Этика ораторского выступления.
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.
Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).
Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.
Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Выступление становится более убедительным, привлекательным, что способствует установлению более тесного контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории. В конфликтной ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи. |
1. М е т а ф о р а представляет собой перенос наименования на основе сходства. Для использования в качестве метафоры пригодны слова с предметным значением, т.е. с таким значением, определить которое можно, указав на соответствующий предмет, звук, запах и любой другой чувственно воспринимаемый элемент окружающего нас мира. «Владимир Иванович (Малышев) любил жить в одноэтажном! доме науки,потому что он не был горожанином, он всегда оставался городе выходцем из деревни» (Д.С. Лихачев).
2. Э п и т е т. В узком понимании эпитет — это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен: «Скромными и сдержанный во всем, он смотрел на большой мир литературы глазами несколько удивленными и восхищенными, грустными и доверчивымик раскрывающейся перед ними художественной правде» (Д.С. Лихачев).
3.О л и ц е т в о р е н и е — разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу: «Что всякая революция выпускает из людей наружу инстинктыпервобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти — было слишком видно и современникам» (А.И. Солженицин)
4. Г и п е р б о л а (преувеличение) — количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения и т.п.: «А и если, мы не
воспитаем сами класть твердые границы своим желаниям и требованиям,
подчинять интересы критериям нравственности - нас, человечество, просто разорвет.Оскалятся, худшие стороны человеческой природы» (А.И. Солженицын)
5. С р а в н е н и е — уподобление одного предмета, лица, события
другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего при
знака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план: «Мы, все мы, все цивилизованное человечество, - посаженные на одну и ту же жестко связанную карусель, совершали долгий орбитальный путь. Как детишкам на карусельных конях,он казался нам нескончаемым – и все вперед, все вперед, нисколько не вбок, не вкривь» (А.И. Солженицын).
6. А н т и т е з а (противопоставление) часто строится на основе
антонимии. Противопоставленные понятия лучше выявляют свою
специфику на фоне друг друга: «Рассказы о нем (В.И. Малышеве) надо всячески фиксировать, но рассказывать о нем как о мертвомможет
быть еще рано: мы все его хорошо помним живыми очень чувствительны
ко всякой фальши» (Д.С. Лихачев).
7. Р и т о р и ч е с к и й в о п р о с— предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию. Несоответствие содержания и формы порождает экспрессию: «Но, если вы свободны по рождению, зачем вы подставляете шею рабству? Зачем вы помогаете нашим рабовладельцам?» (А.И. Солженицын).
8. С и н т а к с и ч е с к и й п а р а л л е л и з м. При этом приеме два или более рядом стоящих отрезка текста имеют тождественное синтаксическое строение, благодаря чему они выделяются на общем
фоне текста: «Он был красив своим отношением, к людям,, своей манерой поведения, но он был красив и своими научными взглядами, своим научным мировоззрением». (Д.С.Лихачёв).
Библиографический список:
1. Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов-на-Дону, 2004.
2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной,
Е.Н. Ширяевой. – М., 1999.
3. Культура парламентской речи. – М., 1994.
4. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. –М., 1997.
5. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. – М., 1994.
6. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.
7. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980.
8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001.
9. Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2003.
10. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М., 1997.
Словари:
11. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – М., 1998.
12. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2000.
13. Бельчиков Ю.А., Панюлеева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.
14. Лексические трудности русского языка. – М., 1994.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1994.
16. Орфографический словарь русского языка. / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1990.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1444;