В XIV—НАЧАЛЕ XVII в. 21 страница
В январе и мае 1702 г. последовали указы польского короля об упразднении казачества в Киевском и Брацлавском воеводствах. В марте 1702 г. в Фастове состоялось рада с участием правобережных полковников, старшин, казаков, представителей крестьянства, мещанства и православного духовенства. Она приняла план всенародного восстания против Речи Посполитой, изгнания шляхты, поляков, евреев, униатов и католиков, а также заявление о принятии Правобережной Украины в состав левобережной Гетманщины. Во главе восстания стали С. Палий и С. Самусь. С. Палий провозгласил Правобережье «вольной казацкой областью». Очень скоро восстание приобрело огромные масштабы и воспринималось современниками как «новая Хмельниччина». Летом 1702 г. оно охватило Подолье, Брацлавщину, Киевщину. В октябре С. Самусь захватил крепость Белую Церковь, бывшую опорой польской власти на Днепре. Тогда же С. Палий нанес поражение коронной армии и шляхетскому ополчению во главе с Х. Любомирским и Я. Потоцким под Бердичевым. Уже осенью 1702 г. крестьянские выступления распространились на Волыни и Галиччине. Намерения восставших были изложены в письмах от правобережного казачества к российскому царю Петру І: возродить давнее казацкое устройство на Правобережье, выйти из-под власти польского короля и подчиняться левобережному гетману И. Мазепе. Позиция российского царя была двойственной: в письме к С. Самусю и С. Палию он высказывал сочувствие требованиям, но отказал тем в принятии под российскую протекцию, а в последующем не позволял И. Мазепе разместить гарнизон в Белой Церкви, как того просил С. Самусь.
В 1703 г. 15-тыс. польское войско во главе с польным гетманом А. Синявским подавило восстание на Подолье и Брацлавщине и осадило Белую Церковь. Как и прежде, обращение правобережных украинцев к Петру І заканчилось безрезультатно, а гетман И. Мазепа лишь прислал в Белую Церковь боеприпасы и деньги. В феврале 1703 г. коронное войско нанесло С. Самусю поражение под Староконстантиновом, однако взять Белую Церковь и подавить повтанцев на Киевщине не удалось. Тогда король Август II обратился к Петру I за помощью, которую по Нарвскому соглашению (август 1704 г.) российский царь в борьбе с казаками обещал предоставить. В мае 1704 г. войска И. Мазепы перешли Днепр и заняли Киевщину и Волынь. В казацком лагере у м. Паволочь С. Самусь передал гетманские клейноды И. Мазепе, который был признан «гетманом обоих берегов». В июле 1704 г. по распоряжению И. Мазепы и с согласия царя С. Палий был захвачен и посажен в тюрьму Батурина. Затем он был сослан в Тобольск.
Правобережье оказалось под властью И. Мазепы, который взялся за возрождение прежде существовавших полков — были воссозданы Чигиринский, Уманский и Могилевский полки, укреплены крепость Белой Церкви и других городов Правобережья. В Белой Церкви разместили преданный гарнизон (отряд сердюков), часть гетманской казны, архива и арсенала. По указу Петра І гетман вел строительство укреплений Киево-Печерской лавры. Основной задачей 40-тыс. армии И. Мазепы была борьба с домовыми армиями стронников Швеции и польского короля С. Лещинского — Потоцких и Сапег. Одновременно, располагая согласием Петра І, гетман стремился удержать все Правобережье в своих руках и игнорировал требования союзников-поляков вернуть ее Короне.
Осенью 1705 г. гетман во главе своей армии совершил поход в Западную Украину и Подляшье. В ноябре ему покорилась мощная польская крепость Замостье, после чего была достигнута давняя цель украинских гетманов со времен Б. Хмельницкого — почти все украинские земли до верховьев Вислы принадлежали Гетманщине. В этих условиях недовольство украинцев вызывали распоряжения царя о привлечении все новых и новых украинских полков для ведения боевых действий в Прибалтике. Тяготили страну также неумеренные денежные взыскания сюзерена на Северную войну на фоне видимых успехов шведского короля. Переломным стал военный совет с участием И. Мазепы и видных представителей левобережной старшины с Петром І в Жовкве в апреле 1707 г., на котором царь затребовал от казаков службы в регулярной российской армии и уступки Правобережья Польше. В октябре 1708 г. гетман и его ближайшее окружение предали своего российского патрона и перешли на сторону Швеции, которая обязывалась сохранять и защищать права Украины как вассального княжества с очень широкой автономией.
Такой поступок доселе преданного Петру I гетмана вызвал замешательство большинства украинцев, и они не поддержали И. Мазепу. В ноябре 1708 г. Белая Церковь с гетманским архивом и запасами была занята подразделениями российской армии. Тогда же поляки не сумели воспользоваться ситуацией, чтобы вернуть под свою власть Правобережье. И в 1704—1714 гг. большая часть этнических украинских земель фактически находились под верховенством единого гетмана: до 1709 г. — И. Мазепы, затем — И. Скоропадского. Огромное значение с 1709 г. приобрела борьба за Правобережье во главе с Ф. Орликом.
Гетман в изгнании Ф. Орлик, или Правобережье в системе международных противоречий 1709—1714 гг. После поражения армии шведского короля Карла XII летом 1709 г. под Полтавой кардинальным образом изменилась расставка сил в Восточной Европе, когда Россия приобрела безусловную гегемонию. И. Мазепа и Карл XII бежали в турецкую город-крепость Бендеры, где вскоре гетман умер. Ранее, по договору со Швецией, он, имея княжеское достоинство, устно распорядился передать власть племяннику — генеральному есаулу Андрею Войнаровскому. Однако бендерские изгнанники-старшины желали продолжать традиции избрания гетмана на раде. И в апреле 1710 г. избрали гетманом генерального писаря Филиппа Орлика. На протяжении 1710—1713 гг. Ф. Орлик реально претендовал на власть над Правобережной Украиной, чему способствовали междугосударственные отношения того времени.
На раде в Бендерах в апреле 1710 г., сразу по избрании гетманом, Ф. Орлик подписал документ «Пакты и Конституции прав и вольностей Войска Запорожского», который украинскими исследователями и общественностью сейчас признается первой украинской конституцией. Предполагалось создание Украинской казацкой республики с постоянным парламентом (Генеральной радой) в виде федерации Украины (Войско Запорожское городовое) и Сечи (Войско Запорожское низовое) под протекцией Швеции. Бендерская конституция провозглашала принцип «всеобщего блага» определяющим для деятельности гетмана и всех войсковых урядников. Провозглашалась общая подсудность Войсковому генеральному суду — независимого общественного института. Значимой было положение (гл. 10), запрещавшее старшинам отнимать земли и привлекать к барщине и другим «работизнам» казаков и посполитых. Внешнеполитическая часть конституции (гл. 3) предусматривала «побратимство» Украины (Малой Руси) и Крымского ханства.
Еще в марте 1709 г. Турция выразила поддержку планам создания антироссийского союза Швеции, Крыма и Турции, причем «Украина» (так называлось государство Войска Запорожского в документах) признавалась шведской протекцией. Позиция Крыма имела немалое значение при переходе Запорожской Сечи на сторону И. Мазепы и Карла ХІІ. В октябре 1710 г. Ф. Орлик на личной встрече с ханом Девлет-Гиреем ІІ заручился поддержкой Крыма, тогда же де-факто возник военный альянс Швеции, Украины, Крыма и Порты, который был подкреплен договорами позднее. Хотя договор между Крымом и «народом Малороссии» был заключен в январе 1711 г. на переправе Кайр на р. Днепр, еще в ноябре 1710 г. Турция объявила войну России. В январе 1711 г. бендерские эмигранты во главе с Ф. Орликом при поддержке польских отрядов Ю. Потоцкого (сторонники С. Лещинского и Швеции) и татар вторглись на Правобережье. В битве под Лисянкой они разбили армию гетмана И. Скоропадского и безуспешно осаждали Белую Церковь.
Первое время Ф. Орлик находил немало сторонников, но ситуация изменилась после того, как крымчаки и запорожцы стали разорять Украину. Когда провалом закончился набег татар на Слобожанщину, в марте 1711 г. отступили в османские владения и отряды Ф. Орлика. Его авторитет был в Украине значительно подорван. Ситуация обострилась в связи с тем, что в марте 1712 г. хан объявил гетмана «всей Украины» Ф. Орлика вассалом одновременно и Крыма, и Порты. Это не только игнорировало предыдущие договоренности (Украина выступала как васал Швеции), но и вызвала раскол в среде бендерской эмиграции: запорожцы вышли из подчинения гетмана и провозгласили К. Гордиенко кошевым атаманом. Нарастал также конфликт между султаном и шведским королем, которого в феврале 1713 г. янычары выдворили из османских владений. Гетман в изгнании в отчаянии разослал в 1712 г. «Манифест к европейским правительствам», в котором признавал принцип поливассалитета Украины и призывал к борьбе с Россией. Одновременно он вновь широко декларировал вольности казачества. Однако в новых условиях действия и воззвания Ф. Орлика не нашли отзыва в Украине.
С весны 1711 г. Ф. Орлик как гетман и представитель определенной части украинского народа («мазепинцев») попал в тиски османо-татарского давления. В июле 1711 г. был заключен Прутский договор, который Петр І принял в условиях окружения его армии на р. Прут. Кроме всего, Россия обязывалась уступить Украину и Запорожье Турции. Правда, этот пункт договора Россия стала трактовать по-своему: признавала уступку только Правобережья, а не всей Украины и Запорожья. В итоге война продолжалась до 1713 г., и Ф. Орлик с казаками и татарами совершил еще несколько разорительных походов на Правобережье, где поддержки у населения встречал все меньше и меньше. В новом перемирном соглашении с Россией 1712 г. султан признавал власть Ф. Орлика только над Правобережной Украиной. Гетман пытался протестовать против понижения его статуса и высказывал симпатии как сюзерену шведскому королю. Такая его позиция вела к разрыву с ханом и султаном. Тем более, что у Турции возрастал интерес к замирению с Россией в виду предстоящей войны с Ираном.
В июне 1713 г. в Адрианополе был заключен мирный договор на 25 лет. Россия отказывалась от претензий на Правобережье, а Запорожье признавалось находящимся под османской протекцией (передавалось Крыму). Граница между владениями двух государств устанавливалась по рекам Самара, Орель и Северский Донец. В апреле 1714 г. Турция подписала также новый договор с Речью Посполитой, признав Правобережье владениями Польши. С Правобережья выводились войска левобережной Гетманщины и России, которые до сих пор фактически контролировали регион. Они замещались польскими гарнизонами. Еще в 1711—1712 гг. был проведен новый массовый сгон населения на левый берег Днепра, и регион от р. Случь до Днепра вновь опустел.
Ф. Орлику пришлось в июне 1714 г. уехать в Швецию. Гетман «мазепинцев» продолжил свою политическую борьбу в эмиграции до самой смерти, однако его наиболее вероятные союзники (Турция и Крым) предпочитали опираться на запорожских казаков. Дело в том, что до 1739 г., согласно договорам 1711 и 1713 гг. между Россией и Турцией, область прежней Запорожской Сечи принадлежала Османской империи и находилась под контролем Крымского ханства. В низовьях Днепра существовала зависимая от хана Алешковская Сечь, кошевой которой К. Гордиенко придерживался строго протурецкой ориентации. В 1722 г., после упразднения левобережного гетманства, Ф. Орлик пытался реанимировать антироссийскую коалицию во главе с Турцией. Та, однако, была союзником России в борьбе с Персией из-за Закавказья и гетмана-изгоя не поддержала. Кроме того, турки помнили приверженность Ф. Орлика Карлу ХІІ, а Россия организовала через своих агентов повсеместное преследование гетмана, пыталась его убить или арестовать.
Правобережье под властью Речи Посполитой в первой половине XVIII в.: социально-экономические тенденции. Осенью 1714 г. Речь Посполитая восстановила свою власть над Правобережной Украиной. Новый период в жизни региона был ознаменован всплеском польской колонизации: сотни потомков шляхты, изгнанной Освободительной войной середины XVII в., возвращались в Украину и стремились возродить прежние имения. По-прежнему определяющая роль в жизни региона принадлежала «крулевятам» — представителям магнатских родов Любомирских, Потоцких, Яблоновских, Чарторыйских, Браницких, Ржеуских, Сенявских, Радзивиллов, Вишневецких и др. Крупнейшим феодальным родам на Правобережье принадлежало до 80 % всех земель. Так, в конце XVIII в. Потоцкие владели 322 городами и селами, а Любомирским принадлежало 400 городов и сел. Пользуясь слабостью королевской власти, «крулевята» захватывали староства (королевщины, государственные владения): Потоцкие — Каневское староство, Яблоновские — Чигиринское и Корсунское и т. д.
После Освободительной войны во главе с Б. Хмельницким в условиях крайней политической нестабильности и запустения Украины феодалы были вынуждены расширять слободы и привлекать население из соседних областей. Фольварочное хозяйство укоренялось в имениях польского дворянства, но особенностью Правобережной Украины было медленное распространение фольварков. В регионе преобладали чинш и натуральные повинности, а барщина прививалась в основном на Волыни, где влияние «эпохи Хмельницкого» было слабее. Так, в Луцком повете уже в начале XVIII в. барщина достигала 5 дней в неделю со двора или 240 дней в год, что сравнимо с усиленным феодальным гнетом, который испытывали крестьяне Галиччины и Закарпатья.
В 1730-е гг. все более проявлялась тенденция к сокращению слобод и расширению повинностей крестьян в имениях Правобережья. Усиливало тяготы крестьянства также распространение во владениях магнатов отдача отдельных имений и фольварков в арендное держание. Арендаторами были, как и до Освободительной войны, евреи, а также мелкие шляхтичи — местные и прибывшие из Галиччины и Малой Польши. Вместе с тем, богатства позволяли именно крупным и крупнейшим феодалам основывать и развивать новые отрасли хозяйства в регионе: мануфактуры, смолокурение, производство стекла и железа. В имениях получило развитие винокурение, причем винокурни и шинки (питейные заведения) отдавались, как правило, в аренду евреям.
Востановление шляхетского хозяйства на Правобережье происходило меделенно. Если колонизация Приднепровья с помощью слобод была относительно успешной, и уже к середине XVIII ст. край «ожил», то необычайно трудно прививались среди вольнолюбивого крестьянства барщина и униатство. Немало в Приднепровье было крестьян, которые поселялись на хуторах и руководствовались принципом «займанщины». Они вовсе отрицали какие-либо права шляхты на их земли и ориентировались на казацкие традиции. Постепенно прежний конфликт разгорался со все новой силой. Особенно накалилась ситуация в имениях, отданных в держание арендаторам: те, пользуясь благами временно, в погоне за максимальной выгодой доводили крестьян до разорения.
Церковно-религиозные противоречия на Правобережной Украине. Помимо угнетения в социально-экономической сфере нарастали религиозно-этнические противоречия. Несмотря на то, что по условиям «Вечного мира» 1686 г. православные в Речи Посполитой находились под протекцией российского монарха, доминирующий в Речи Посполитой польский и преимущественно католический «политический слой» (шляхта) игнорировал права православных. На Правобережной Украине это выразилось в насильственном принуждении крестьян переходить в унию. Усилилось также давление на православное духовенство и горожан. Так, православные мещане не допускались к занятию выборных должностей в городских магистратах, а сеймовое постановление 1699 г. запрещало православным проживание в Каменце-Подольском. Большое значение в правление Яна III Собеского имел переход в унию и деятельность львовского православного епископа Иосифа Шумлянского. Воспитанный при королевском дворе и находившийся в дружеских отношениях с Яном III Собеским, он еще в 1677 г. тайное перешел в унию и стал склонять православный клир и знатных мирян последовать его примеру. В 1700 г. он добился перехода львовского епископства в униатство. Преследованиями епископ вынудил Львовское ставропигиальное братство признать унию в 1708 г., хотя братство подчинилось ему скорее номинально. В 1692 г. перешла в унию Перемышльская православная епархия во главе с Инокентием Винницким.
Своеобразным бастионом православия оставалась во второй половине XVII в. Луцкая епархия, особенно Почаевский монастырь. Усилиями И. Шумлянского и его сторонников до конца XVII в. свыше 700 церквей и монастырей на Правобережье было занято униатами. В 1725 г. они покорили и Почаевскую Успенскую лавру. Еще в 1684 г. был вынужден бежать из Луцка епископ Гедеон Святополк-Четвертинский, который обратился с просьбой о защите православных к левобережному гетману И. Самойловичу и России. В итоге, в декабре 1684 г. луцкий епископ был принят под протекцию царского двора, а в июне 1685 г. на соборе в Киеве был избран киевским митрополитом. Согласно «Вечному миру» 1686 г. в его ведение передавались все православные епископства Речи Посполитой, а Киевская митрополия переходила из ведения константинопольского в руки московского патриарха.
В 1688 г. после продолжительной борьбы во главе Луцкой епархии был поставлен брат львовского епископа Афанасий Шумлянский. Он поддерживал переход православного духовенства в унию. После его смерти в 1694 г. епископскую кафедру занял Дмитрий Жабокрицкий, в 1702 г. перешедший в унию. Киевский митрополит Варлаам Ясинский очередного ставленника епископа И. Шумлянского не утвердил, пытаясь сохранить епископство за православными. Между тем, еще ранее у него возник конфликт с львовским епископом, который протестовал против поставления В. Ясинского архимандритом Киево-Печерской лавры.
В 1704—1713 гг. присутствие на Волыни и Правобережье войск России и Гетманщины должно было обеспечить возрождение православия в регионе. Но именно в это время все православные епархии в Речи Посполитой, за исключением Могилевской (Белорусской), перешли в унию. Ни одного православного епископа в польской части Украины не осталось. Униатские же митрополиты претендовали на ту роль в Речи Посполитой, которую выполняли православные киевские митрополиты. Поэтому они, разместив кафедру в Радомысле, ревниво следили за сохранением своего положения в стране. Переход в униатство не означал для бывшего православного духовенства, что оно не будет подвергаться давлению со стороны господствовавшего в Речи Посполитой католичества. А оно проявлялось в настроениях шляхты, магнатов и части католического духовенства. Например, в 1717 г. анонимный автор памфлета «Проект ликвидации Руси» предлагал убрать «рускую веру» в Украине. Памфлет, видимо, был вызван тем, что некоторые магнаты, владевшие имениями на Киевщине, гарантировали в своих имениях свободу вероисповедания, что было необходимо для колонизации земель.
В этих условиях нарастали процессы латинизации обряда и догматов униатской церкви. Большое значение в развитии униатства в Речи Посполитой имел Замойский собор в августе—сентябре 1720 г. Он был созван по инициативе митрополита Льва Кишки, состоявшего в базилианском ордене. Замойский собор унифицировал богослужебный чин, который во многих деталях уподобился католическому, и закрепил особое положение базилиан в униатской Церкви: признал преимущества монахов в занятии епископских кафедр. Несмотря на недоверие народных масс, после церковной реформы в России и подчинения Православной Церкви обер-прокурору Св. Синода позиции униатства укрепились: митрополит А. Шептицкий добился от папы Римского буллы, запрещавшей переход униатов в католичество. Другой львовский униатский епископ и киевский митрополит Лев Шептицкий приложил немало сил для развития образование на русинском (украинском) языке и укрепления национального характера униатства в Западной Украине.
Диссидентский вопрос, действия конфедератов и положение украинского населения в Речи Посполитой. После 1686 г. у России появилось формальное основание к вмешательству во внутренние дела Речи Посполитой для защиты православного населения страны. Православные стали подвергаться гонениям уже после Люблинской унии, а с времен короля Сигизмунда ІІІ Вазы — также и протестанские конфессии. Это вызвало т. н. «диссидентский вопрос» (от «несогласный») — проблему уравнения в правах христиан-некатоликов с католиками.
Начиная со съезда в Торуни в 1595 г. сложился устойчивый альянс православной и протестанской шляхты и религиозных деятелей, которые боролись за свои права. Примером может служить патронат в XVII в. протестантов князей Радзивиллов из Биржанской ветви над православными в принадлежащем им Слуцком княжестве. Конфессиональный конфликт православных с униатами и католиками тесно переплетался с этнокультурным конфликтом («русские» и «поляки»). В силу внутренней слабости диссидентский вопрос стал определяющим в период всевозрастающей зависимости Речи Посполитой от соседей — в XVIII в. Так, еще в декабре 1740 г. в Петербурге Россия и Пруссия подписали соглашение, которое помимо военного союза предусматривало защиту прав православных и протестантов в Речи Посполитой. В марте 1743 г. договор между странами был возобновлен, хотя в дальнейшем противоречия не позволяли реализовать договоренности.
Возобновилось сотрудничество между Россией и Пруссией, в том числе и на почве решения диссидентского вопроса, в 1763 г., когда развернулась борьба за польский престол после смерти лояльного к России Августа ІІІ. В апреле 1764 г. стороны вновь подписали договор о военном союзе, секретная статья которого предусматривала требование о равноправии диссидентов с католиками в Речи Посполитой. В сентябре 1764 г. польским королем был избран ставленник Екатерины II Станислав Август Понятовский. Императрица откликнулась на обращение могилевского епископа Георгия Конисского с просьбой о защите прав православных в стране: через своего посла в Варшаве графа Н. В. Репнина она потребовала решения диссидентского вопроса. В 1765 г. во время аудиенции у польского короля Г. Конисский выступил в защиту диссидентов с речью, которая была переведена на многие европейские языки.
Для решения вопроса был созван сейм в Варшаве (сентябрь 1767 — февраль 1768 гг.). Чарторыйские, выдвиженцем на польские трон которых был Понятовский, противились уравнению прав диссидентов с католиками. Поэтому Н. В. Репнин привлек в польскую столицу российские войска, в присутствии которых сейм заключил 21 февраля 1768 г. союзный договор с Россией. К договору прилагался «Сепаратный акт» о формальном уравнении в правах с католиками христиан-некатоликов. Не обошлось без репрессий в отношении противников: были арестованы и вывезены в Сибирь католические епископы Солтык и Залусский, а также коронный польный гетман В. Ржеуский.
Еще накануне Варшавского сейма в стране назрела гражданская война. В защиту прав диссидентов выступили православная Слуцкая (во главе с генералом Я. Грабовским) и протестантская Торуньская (во главе с маршалом Г. фон Гольцем) конфедерации, созданные в марте 1767 г. После принятия сеймом «Сепаратного акта» в Баре на Подолье собралась шляхта, настроенная против вмешательства России во внутренние дела Речи Посполитой и против уравнения диссидентов в правах с католиками. В феврале 1769 г. собравшиеся объявили о создании Барской конфедерации, которая выступила в защиту «старых шляхетских вольностей» и против «Сепаратного акта». Во главе с К. Пулавским, братьями А. и М. Красинскими конфедераты обрушились на украинских православных крестьян и духовенство. Они совершили ряд карательных экспедиций, беспощадно убивали крестьян, православных священников и монахов, сжигали и разрушали православные храмы. Все эти действия не могли не вызвать народного восстания против шляхты.
Конфедераты расчитывали на то, что король отречется от трона, но С. Понятовский в марте 1767 г. обратился за помощью к Екатерине II. Российские войска уже в апреле начали боевые действия против конфедератов. После нескольких столкновений (у Подгайцев, Шепетовки), конфедераты перешли к партизанской войне. Они заручились поддержкой Франции, Австрии и Турции и вели борьбу с Россией и С. Понятовским до 1772 г. В 1769 г. конфедераты объявили короля низложенным, который воспринимался как марионетка Екатерины II. Большую поддержку Барской конфедерации оказывала Турция, которая в октябре 1768 г. объявила войну России. В феврале 1769 г. у Жванца российские войска разбили крупный отряд конфедератов, собравшийся для соединения с турками. В начале 1771 г. конфедераты выступили из турецких владений в Галицию, заняли Краков, но были разбиты российским отрядом во главе с А. В. Суворовым у Ландскроны и Замостья. В сентябре 1771 г. российский полководец разбил отряд сторонника конфедерации М. Агинского у Стволович возле Бреста и блокировал главные силы конфедератов в Кракове, которые капитулировали в апреле 1772 г.
Выступление Барской конфедерации усилило внешнее давление на Речь Посполитую, обострило диссидентский вопрос, что позволило соседям разделить страну.
Гайдамацкое движение в Украине в XVIII в.После 1714 г. казачества на Правобережной Украине не осталось, но это не означало, что социальный и конфессиональный конфликты в Украине не находили своего организующего начала. Им стали гайдамаки, первое документальное упоминание о которых относится к 1714 г. Предполагается, что термин «гайдамак» происходил от турецкого «гнать, нападать» (есть и другая трактовка). В документах польские власти отождествляли гайдамаков с разбойниками. На деле ими были крестьяне, мещане, казаки, которые собирались в небольшие отряды и нападали на имения шляхты и арендаторов, на евреев, католический и униатский клир, представителей власти. В Галиччине подобных повстанцев называли «опришками», на Подолье и Наднепрянщине — «дейнеками», «левенцами».
В начале XVIII в. гайдамацкое движение охватило Волынь и Западное Подолье, а в 1730 г. — Киевщину и Брацлавщину. В гайдамацких отрядах было немало и авантюристов, разбойников и маргиналов, но гайдамаки прежде всего выступали как народные мстители за угнетение украинского простого народа. Фольклор сохранил немало преданий и героических поэм в честь гайдамаков, они пользовались уважением и поддержкой населения. Немалое значение в формировании гайдамацкого движения отыграли Запорожье и опришки. Распространенным явлением было, когда отряд (ватага) гайдамаков сплачивался вокруг одного или нескольких сечевиков, обладавших военым опытом. Противники признавали за гайдамаками высокую мобильность, отвагу и высокие боевые качества. Имело значение и то обстоятельство, что часто гайдамацкие отряды пополнялись за счет надворных казаков — крестьяне, привлеченные магнатами к исполнению военно-сторожевой службы, или казаки, нанятые на службу магнатами. Хотя преимущественно гайдамацкие выступления были локальными, но в 1734—1738, 1750, 1768 гг. они переросли в масштабные народные восстания. Особо крупным было восстание 1768 г. («Колиивщина»), потрясшее Речь Посполитую.
В 1733 г., после смерти короля Августа ІІ Сильного, в Речи Посполитой вновь развернулась борьба за трон. В силу внутренней слабости эта борьба превратилась в войну 1733—1735 гг. за т. н. «польское наследство» между двумя коалициями: Россия при поддержке Австрии и Саксонии продвигала сына Августа ІІ, а Франция, при поддержке Испании и Сардинии, — Станислава Лещинского. В конце 1733 г. в Речь Посполитую вступили российские войска и стали создавать вооруженные отряды из местных жителей для борьбы с С. Лещинским, которого поддержала большая часть шляхты в стране. Вскоре вспыхнуло народное восстание, которое охватило Киевщину, Брацлавщину, Подолье и Волынь. Его возглавил Верлан — сотник надворных казаков в Шаргороде магнатов Любомирских. На съезде части атаманов гайдамацких отрядов он объявил себя полковником и назначил старшину.
Повстанцы были уверены, что российская императрица Анна Иоанновна примет Правобережье в свое подданство. Россия эти настроения всячески поддерживала. Поэтому уже летом 1734 г. повстанцы заняли Кременец, Броды, Збараж, Винницу, Межибож, Корсунь, Бердичев, Паволочь, Чуднов и другие города. Везде востанавливались казацкие порядки. В начале 1735 г. восстание охватило практически все Правобережье и часть Галиччины. Однако в 1735 г. ситуация изменилась не в пользу украинцев: Август ІІІ победил в борьбе за польский трон и запросил помощи у России в подавлении восстания. К концу года гайдамацкие отряды были разгромлены, а Верлан бежал в Молдову. В марте 1737 г. татары разгромили на р. Цибульник уцелевшие ватаги гайдамаков, а в течение 1738 г. польские карательные отряды с помощью российского корпуса нанесли оканчательное поражение восставшим.
Гайдамацкое движение в 1738 г. не пресеклось. Известна борьба отрядов Кузьмы Гаркуши в районе Лысянки в 1743 г., Ивана Бороды — в 1749 г. в районе Белой Церкви. Крупное выступление гайдамаков произошло в 1750 г. Отряды во главе с Михилом Сухим, Прокопом Тараном, Павлом Мачулой, Олексой Ляхом, Мартином Теслей, Иваном Вовком, Алексеем Майстренко, Павленко, Дубиной, Василем Мелешко, Иваном Подолякой и другие действовали во многих районах Правобережья. Гайдамаки заняли Винницу, Володарку, Умань, Белую Церковь, Радомысль и др. Начались волнения на Левобережной и Слободской Украине, что побудило Россию в очередной раз помочь полякам в подавлении народного выступления на Правобережье. Несмотря на репрессии, гайдамацкое движение не прекращалось, а в 1759—1768 гг. оно вновь распространилось по всей Правобережной Украине. В это время вызревали предпосылки для нового большого восстания, так как переориентация магнатских хозяйств с экспорта зерна через Гданьск на более удобное побережье Черного моря привела к усилению эксплуатации и насаждению фольварков и барщины в имениях. Это накладывалось на религиозный гнет, на насилия барских конфедератов.
Колиивщина. Восстание в 1768 г. под названием «Колиивщина» (название произошло от наименования забойщиков скота на Киевщине — «колиев») стало кульминацией гайдамацкого движения в XVIII в. Выступление вновь было активизировано действиями российских войск на Правобережье против барских конфедератов. Восстание началось в марте 1768 г. — гайдамаки, крестьяне и мещане громили имения и убивали шляхту и евреев. Центром подготовки восстания стал Мотронинский монастырь, расположенный вблизи Запорожской Сечи. Местное население поддалось слуху, что Екатерина II издала «Золотую грамоту» с призывом уничтожать польскую шляхту. Дело в том, что православное население польской Украины находилось под фактическим патронатом переяславского епископа, который своим представителем на Правобережье назначил игумена Мотронинского монастыря М. Значко-Яворского. Тот добился аудиенции Екатерины II, которая обещала православным Речи Посполитой полную протекцию. Именно со Значко-Яворским слухи связывали появление «Золотой грамоты» российской императрицы.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 429;