века были выделены основные задачи музыкальной психологии:

- познание связи психических функций, на которых основываются все музыкальные явления;

- исследование функционирования музыки, психологии занимающихся музыкой людей, причин различного воздействия музыки и ее выразительности;

- изучение внутреннего мира самой музыки в той форме, как она раскрывается в творческом акте.








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 2951;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.