Этими проблемами занимались видные психологи, музыковеды, педагоги-музыканты XIX-XX веков.

- Существует ли взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики? В процессе становления музыкальной психологии активно развивалось направление психологии музыкального развития, которое изучало индивидуальную предрасположенность к музыке в раннем возрасте, и в дальнейшем переросла в музыкальную психологию детей, занимающуюся предрасположенностью к музыке, типичными и индивидуальными формами ее раскрытия, психологией музыкальной одаренности (ощущения, восприятия, памяти, эмоций и фантазии). Далее это переросло в одну из ветвей музыкальной педагогики, оставшись и в наши дни активно изучаемым направлением музыкальной психологии.

Одна из первых точек соприкосновения психологии и педагогики - проблема музыкальных способностей и одаренности. Проблемами психической наследственности и индивидуальных различий человеческих способностей еще в 60-е годы XIX века начал заниматься Френсис Гальтон, который утверждал, что гениальность или ее отсутствие зависят от наследственности, а не от предоставленных возможностей. В XIX веке, давшем начало современной нейрологии, развивается концепция локализации функций в коре головного мозга. И в это же время начинает активно изучаться проблема музыкальности. Так, Knoblauch (1888) вводит термин «амузия», который подразумевает поврежденные способности к музыкальной активности. Probst (1899,1901) публикует клинико-патологическое изучение амузыкальных людей. Milner в 1962 году, используя тесты Сишора, показывает, что правая височная лобестомия, используемая при эпилепсии, приводит к определенным видам слуховых трудностей, например, сравнение тональных паттернов и суждение о качестве тона были заметно повреждены.

В конце XIX - начале ХХ века музыкальная психология понимается как узкая специфическая область, изучающая только психологическую природу элементов музыкального языка и музыкально-выразительных средств. Предметом изучения музыкальной психологии была сама музыка, исследование ее функционирования, причин различного воздействия музыки и ее выразительности и соответственно психических функций человека, на которых основываются все музыкальные явления (это была «психология музыки»). 2. На развитие предметной области музыкальной психологии оказала влияние музыкальная педагогика, которая пробудила интерес к изучению специфики способностей и их развития; и гештальт-психология, которая сделала объектом своего изучения восприятие. В этих областях исследований постепенно на первый план выходит категория «переживание» как ядро музыкального восприятия и главная составляющая музыкальности человека.

Третий этап становления музыкальной психологии. С 60-х годов ХХ века по настоящее время происходит переход к субъектной парадигме, позволивший в разных аспектах изучать психические процессы, участвующие в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения и в целом развивающий комплексный подход к изучению субъекта музыкальной деятельности и сознания (композитора – исполнителя – слушателя, учителя-ученика). Этому способствовала пришедшая на смену позитивистской, гуманистическая традиция. Результатом осмысления уроков первой половины ХХ века явился постепенный переход к личностно-ориенрированной, субъектной парадигме, ориентированной на общечеловеческие ценности и в науке и в искусстве. Накопленный научный опыт за годы «застоя» военных и послевоенных лет приводит к бурному развитию во всех областях знаний. Обнаруживается общая тенденция к синтезу различных наук, происходит сближение и взаимодействие искусства и психологии. Междисциплинарность, уравновесившая тенденцию к размежеванию и узкой специализации дисциплин, захватила все сферы знания.

На протяжении второй половины ХХ века происходит постепенная эволюция понимания предметного поля музыкальной психологии и его изучения. Переход к субъектной парадигме сказывается на постепенном отказе от изучения отдельных психических функций, участвующих в музыкально-исполнительском процессе. С этого времени предметом изучения становится субъект музыкальной деятельности(личностные процессы композитора-исполнителя-слушателя, участвующие в создании, воспроизведении и восприятии музыкального произведения). Актуальной становится неудовлетворенность механистическим и материалистическим характером культуры. Психологическое познание и объяснение музыкальных процессов уже не поддается только методам естественнонаучной психологии. На смену им приходит теория и практика гуманистической психологии, с ее человекоцентрированностью, идеями самораскрытия творческой личности, гедонизма и изотерической силы музыки.

Вследствие общенаучной и культурной антирационалистической, антиинтеллектуальной волны, в центре изучения музыкальной психологии теперь стоит творческая личность с ее переживанием, постижением личностного смысла, интуицией и воображением. Предметная область теперь определяется такими понятиями, как целостность, системность, субъектность, а методологическая, наряду с экспериментальными, объективными данными, начинает апеллировать к феноменам переживания и личностного опыта (данным, полученным субъективными методами). Все это приводит к новому витку психологических исследований процессов сочинения музыки, ее исполнения и восприятия. Музыкальная психология начинает заниматься решением практических вопросов и развивается дальше именно как практически ориентированная научная область. Активно начинает расширяться и развиваться практическое применение музыкально-психологической проблематики: получает свой официальный статус музыкотерапия. За рубежом идет работа по внедрению ее в медицинскую и психотерапевтическую практику; психологические личностно-ориентированные тренинги часто включают музыкальный материал, который обеспечивает самовыражение человека, усиливает или успокаивает эмоции, продлевает определенное настроение, помогает найти личностный смысл в происходящем с человеком.

Категория «субъект» становится осью, вокруг которой происходит окончательное определение и структурирование предметной области музыкальной психологии. Предметом изучения становится личность, включенная в музыкальную деятельность, акцент ставится на личностных процессах композитора-исполнителя-слушателя, учителя-ученика. Именно «субъект музыкальной деятельности» и его комплексное изучение способствовали междисциплинарному сотрудничеству и взаимообогащению полученными знаниями.

На современном этапе развития музыкальной психологии как самостоятельной научной дисциплины выделяют 4 основных ее направления: психологию музыкальной деятельности; психологию музыкального образования; социальную психологию музыки; музыкотерапию.

Литература

1. Закс Л. Музыка в контексте духовной культуры // Критика и музыкознание. – Л., 1987. – Вып. 3. – С. 46-48.

2. Ермакова Г. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. – Л., 1987. – С. 148-155.

3. Каган М. Искусство // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. – С. 222-223.

4. Каган М. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. – 1987. - № 3. – С. 66.

5. Каган М. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. – 1985. - № 11. – С. 2-9.

6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976.

7. Неверов В. Педагогические принципы в преподавании искусств в школе // Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – С. 33-50.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.

9. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М., 1972.

10. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. – М., 1970.

11. Тельчарова Р. Музыка и культура (личностный подход). – М., 1986.

12. Шестаков В. Проблемы эстетического воспитания: Очерки истории. – М., 1973.

ТЕМА 2/1. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Урок музыки как основная форма общего музыкального образования. Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева выделяют следующие формы музыкального образования:

Единственной дисциплиной МО, которую осваивают ВСЕ ДЕТИ, является учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи).

Урок музыки

Общепедагогические требования:

- направлен на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач;

- сочетает в себе коллективную, групповую и индивидуальную формы занятий с учащимися;

- его содержание определяется программой;

- на уроке происходит обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, усвоение и закрепление знаний, развитие умений, усвоение навыков;

- содержит педагогическое наблюдение и контроль за общим и музыкальным развитием учащихся.

Специфика урока музыки как урока искусства обусловлена:

- непосредственным обращением учителя и учащихся к живому образному звучанию музыки;

- воздействием музыки на мировосприятие ребенка;

- возможностью пережить состояние единения в процессе коллективной музыкальной деятельности;

- возможностью оказывать арттерапевтическое воздействие;

- насыщенностью урока музыкально-творческим началом;

- личностью учителя – разностороннего музыканта и организатора музыкальной деятельности детей;

- возможностью для учащихся ощутить себя исполнителем, слушателем, композитором;








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 688;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.