ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI —XVIII в.
Церковные братства. Религиозная полемика.Отличительной чертой перемен, особенно начиная с 1580-х гг., было быстрое возрастание роли мирян в жизни православной Церкви. Антиохийский патриарх Иоаким в январе 1586 г. утвердил устав Львовского братства, которое развернуло активную деятельность по созданию школы, типографии, госпиталя и строительству новой церкви. По этому образцу были составлены уставы православных братств в Красном Ставе и Рогатине (1589), Галиче (около 1594 г.), Старой Соли (1600) и др. В начале XVII в. известны братства в Дрогобыче, Самборе, Саноке, Каменце, Замостье.
Братское движение, участники которого пытались контролировать иерархов Церкви, вызвало острейший кризис в отношениях епископата и мирян Киевской митрополии. Православные владыки стали искать выход из него на пути сближения с иерархией католической. И большинство епископов во главе с митрополитом Михаилом Рагозой в 1596 г. перешли под юрисдикцию Рима по условиям Брестской церковной унии. Уния стала причиной бурной религиозной полемики, развернувшейся между представителями разных конфессий. Блестящими полемистами были иезуиты, издавшие в 1564—1600 гг. 126 полемических работ. В религиозном противостоянии активное участие принимали протестанты.
В православной же Церкви до конца XVI в. не существовало полемического жанра. Только в 1587 г. в Остроге была издана книга ректора Острожской школы Герасима Смотрицкого «Ключ Царства Небесного» как оппонирование брошюре 1586 г. иезуита Бенедикта Гербеста «Изложение веры Римской Церкви». На историю католицизма Г. Смотрицкий ответил обличительной историей папства, доказывая, что ключ от «Царства Небесного» доступен лишь людям православной веры. В 1588 г. в Остроге была издана книга «О единой истинной православной вере», подписанная псевдонимом Василий Суражский (Малюшицкий) — первое богословское произведение, посвященное критике догматических расхождений между православными и католиками.
Начало дебатам вокруг вопроса об унии положила книга «Уния или изложение артикулов к соединению греков с Костелом Римским» анонимного автора (скорее всего, Ипатия Потея), изданная в 1595 г. в Вильно. Она развенчивала агитационные выпады против унии, доказывало, что единственное средство спасения православия от увлечения ересями протестантизма — соединение с Римской церковью. В ответ в 1596 г., как раз накануне Брестского собора, ректор Виленской братской школы Стефан Зизаний (Тустановский) издал «Сказание святого Кирилла, патриарха Иерусалимского, об Антихристе и знаках его». Автор перечислил 11 «знаков», подтверждавших, что Папа является посланцем ада.
В потоке полемических произведений, изданных после 1596 г. в Остроге, Львове, Вильно, Киеве, можно выделить два основных направления. Начало первому из них положила книга Христофора Филалета «Апокрисис» («Отповедь»), ставшая одной из вершин полемики. Права и вольности русинов и поляков, предостерегал автор, «в одних досках … замкнуты» и нарушение их — дорога к гражданской войне. Книга призывала искать пути преодоления опасного раскола в обществе. Эта же мысль проведена в произведениях Мелетия Смотрицкого (в миру Максим) — сына Герасима Смотрицкого. После учебы в Остроге он осуществил путешествие по Европе, слушая лекции в протестантских университетах Польши и Германии, стал доктором медицины. М. Смотрицкий активно боролся против унии, вследствие чего многие униаты вернулись к православию. Приняв монашеский постриг, он в 1620 г. был посвящен в сан полоцкого архиепископа, а затем стал архимандритом монастыря близ Острога. М. Смотрицкий начал склоняться к унии, о чем заявил в 1628 г. после конфликта с участниками Киевского православного собора, где была предана анафеме его книга «Апология». Он доказывал, что в основных догматах Западная и Восточная Церкви не расходятся, поэтому примирение между ними возможно и даже необходимо. Кроме «Грамматики» (1619), ставшей первой кодификацией церковнославянского языка восточнославянской редакции, перу М. Смотрицкого принадлежит ряд произведений богословско-публицистического характера, а «Тренос, или Плач Восточной Церкви» 1610 г. сделал его знаменитым: это обращение «Матери-Церкви» ко всем своим детям, которые забыли о согласии, и из-за суетности мира предали и покинули ее.
Противоположный полюс ценностных ориентиров представляли работы Иоанна Вышенского — сторонника крайнего крыла православного консерватизма. Он родился недалеко от Перемышля, жил в Луцке, Львове, Остроге, принял монашеский постриг на Волыни и под конец жизни стал аскетом-отшельником. В своих произведения И. Вышенский клеймил вероотступников, объединившихся с «антихристовым племенем». Метафорой зла для автора была «ляшская земля, заросшая сорняками безверия и безбожия». Он настаивал на сохранении «русской простоты», призывал к отказу от новшеств в религиозной и бытовой сферах.
Одним из наиболее талантливых авторов XVII в. был Кирилл Ставровецкий (Транвиллион). Этот религиозный деятель работал во Львове, Вильно, Замостье, в монастыре под Черниговом. В 1618 г. он опубликовал «Зерцало Богословия», в котором сделал попытку самостоятельно изложить богословскую систему, а через год — «Евангелие учительное», состоявшее из проповедей. Это произведение в России встретило крайне негативную оценку духовных властей и указом царя Михаила Федоровича и при поддержке патриарха Филарета велено было «сию книгу сжечь». В 1646 г. К. Ставровецкий опубликовал «Перло многоценное» — сборник похвал Богоматери, рассуждений о страшном суде и конце света. Его мысли не вписывались в рамки устоявшихся догматов.
После легализации в 1632 г. иерархии православная Церковь вступила в полосу подъема, который связан с личностью киевского митрополита (1632—1647) Петра Могилы. Он явился инициатором нововведений, укрепивших православие. Его реформы созвучны тем, которые были осуществлены в XVI в. в католической Церкви. В их основу были положены два основных принципа: укрепление церковной дисциплины и подготовка нового более образованного поколения церковнослужителей. В 1645 г. в Киеве был издан первый православный катехизис с разъяснениями основ веры (первый католический катехизис издан в 1566 г.). С общим направлением католической реформы перекликались мероприятия, направленные на «национализацию» православия (с конца XVI в. становятся «национальными» польская, чешская и другие Церкви латинского обряда). В 1643 г. П. Могила канонизировал всех печерских угодников, начал масштабные реставрационные работы Десятинной церкви, Софийского собора, Михайловской церкви Выдубицкого монастыря в Киеве. Стал утверждаться взгляд на православную Церковь, как на апостольскую, т. е. основанную апостолом Андреем, а поэтому равновеликую римско-католической Церкви апостола Петра.
Книгопечатание.Во второй половине XVI в. в культуре Украины проходили изменения, обусловленные последствиями Люблинской унии, проникновением в украинское общество протестантских учений, идей позднего Возрождения. Самым заметным признаком позитивных перемен было развитие кириллического книгопечатания (после публикации Ф. Скориной «Апостола» в 1525 г. вплоть до 1562 г. кириллическое книгопечатание не возобновлялось). В 1562 г. был опубликован протестантский «Катехизис» С. Будного. Дело продолжил Иван Федоров — основоположник устойчивой традиции кириллического книгопечатания на украинских и белорусских землях. Начав изданием «Апостола» в Москве, И. Федоров в середине 1560-х гг. бежал из России и продолжил свою деятельность сначала в Заблудове , затем в украинских Львове и Остроге. Во Львове им были изданы «Апостол» (1574) и Букварь, а Острожская Библия 1581 г. венчала его книгоиздательскую деятельность. Она напечатана шестью разными шрифтами, украшена заставками, концовками, богато орнаментированными начальными буквами. Издание предназначалось для распространения не только на украинских землях, но и для «всего православного люда».
Основанная И. Федоровым Острожская типография сыграла огромную роль в развитии православной культуры Украины и Беларуси: известны 28 изданий этой типографии. После смерти И. Федорова его типографское оборудование было выкуплено Львовским братством, и кириллическое книгоиздание в Украине не прервалось. Позднее появились типографии в Стрятине, Крылосе, в Киево-Печерской лавре и других местах. Всего в 1574—1648 гг. их насчитывают около 20.
Образование в конце XVI — первой половине XVII в.Книгопечатание на кириллице способствовало созданию в украинских землях во второй половине XVI в. православных церковно-просветительских центров. Первым из них стало имение князя Андрея Курбского Миляновичи (под Ковелем). Кружок Курбского был первым проявлением религиозно-культурного обновления украинско-белорусских земель.
Главной же манифестацией «православного ренессанса» во второй половине XVI в. была Острожская академия. Возвышение города Острога на Волыни началось с 1574 г., когда князь Константин (Василий) Острожский перенес в него из Дубно административный центр своих огромных земельных владений. Князь собрал ученых для подготовки издания полного текста Библии, и из ученого кружка возникла Острожская школа (или академия, как ее, по-видимому, именно так рассматривал сам князь, хотя и не пытался добиться для нее официального статуса). В школе преподавали «семь свободных искусств». Появление школы славяно-греко-латинского типа было настоящей революцией в образовательной православной традиции. В деятельности интеллектуального Острожского кружка выделяют два периода: время подготовки издания Библии и обострения религиозной борьбы в связи с подготовкой Брестской церковной унии. На протяжении первого периода к острожским ученым относились богослов Герасим Смотрицкий, белорусский астролог и поэт Андрей Рымша, первопечатник Иван Федоров, его ученик из Заблудова Гриня Иванович, богословы Мотовило и Мартын Грабович. На втором этапе, в 1590-е гг., в Остроге работали ученые греки Эммануил Ахиллеос, Лука Сербин, Никифор Парасхес-Кантакузен, Кирилл Лукарис (будущий Александрийский и Константинопольский патриарх), Зизаний Тустановский, Демьян Наливайко. К издательской и преподавательской деятельности были привлечены протестанты Христофор Филалет (Мартын Броневский) и Каспер Лушковский, польский поэт Шимон Пекалид, львовский поэт Гаврила Дорофеевич, белорусский типограф Петр Мстиславец. В 90-е гг. XVI в. активно участвовали в деятельности ученого кружка и первые выпускники Острожской школы: богослов-галичанин Иван Княгининский, Иов Борецкий (будущий киевский митрополит) и др.
Обновлению церковной жизни сопутствовало реформирование школьного образования. Компромисс между византийско-славянской образовательной традицией и «латинской наукой» был заложен в Острожской школе. По ее следам пошла самая авторитетная из братских школ — Львовская. В 1631 г. П. Могила открыл коллегиум при Киево-Печерском монастыре, где кроме грамматики, поэтики и риторики изучались «высшие науки» — философия и богословие. Распорядок учебы, структура и последовательность дисциплин, методы преподавания были организованы по образцу протестантских и иезуитских коллегиумов.
К середине XVII в. из 32 иезуитских коллегиумов Речи Посполитой более трети находились на территории Украины, Первый был открыт в Ярославе в 1571 г., а в 1606 г. — во Львове. Из-за отсутствия квалифицированных преподавателей в Луцком (1609), Каменце-Подольском (1610), Острожском (1626), Перемышленском (1628) коллегиумах преподавание философии и богословия велось нерегулярно. Ряд коллегиумов обеспечивал только средний уровень образования, где преподавание завершалось поэтикой и риторикой: в Фастове (1625, с 1647 г. в Киеве), Виннице (1630), Баре (1636), Овруче (1646). Низшие «грамматические» классы существовали в Новгороде-Северском (1638). Через иезуитские школы с конца XVI до середины XVII в. прошло 2,5—3 тыс. юношей.
Оппоненты иезуитов — протестанты — также создали собственную сеть школ, среди которых выделялась кальвинистская гимназия в Дубецке (1560). Кальвинистские школы среднего уровня, т. е. с классами поэтики и риторики, существовали в м. Панивцы недалеко от Каменца-Подольского (1590) и в Крылове (1593—1612). На Волыни и в Западной Киевщине было организовано несколько учебных заведений социан. А в 1638—1658 гг. в городе Киселин, принадлежавшем волынскому магнату Юрию Чапличу, действовала социанская Киселинская академия.
Униаты также имели свои школы, начало организации которых положил митрополит Ипатий Потей. Он основал на собственные средства в 1609 г. школу-гимназию во Владимире-Волынском. В 1639 г. школа «греческих и латинских наук» была открыта в Холме. Ее первым ректором стал известный церковный писатель Яков Суша. Авторитет этой школы чуть было не позволил превратить ее в униатскую академию.
Среди образовательных учреждений высшего типа особую роль в просвещении украинской молодежи сыграла католическая Замойская академия, открытая на средства великого коронного гетмана Яна Замойского в центре его владений на Холмщине.
Образование во второй половине XVII — XVIII в. Гетманы «Войска Запорожского» Б. Хмельницкий, И. Выговский, И. Мазепа прикладывали значительные усилия для развития образования. Были открыты школы в Нежинском, Лубенском, Черниговском, Полтавском, Переяславском, Прилуцком, Миргородском полках. Школьное образование охватило все слои населения, включая женщин (на 1099 поселений было 866 школ). Оно стимулировало создание различных учебных пособий.
Во второй половине XVII — середине XVIII в. значительное влияние на развитие науки и образования в Украине имел Киево-Могилянский коллегиум, преобразованный указом Петра I в 1701 г. в академию. Обучение в академии носило не только духовный, но и светский характер: преподавали математику, медицину, астрономию, изучали архитектуру и живопись. Киево-Могилянский колегиум воспитал многих известных философов, религиозных деятелей и литераторов. Так, его закончил архимандрит Иоанникий Галятовский, трактат которого «Наука или способ составления проповедей» (1659) оказал большое влияние на развитие церковно-ораторского искусства не только в Украине, но и в России. Выпускник, а позднее ректор коллегиума Иннокентий Гизель заслужил от современников название «столпа и подпоры церкви Божией». В 1669 г. он издал сочинение «Мир с Богом человеку», посвященное проблемам греха и покаяния. В 1674 г. появился его «Синопсис», который стал первым учебником по истории России.
В первой половине XVIII в. Киев превратился в центр образования не только Украины. В академии могли учиться представители всех социальных слоев населения. Из ее стен вышло немало выдающихся деятелей Молдавии, Болгарии, Черногории, Сербии и других стран. Академию закончили ученые, религиозные и политические деятели: И. Выговский, И. Мазепа, П. Орлик, П. Полуботок, Ф. Прокопович, С. Яворский, Г. Сковорода, Н. Н. и Д. Н. Бантыш-Каменские, А. А. Безбородько. Воспитанники академии оказали существенное влияние на развитие образования в России. По образцу Киевской академии были основаны коллегиумы в Чернигове (1700), Харькове (1721), Переяславе (1738). Расцвет академии продолжался до 60-х гг. XVIII в., но затем она была реформирована в высшую духовную школу.
В гетманскую эпоху немало украинцев обучались в европейских университетах. Так, один из авторов Гадячского договора 1658 г. Юрий Немирич учился в Лейдене, Амстердаме, Оксфорде, Кембридже и Париже. В Сорбонне он защитил диссертацию магистра права, посвященную сравнению политических и юридических систем Речи Посполитой и Российского государства. Семен Десницкий из Нежина закончил университет в Глазго, где получил степень доктора права.
Во второй половине XVIII в. усиление крепостничества на территории Украины оставило большинство простого народа вне школьных стен. В 1786 г. в Российской империи был принят «Устав народных училищ», в соответствии с которым училища с преподаванием на русском языке были открыты в Киеве, Чернигове, Харькове, Екатеринославе.
Литература во второй половине XVII — XVIII в. В XVIII в. на Левобережной Украине получили распространение своеобразные историко-литературные произведения — казацкие летописцы, в которых, наряду с историческими данными содержались разнообразные фольклорные материалы, легенды, пересказы народных преданий. По свежим следам исторических событий был написан летописец Самовидца (его автор неизвестен), в котором не только рассказывалось о событиях в Украине 1648—1702 гг., но они увязывались с процессами, происходившими в России, Польше, Молдавии. Так, освещая деятельность Б. Хмельницкого и его сподвижников, автор не оставил без внимания царя Алексея Михайловича, Степана Разина и др.
Историческое произведение летописного характера (1710), посвященое событиям Освободительной войны 1648—1654 гг., создал выходец из казацкой старшины Григорий Грабянко. В нем рассказано о происхождении казачества якобы от скифов, образно описан быт казачества. Летопись Грабянко дополнена двумя реестрами Войска Запорожского (до Б. Хмельницкого и после его смерти), словарем непонятных слов.
Наиболее фундаментальной работой среди казацких летописцев является четырехтомная «Летопись Величко», в которой впервые в литературе прозвучали термины «Украина» и «украинский народ» в качестве территориальных и национальных категорий. Самойло Величко принадлежал к казацкой старшине, учился в Киевской академии, знал латинский, немецкий и польский языки. В 1708 г. после казни В. Кочубея, к которому Величко был близок, его отстранили от службы. В своей летописи он, используя широкий круг украинских и иностранных источников, отрицательно оценил борьбу народных масс против помещиков, но возражал против восстановления в Украине крепостничества в том виде, в каком оно существовало до Освободительной войны.
У всех казацких летописцев есть общая особенность. Авторы стремились отобразить действительность не такой, какой она была на самом деле, а такой, какой по их представлениям она должна была быть.
В XVII—XVIII вв. на территории Украины в различных формах развивалась т. н. «виршевая литература». Панегирические «вирши» прославляли царей, гетманов, князей, митрополитов, развивали идеи христианской морали, отражали народные взгляды. Духовные «вирши» воспевали Христа, Богородицу, святых. Популярностью пользовались лирические «вирши», основными темами которых были социальное неравенство, несчастная любовь, разлука. Исторические же отразили борьбу за социальное и национальное освобождение. Юмористические «вирши» изображали тяжелую жизнь странствующих дьяков, школьную науку, пародировали церковные службы. Меньше сохранилось сатирических «виршей», в которых осмеивалось духовенство, дворянство. В большинстве своем «вирши» анонимны, хотя авторы некоторых известны: Г. Смотрицкий, К. Ставровецкий, Л. Баранович, И. Некрашевич и др.
Выдающееся явление в украинской культуре второй половины XVIII в. представляет творчество странствующего философа, самобытного мыслителя и поэта Григория Сковороды (1722—1794). Сын левобережного казака получил образование в Киево-Могилянской академии, работал преподавателем в Переяславском и Харьковском коллегиумах. Неприятие церковными властями его прогрессивных взглядов и педагогических методов вынудило Г. Сковороду начать жизнь странствующего философа. Философская концепция базировалась на тезисе о существовании трех миров: макрокосмоса — Вселенной; микрокосмоса — человека и «символического» мира Библии. Основным объектом внимания мыслителя является микрокосмос человека — центр, в котором сходятся и обретают свое значение все другие миры.
Г. Сковорода был талантливым писателем. В основе его «Харьковских басен», написанных в 1769—1774 гг., положены оригинальные сюжеты, пронизанные народным юмором и идеями гуманизма («Пчела и Шершень», «Олень и Кабан», «Собака и Волк», «Сова», «Дрозд»). В качестве поэта Г. Сковорода прославился сборником «Сад божественных песен», в который вошли 30 произведений. Гуманистические, демократические и просветительские идеи мыслителя оказали большое влияние на философскую и общественно-политическую мысль Украины, а поэтическое наследие заложило основы классической украинской литературы.
С середины XVIII в. в литературу активно проникал разговорный украинский язык, что нашло воплощение в поэме И. П. Котляревского «Энеида» (1798). Иван Котляревский, выходец из малороссийского шляхетства, записывал украинские песни, изучал язык, поверья и предания, наблюдал нравы, обычаи, обряды. «Энеида, переложенная на малороссийский язык» — переработка произведения Вергилия, сатира на украинские нравы ХVIII в. В Европы подобные переработки начались в ХVII в. (известны сатирические итальянские, английские, провансальские, бургундские «Энеиды»). «Энеида» Котляревского через юмор порицала панство, считавшее людей за скотов; попов, гнавшихся за деньгами; неправедных судей, взяточников, поляков, представителей российской власти. Но в ней воспета любовь к родине и к своему народу.
Архитектура в XVII—XVIII вв.Во второй половине XVII в. в Украину из Европы пришло барокко — своеобразный художественный стиль, который дал возможность пышно и торжественно отразить социально-экономическую ситуацию в обществе. Стиль барокко предусматривал большое количество украшений снаружи и внутри здания, сложность архитектурной конструкции и др. Это было близким к национальному украинскому искусству, которому свойственна живописность композиции, гармония зданий с окружающей природой. Возникли условия для расцвета своеобразного стиля, названного украинским, или «казацким» барокко — преобладание простоты и ясности над вычурностью.
Зарождение украинского барокко связывают с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках. Перекладывались своды храмов, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, фасады получили новую отделку, накладывался сложный барочный декор. Во внутренней отделке храмов, в резных деревянных иконостасах проявилось искусство народных мастеров. К числу обновленных таким образом древнерусских памятников принадлежат собор Елецкого монастыря в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастырей в Киеве. Новые тенденции перенимала и провинция — Спасо-Преображенская церковь в Больших Сорочинцах на Полтавщине, в декоре которой широко использованы как классические мотивы, так и мотивы украинского народного орнамента. В XVII в. в украинских монастырях впервые появились колокольни, которые строились отдельно от храмов и венчались массивным грушеобразным куполом. Шедевром барокко считается колокольня Дальних пещер Киево-Печерской лавры, возведенная талантливым зодчим С. Ковниром (проект, очевидно, разработал И. Г. Григорович-Барский, много лет занимавший должность главного архитектора киевского магистрата).
Строительство культовых сооружений достигло особого размаха при гетмане И. Мазепе (даже говорят о «мазепинском» барокко). Гетман патронировал строительство Братского монастыря, церкви Всех Святых в Лавре, реставрацию собора Святой Софии, Михайловского Златоверхного монастыря, Успенского собора в Лавре, Троицкой церкви. Он вкладывал средства в строительство церквей в Переяславе, Глухове, Чернигове, Батурине и других городах. Храмам свойственна монументальная пышность, декоративность орнамента и игра светотени.
В XVIII в. выдающиеся архитектурные сооружения в Киеве были созданы по проектам иностранных архитекторов. Иоганн Шедель по приглашению Киево-Печерской лавры руководил строительством большой колокольни, которая стала самым высоким сооружением в Российской империи. В Киеве работал молодой Бартоломео Растрелли. Всемирно известной стала его Андреевская церковь, завершавшая перспективу главной улицы Киева. Место для строительства было выбрано так удачно, что небольшая по размерам, легкая и изящная церковь заняла доминирующее положение, а любимые цвета Растрелли — голубой, белый и золотой — вошли в гармонию с киевским небом. Архитектор А. В. Квасов возвел собор Рождества Пресвятой Богородицы в Козельце, Бернард Меретин стал автором собора Святого Юра во Львове.
Наиболее известный пример гражданского зодчества украинского барокко — Черниговский коллегиум начала XVIII в. Сохранились жилые дома казацкой старшины: дом полковника Лизогуба в Чернигове, палаты гетмана Мазепы под Рыльском, трапезные палаты Троице-Ильинского монастыря и др. Но в целом бытовая архитектура сохраняла традиционный характер: хата на две половины как типичное украинское жилище.
В XVIII в. на территории Украины активно развивалась дворцовая архитектура. Были возведены дворцы гетмана К. Разумовского в Батурине и Глухове, в Ляличах на Черниговщине построено поместье графа Завадовского. В имениях обычными стали фонтаны и парки, которые разбивали в соответствии с традициями французского (регулярного) парка с симметричным расположением насаждений. Со второй половины XVIII в. в моду вошли английские парки и ландшафтное планирование.
Изобразительное искусство в XVII—XVIII вв.Стиль барокко был свойственен и изобразительному искусству — богатый декор, позолота, сложная композиция. В живописи, графике, скульптуре наблюдался переход от средневековых канонов к реалистическому изображению действительности. Наряду с культурными центрами — Киевом и Львовом — формировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском, Жолкве. В храмовой росписи постепенно утвердились пейзаж, портрет, жанровая картина. В иконописных школах нарастало тяготение к барочной экспрессивности поз и жестов (вишенская школа в Галиции — И. Бродлакович), интерес к гармоничной плавности и бытовой детализации повествования (жолковская школа — И. Кондзелевич, И. Руткович). В иконописи стали использоваться народные мотивы и образы, когда облик святых напоминал запорожцев, студентов Киево-Могилянской академии, мещан и крестьян Украины. Новые веяния затронули росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры, Густынского и Крестовоздвиженского монастырей на Полтавщине, Михайловской церкви в Переяславе.
Эпоха барокко оставила большое количество памятников деревянной скульптуры, в которых проявилось стремление к точной передаче человеческой фигуры. В стилистике архитектуры осуществлялось декоративное оформление иконостасов. Новым явлением в изобразительном искусстве стала парсунная живопись, или портрет. Под влиянием иконописи портреты XVII в. в значительной мере идеализировали изображаемого человека, однако живописцы уже стремились максимально правдоподобно передать его индивидуальные черты. Преобладали изображения политиков, деятелей культуры (Б. Хмельницкого, И. Самойловича, И. Скоропадского, И. Галятовского, Л. Барановича), богатых мещан. Женские портреты писали крайне редко: с особым мастерством выполнен Н. Петрахновичем портрет львовской мещанки Варвары Лангиш.
Популярным стал жанр т. н. народной картины. Изображения «Казак Мамай» и «Казак–бандурист» отражали народный идеал человека, свободного и независимого. Народная художественная культура проявилась в раскрашенных акварелью лубочных эстампах и гравюрах типа шпалер («кольтринах»). Декоративно-прикладное искусство конца XVII —XVIII в. представлено керамикой, изделиями из стекла, резьбой по дереву, рогу и кости, художественным шитьем, ковроделием, декоративным ткачеством. В графике, почти полностью освободившейся от иконописных схем, распространилась техника гравюры на меди со сложной системой символов, геральдических знаков (портреты, панегирические композиции Н. Зубрицкого, А. и Л. Тарасевичей, И. Щирского).
Украинское изобразительное искусство XVIII в. прославили художники Лосенко, Левицкий, Боровиковский. Их работы служили украшением российских и западноевропейских художественных галерей. А. П. Лосенко — основоположник российской исторической живописи. В своей первой работе на историческую тему «Владимир перед Рогнедой» он поднял тему типичную для эпохи национального подъема: осуждение всякого произвола. Д. Г. Левицкий — мастер парадного и камерного портрета, его называют «певцом екатерининского века». Он создал целую галерею портретов людей своего времени: архитектора А. Ф. Кокоринова, императрицы Екатерины II и др. В творчестве В. Л. Боровиковского преобладал камерный портрет. В женских образах художник воплотил идеал красоты своей эпохи: двойной портрет «Лизынька и Дашинька», портрет Е. А. Нарышкиной и др. Он автор ряда парадных портретов, наиболее известные из которых «Портрет Павла I в белом далматике» и «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера». Боровиковский являлся признанным мастером портретной миниатюры — портреты В. В. Капниста, Н. И Львовой и др.
Театр и музыка во второй половине XVI — XVIII в.Украинское театральное искусство выросло из народных обрядов, обычаев и забав, которые распространялись в виде хоровых песен, диалогов, веснянок, купальских и свадебных обрядов. Со временем начала развиваться самостоятельным путем религиозная драма. Она приобрела формы «мистерий», в которых тайна искупления грехов раскрывалась через рождение, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа; «мираклов» — событий из жизни святых и рассказов об их чудесах; «моралите» — драм, в которых аллегорические персонажи (Душа, Добродетель, Любовь, Гнев, Зависть) вели между собой диспуты. Все формы религиозной драмы пришли в Украину из Западной Европы через Польшу.
Как комедии, так и драмы в конце XVI — начале XVII в. ставились в школе Львовского братства. Комедии состояли из смешных диалогов, которые ученики готовили к празднованию каких-либо значительных событий церковной жизни. Школьная драма имела пролог и фабулу (из трех-пяти актов) и эпилог. Между актами ставили веселые бытовые сценки, пересыпанные шутками. Такие сценки назывались интермедиями. Их действующими лицами были персонажи из народного быта, которые разговаривали на живом народном языке.
Отдельным сценическим жанром выступал вертеп — передвижной кукольный театр в двухярусном коробе, изготовленном из тонких досок и картона. В нем разыгрывалась драма рождения Иисуса Христа и другие религиозные и светские пьесы. Народный кукольный театр был также одной из ранних форм украинского музыкального театра. Его представления актеры сопровождали исполнением народных песен и даже хоровым пением. Первым зафиксированным театральным представлением на украинском языке считается представление 19 августа 1619 г. на ярмарке в Каменце-Струмилове (рядом со Львовом), где дьякон Яков Гаватович поставил со своими учениками две интермедии на народном языке.
Период Ренессанса — «золотой век» в развитии украинской народной музыки, сближение ее с западной. Центральное место в XVII в. занимали исторические песни и думы, в которых соединились трагедийность, героика и лиризм. Их исполнителями были кобзари (лирники, бандуристы), путешествовавшие по Украине и воспевавшие ее героическое прошлое. Широко распространилось полифоническое (партесное, т. е. разделенное на голосовые партии) пение — одна из форм борьбы православной Церкви против католичества. Эмоциональное воздействие этого пения конкурировало с хоральным пением и органной музыкой.
В XVI—XVII вв. развивалась и светская музыка. В 1578 г. в Каменце возник первый музыкальный цех — профессиональное объединение музыкантов. Такие объединения существовали во многих городах, особенно известен был львовский цех. Члены цеха имели право выступать в городах и окрестных селах, шинках, на свадьбах, похоронах. Линейная нотная система была известна в Галиции: образец такой партитуры датируется 1593 г. На основе кантов и народно-песенных традиций развивалась песня-романс литературного происхождения — «Ой ты, птичка желтобока», «Стоит явор над горою» (Г. Сковороды), «Ехал казак за Дунай» (С. Климовского) и др. С начала XVII в. украинская музыка и танцы стали модными в Западной Европе — мелодии гопака и казачка часто звучали при дворах европейских королей и вельмож.
Светская музыка характерна для XVIII в. Во многих помещичьих имениях существовали крепостные капеллы, оркестры, оперные и балетные труппы (например, театр К. Разумовского в Глухове). При некоторых капеллах открывались школы, в которых готовили певцов, музыкантов и артистов балета. В 1738 г. была открыта Глуховская певческая школа, в 1773 г. в Харькове — специализированные музыкальные классы. Развивалась и совершенствовалась симфоническая музыка (М. Березовский, Д. Бортнянский). В конце XVIII — начале XIX в. появились новые жанры: опера, камерно-инструментальные произведения. Были открыты театры, в репертуар которых входили оперные и балетные постановки. В 1778 г. первое постоянное театральное помещение появилось во Львове, в 1783—1784 гг. — в Дубно. Первая профессиональный театр в Украине, Харьковский свободный театр, был создан в 1789 г.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 442;