Россия и её соседи в Евразии.

История как наука

История – одна из самых ранних отраслей знания, она возникла около 2 500 лет тому назад. Само понятие «история» появилось в Древней Греции и означает исследование, рассказ, повествование о прошедшем. Это слово вошло во все современные языки, его первоначальное значение продолжает широко использоваться в бытовой лексике и научной литературе. Примечательно, что в древнегреческой мифологии музой (покровительницей) истории является Клио («дарующая славу»), дочь верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Свиток и графическая палочка в её руках являются символом и залогом того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

Основоположником, «отцом» истории принято считать древнегреческого мыслителя и путешественника Геродота (ок. 484 г. до н.э. – ок. 426 до н.э.), автора полномасштабного исторического трактата «История», где он описывает греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труд Геродота – это первое полностью сохранившееся историческое и вообще прозаическое произведение в европейской литературе. Античные авторы усматривали значение истории в том, что, как выразился древнегреческий историк Полибий (ок. 200 г. до н.э. – 120 г. до н.э.), «уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию общественными делами». Поэтому древние называли историю «magistra vitae», наставницей жизни.

Долгое время история была интегрирована в общую систему знаний. В эпоху Античности и в Средние века она неразрывно связана с мифологией, религией, литературой, в XVII–XVIII веках – с политической теорией, философией, географией. Постепенно намечается обособление истории от других областей социально-гуманитарного знания, поскольку в течение XVIII века – века Просвещения – в Европе возникают новые представления об истории. Она начинает осмысливаться в виде процесса становления и развития человечества, выделяются различные исторические эпохи, появляется «историческое время» с неизвестным будущим.

К XVIII веку относится и возникновение истории, зарождение исторических теорий в России. Первым русским историком признан А.Н. Татищев (1686–1750), государственный деятель, «птенец гнезда Петрова» – этот образ из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» используется для характеристики тех людей, что являлись ближайшими сподвижниками Петра I, который осуществил масштабную европеизацию страны, заложил основы развития отечественной науки и образования. А.Н. Татищев создаёт первый в России собственно исторический труд «История Российская с самых древнейших времён» в четырех томах, в котором воплощает своё понимание истории как воспоминания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых», выдающихся людей. Впервые с рационалистических (а не религиозных) позиций автор пытается найти некие универсалии в развитии государства и общества, усматривая в знании и просвещении факторы, определяющие ход исторического развития.

Наука история, в основном, развивалась в русле эволюции научного знания в целом. В период специализации наук и создания их современных форм, в первой половине XIX века, история обретает качество самостоятельной научной дисциплины с присущими ей предметом изучения, совокупностью методов, принципами, задачами и функциями. Не случайно это столетие получило название «века истории».

Поскольку сегодня термин «история» обладает различными значениями, следует иметь в виду два основных варианта его употребления:

1. История как всякий процесс общественного развития.

2. История как наука, изучающая этот процесс развития человеческого общества во всей его конкретности и разнообразии.

История общества представляет собой сумму различных действий отдельных индивидов и человеческих сообществ, поэтому предметом исторической науки являются деятельность и поступки людей в историческом времени, вся совокупность отношений в обществе, взятая в становлении и развитии. В связи с тем, что проявления человеческой жизни, отношения, в которые вступают субъекты, чрезвычайно многообразны, история формируется как многоотраслевая наука, она складывается из целого ряда самостоятельных отраслей знания. Базовыми разделами исторического знания выступают политическая, экономическая, социальная история и история культуры.

В ходе развития исторического знания сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение географических названий), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников).

Источниковедение играет особую роль среди вспомогательных дисциплин, поскольку наука история оперирует удостоверенными данными, как правило, точно установленными фактами, а они извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все «остатки», все следы прошлой жизни, все свидетельства о минувшем. В самом общем виде выделяют четыре группы источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонетические.

Основой классического историознания являются биографии и хронология, они составляют первоначальное ядро фактов, которые требуют своего истолкования и объяснения. Так в исторической науке вырабатываются концепции, теории, под углом зрения которых строится историческое описание. Суть любой исторической концепции заключается в отыскании движущих сил и обстоятельств, в которых эти движущие силы действовали. Таким образом, с одной стороны, необходимо знание конкретных фактов, с другой – историк должен осмысливать совокупность фактов с целью выявления устойчивых причинно-следственных связей, или закономерностей, в развитии общества. Соответственно, познавательная сторона работы историка может быть сведена к нескольким основным задачам: описание (дескрипция), объяснение, аргументация (обоснование) и интерпретация.

Исследование исторических источников требует профессиональных навыков и компетенций, умения следовать необходимым принципам и методам. К основным принципам исторического исследования относятся:

– принцип объективности, который предполагает воссоздание исторического прошлого с опорой на подлинные факты, а также достижения самой науки;

– принцип детерминизма, согласно ему все события обусловлены определенными предпосылками и включены в сплетение причинно-следственных связей, каузальностей различного уровня;

– принцип историзма, предписывающий рассматривать события с учетом конкретной обстановки, в совокупности с другими событиями и в своем развитии;

– принцип альтернативности, допускающий вариативность исторического развития, что позволяет увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.

Принципы как главные правила и ориентиры исследования находят непосредственное выражение в методах исторического познания, с помощью которых историк изучает и обобщает данные, содержащиеся в источниках. Выделяют следующие специальные исторические методы:

– конкретно-исторический (идеографический) метод, суть которого – в описании фактов, явлений и событий как базы любого исследования;

– сравнительно-исторический (компаративистский) метод ориентирует на изучение явлений в контексте подобных явлений и в сопоставлении с ними;

– историко-генетический метод связан с выявлением генезиса, то есть зарождения и последующего развития явления;

– ретроспективный метод заключается в последовательном «проникновении» в прошлое для выявления причин и условий событий;

– историко-типологический метод – классификация объектов познания по избранному признаку (признакам) для более углубленного их понимания;

– хронологический метод предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности.

В методологии истории (историологии) фигурирует и ряд других специальных методов, а также предусматривается использование методов других наук, с которыми взаимодействует историознание: лингвистики, антропологии, географии, математики и т. д.

История традиционно является основой гуманитарного образования и важным фактором формирования личности, поэтому она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

– описательная (нарративная) функция, которая сводится к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

– познавательная (когнитивная, интеллектуально-развивающая) функция – понимание и объяснение исторических процессов;

– прогностическая (предвидение будущего) функция и практически-рекомендатель­ная (практически-политическая) функция. Обе функции подразумевают использование опыта прошлого для решения задач современности;

– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция и функция социальной памяти, которые отвечают за складывание культурно-исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.

В целом, историческое сознание общества имеет сложносоставной характер. Оно не сводится к тем образам истории, которые формирует историческая наука – официальная история, доминирующая в официальных учреждениях и системе образования. В историческом знании представлены также другие компоненты: критика официальной истории (контристория), которая может при определенных обстоятельствах заменять официальную историю (например, в бывших колониях – т.н. постколониальный дискурс; после революционных переворотов, приводящих к фундаментальной переоценке ценностей); память поколений, которая закрепляется в различных формах (праздники, семейные предания, анекдоты на «исторические темы» и проч.); эмпирическая история, опирающаяся на данные демографии, статистики; литература и кино.

За два века существования истории как науки произошли глубокие изменения в структуре и содержании исторического знания, его методологии. Современный этап изучения истории характеризуется сочетанием различных подходов и интерпретаций, которые дают возможность рассмотреть историческое полотно под разными углами зрения. Среди основных подходов, которые находятся друг с другом в отношениях конкуренции, а одновременно – взаимодополнения, выделяются:

– формационный подход, в соответствии с которым всемирный исторический процесс предстаёт как последовательная смена общественно-экономических формаций, различающихся между собой по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре;

– цивилизационный подход осуществляет членение исторической эволюции на цивилизации, понимаемые в качестве совокупности материально-технических и духовных достижений народов на определённой стадии развития тех или иных регионов мира;

– модернизационный подход рассматривает историю в виде процесса перехода от традиционного (аграрно-сословного) общества к модерному обществу – индустриально-рыночному, урбанизированному, социально-плюралистическому, акцентируя внимание на особенностях процесса модернизации в различных государствах и группах стран;

– мир-системный подход (миросистемный анализ), в рамках которого исследуются не только социальные системы, свойственные одной цивилизации, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира;

– социокультурный подход постигает общество как единства духовной культуры и социальных форм, образуемых в ходе деятельности человека, личность которого рассматривается через призму ментальности – свойственных ей представлений, культурных образцов, устойчивых стереотипов восприятия, зачастую не осознаваемых полностью, т. е. относящихся к области бессознательного.

Таким образом, историки склонны сегодня рассматривать историю на широких основаниях, согласно которым в общественной жизни в разных комбинациях и в различные периоды с той или иной силой действуют «на равных» многообразные факторы – культурные, технологические, организационно-экономические, идейно-политические. История видится в качестве взаимодействия больших культурно-исторических сообществ, объединенных понятием «цивилизация». Исторический путь России, являющейся своего рода мультицивилизацией, нередко анализируется с точки зрения воздействия на него культурно-формирующих центров – Запада и Востока. Изучающие историю должны разбираться в таких понятиях, как исторические типы цивилизации, их характерные особенности, место отдельных культурно-исторических эпох во всемирно-историческом процессе.

В конце ХХ – начале ХХI вв. в русле исторического познания сформировалось несколько направлений, которые углубляют понимание исторического процесса за счёт анализа повседневной жизни людей, истории идей, внутреннего мира человека, учета факторов культуры в её разнообразных проявлениях – «новая социальная история», «новая историческая наука», «новая интеллектуальная история», «культурная история», «психоистория» и др.

В современных условиях историки всё более исходят из того, что при всей специфике исторического развития, индивидуальном характере каждой эпохи, в истории просматриваются определенные закономерности, но не в смысле фатального движения к какой-либо цели, а как пробивающие себе дорогу тенденции, импульсы, взаимосвязи. Сформировавшееся в XX столетии представление о единстве человечества, следовательно, о внутренней целостности исторического процесса в мировом масштабе, что ещё более усиливается в связи с экономической и культурной глобализацией, проявляется в идее общей периодизации мировой истории. Принято обозначать четыре основных периода всемирной истории:

1. Древний мир (от выделения человека из животного мира ок. 2–1,5 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (от падения Западной Римской империи до конца XV в., начала эпохи Возрождения и Великих географических открытий).

3. Новое время (от начала XVI в. до 1918 г., окончания Первой мировой войны).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Существуют и другие варианты периодизации всемирной истории, так, в западной историографии окончание Средних веков принято связывать с XV веком, после чего начинается Новое время как единый период современной истории, продолжающейся и поныне.

Наконец, нужно помнить, что опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие социальные и политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия, потому в истолковании тех или иных исторических событий прослеживается непрекращающаяся борьба политических идей и мнений. Между тем отношение к истории как к науке требует разделять и различать, насколько это вообще возможно, факты и оценки, объективную истину и историческую «правду», какая у каждой социальной, этнической группы своя.

Тема 2. Древняя Русь – Московское царство –

Россия и её соседи в Евразии.

IX-XVII века

План.

1.Образование и развитие Древнерусского государства в IХ-ХII вв.

2.Русские земли и Золотая Орда.

 

1. Образование и развитие Древнерусского государства в IХ-ХII вв.

1.1.“Призвание варягов”

Ранняя история древних славян приводится, в так называемой легендарной части “Повести временных лет”, написанной монахом Нестором в начале ХII века. Он сообщает, что северные славяне и другие племена, жившие по берегам озера Ильмень и по рекам Ловать, Волхов, Мета, Молога, очень страдали из-за того, что их старейшины (племенные вожди) вступили между собой в острое соперничество. Каждый из них хотел быть первым и главным. Междоусобицы отнимали много сил и мешали решению важных задач, среди которых важнейшей была защита от внешних врагов,.и тогда было решено пригласить на княжение кого-нибудь из варягов (так называли жителей соседней Скандинавии). Варяги были известны как хорошие воины.

На берега Балтийского моря отправилось славянское посольство. Прибыв на место, послы сказали норманнским князьям так: “Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами”. Те откликнулись на этот призыв, и вскоре варяжский военный предводитель Рюрик прибыл со своей дружиной в Новгород и начал там княжить. Произошло это важное событие в 862 году.

Таким образом, у истоков Новгородско-Киевской Руси оказались варяги норманнского происхождения - Рюрик, и следующие за ним князья Олег, Игорь и княгиня Ольга.

В ХVIII веке в исторической науке выделились два основных направления – норманское и антинорманское, которые по-разному рассматривали вопрос образования Древнерусского государства. Норманское, было представлено немецкими учеными, работавшими в то время в России – Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлёцером и Г.З.Байером. Они считали, что государство было создано варягами, т.к. сами славяне были не способны к созданию государства. В середине 20 века эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными. Против норманистов выступил Михаил Васильевич Ломоносов – знаменитый русский учёный, основоположник антинорманской теории образования Древнерусского государства. Он утверждал, что славяне сами создали государство, Рюрик – славянин, а варяги – это просто наемники, находящиеся в то время на более низкой стадии развития.

Сегодня историки в основном придерживаются, так называемой центристской теории - даже если варяги и были призваны на княжение, то к моменту их появления славяне прошли необходимый путь, предшествующий образованию государства, которое возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Варягов же пригласили в первую очередь для защиты от таких - же варягов – норманнов, так как в отличие от славян, варяги были воинственнее и лучше защищены. Ученые признают историчность Рюрика, варяжское происхождение первых русских князей и призвали их явно, как нейтральную силу, способную прекратить усобицы.

1.2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ

Олег (правление 882 – 912 гг.)

В 879 году в Новгороде умер князь Рюрик. Его сыну Игорю было тогда два года, и он не мог заменить отца, поэтому править Русью стал старший в роде Рюрика – Олег.

Олег успешно продолжил дело Рюрика. Он укрепил и расширил княжество, присоединил к нему много новых племён. Одной из главных целей Олега было утверждение своего могущества на юге, в городе Киеве, т.к. через Киев проходили важные торговые пути с запада на восток и с севера на юг.

Согласно «Повести временных лет», когда войско Олега подошло к Киеву, он приказал своим воинам спрятаться в ладьях, а сам послал сказать Аскольду и Диру, правившим в это время в Киеве, что приехали купцы и привезли товары. Аскольд и Дир поверили послам и пришли к Олегу. Олег вышел к ним с Игорем на руках и сказал: “Вы не князья, а вот сын Рюрика!” В этот момент воины Олега, которые до этого прятались, вышли и убили Аскольда и Дира.

Киев очень понравился Олегу. Город был богат и красив. Поэтому Олег остался жить и править в Киеве. Он назвал Киев “матерью русских городов” и сделал его главным городом Руси. С этого времени древнерусское государство стало называться Киевской Русью. Князь Олег очень много сделал для его развития. Особенно он прославился своими походами на Царьград в 907 и 911гг. – столицу Византии. Олег со своей дружиной переплыл море и неожиданно напал на греков. Чтобы избежать худших последствий, они дали Олегу большой выкуп, а также разрешили русским купцам свободно торговать в греческих городах.

После смерти князя Олега в Киеве начал княжить сын Рюрика – Игорь.

Князь Игорь (правление 912 – 945 гг.)

Князь Игорь не был сильной политической личностью. Он редко ходил за данью к подчинённым уже племенам, новые племена не покорял, дружина его была бедна. Летописец сообщает, что Игорь был труслив, нерешителен и корыстолюбив. Он также, как и его предшественник дважды военными походами ходил на Византию, но они были менее успешны.

Игорь погиб в 945 году во время сбора дани с древлян, когда он нарушил обычай и решил собрать дань второй раз.

Княгиня Ольга (правление 945 – 962 гг.)

После гибели Игоря править в Киеве стала его жена Ольга, потому что их сын был ещё маленьким. В соответствии с обычаями того времени Ольга отомстила древлянам за смерть мужа, но одновременно провела реформы: установила размер дани (урок) и места сбора дани (погост).

Ольга стала первым правителем Древнерусского государства, принявшим христианство. Несмотря на то, что при ней оно не стало государственной религией Руси, сам факт его принятия княгиней усилил позиции христианства в государстве. Однако сын Ольги Святослав отказался принять новую религию, т.к. дружина его была языческой.

При Ольге усилились связи Руси с Западной Европой.

Князь Святослав Игоревич (правление 962 – 972 гг.)

У княгини Ольги после смерти мужа остался сын Святослав, вошедший в историю как князь-воитель. Вот как описывает его летописец: ходил он легко, как барс; не боялся никакой погоды, ни жаркой, ни холодной; у него не было шатра, спал он на конской попоне с седлом под головой; ел князь грубое мясо диких животных, пил речную воду. Святослав был воинственным, но никогда не нападал неожиданно на врага, а всегда посылал сказать: “Иду на вы!” (то есть на врага, или “иду на вас войной”).

Когда Святослав покорил все соседние племена, расправился с хазарами, затем пошёл в Болгарию и завоевал её. Ему очень понравилась эта богатая страна. Сюда со всех сторон везли товары: из Греции - золото, ткани, вина, овощи; из Чехии и Венгрии - серебро, коней; из Руси – меха, мёд, рабов. Святослав решил навсегда остаться жить в Болгарии и столицу Руси перенести в город Переяславец. В это время Киев окружили печенеги – кочевники, которые жили в степях. Киевляне послали Святославу сказать, что их чуть-чуть не взяли печенеги вместе с его матерью и детьми, и если он не придёт и не защитит их, то случится беда. Святослав немедленно вернулся в Киев, собрал войско и прогнал печенегов далеко от границ своего государства.

После смерти матери Святослав решил вернуться в Болгарию. Он разделил свои земли между сыновьями: Киев он отдал сыну Ярополку, другому сыну Олегу – древлянскую землю, третьему сыну, Владимиру, – город Новгород. Святослав велел сыновьям жить дружно.

Но болгарские жители встретили его не с такой любовью, с какой проводили его киевляне. Византийский император не хотел иметь рядом с собой такого сильного соседа. Поэтому он собрал большое войско и пошёл на Святослава. Началась война. Русский князь был вынужден просить мира у императора. Князь и император встретились на берегу Дуная, чтобы подписать мирный договор, по которому Святослав должен был вернуться в Киев. По дороге в Киев (это было в 972 году) Святослав был убит печенегами в бою.

1.3. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ ВЛАДИМИРЕ I. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА.

Владимир Святой, или Владимир Красное Солнышко

(правление 980 – 1015 гг.)

Владимир стал княжить на русской земле в 980году. В это время он был язычником. На холме он поставил нового идола Перуна с серебряной головой и регулярно приносил ему жертвы.

За время своего княжения Владимир победил польских славян, совершил поход на вятичей и радимичей. Он предпринял реформу управления княжествами. В подчиненные города он посадил своих сыновей в качестве наместников и обложил данью восточнославянские племена. Для защиты от печенегов им была построена система крепостей и введено огневое предупреждение (воины зажигали на верхних площадках крепостей костры и таким образом предупреждали жителей Киева о начинающемся набеге печенегов).

Причины принятия христианства:

1.Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе.

2.Оправдание социального неравенства.

3.Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Приняв решение о переходе к единобожию на основе новой религии, Владимир выбирал между исламом, иудаизмом и христианством и принял решение в пользу христианства византийского образца, так как в течение длительного времени Русь и Византия были тесно связаны экономически и духовно.

Русь была крещена в 988 году.

Итогами принятия христианства были: ликвидация международной изоляции Руси, укрепление государства и княжеской власти, объединение народа на основе единой религии, приобщение Руси к европейской культуре. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело – все это явилось на Русь из Византии благодаря распространению христианства. С христианством пришла письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги, школы при монастырях. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство. Христианство укрепило княжескую власть и привело к расцвету Киевской Руси.

1.4. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе.

Наивысшего могущества Древнерусское государство достигло при правлении Ярослава Мудрого (1019-1054), сыне Владимира I. Ему удалось почти полностью обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике после успешного похода на прибалтийскую чудь в 1030 году, основав неподалеку от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии).

Рост международного авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить митрополитом Киевским государственного деятеля и писателя Иллариона. Сам князь назывался царем, о чем свидетельствует надпись на стене Софийского собора (XI век). При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, о чем свидетельствуют наличие около четырехсот церквей, восьми рынков, возведение Золотых ворот — парадного въезда в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Велика заслуга Ярослава Мудрого в становлении и закреплении юридического законодательства, нашедшего свое отражение в составленном в годы его правления своде законов под названием “Русская правда”.

Владимир Мономах (правление 1113 – 1125 гг.)

Вскоре после смерти Ярослава Мудрого на престол взошел его внук Владимир Мономах, получивший это прозвище из-за брака своего отца Всеволода и дочери византийского императора Константина Мономаха. Владимиру Мономаху удавалось какое-то время удерживать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе со степными соседями половцами. При Мономахе (его женой стала английская принцесса) укрепился международный авторитет Руси. С его именем связывали введение короны русских царей – шапки Мономаха, преемственность власти русских царей от константинопольских императоров, появление первой русской летописи “Повести временных лет”, дополнение свода законов “Русской Правды” так называемым “Уставом Владимира Мономаха”.

1.5.Земли и княжества Руси в XII-XIII вв.

Подъем экономики Древней Руси шел на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины. Выделение отдельных княжеств в рамках Киевского государства подготавливался издавна. Повсеместно распространялось пахотное земледелие, совершенствовались орудия труда, применявшиеся в хозяйстве. Показателем подъема экономики явился рост числа городов: накануне монгольского нашествия на Руси было около 300 городов.

Развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным междоусобным конфликтам, для разрешения которых была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, не хотели больше зависеть от центральной власти в Киеве, выступив, таким образом, главной силой разъединительного процесса. Местные князья сумели установить свою власть в каждой земле, однако между князьями и усилившимся боярством стали возникать противоречия, началась борьба за влияние. В разных княжествах эта борьба разрешилась по-разному: в Новгороде, а позже в Пскове установились боярские республики; в других землях власть утвердилась в форме монархии.

Раздробленность – закономерный этап становления древнерусской государственности, вызванный поступательным развитием общества. Закрепление отдельных территорий – земель – за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. Раздробленность привела к ускоренному росту городов, сделала более богатой и разнообразной древнерусскую культуру. Вместе с тем раздробленность способствовала упадку военного могущества Древней Руси, особенно из-за дальнейшего дробления крупных княжеств.

Поначалу Киев стал первым среди равных княжеств – государств, а вскоре и другие земли начали догонять и даже опережать его в своем развитии. Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и других князей русских земель.

В результате дробления Киевской Руси в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали их стольные города: Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Смоленское и другие.

Несмотря на то, что внутри Древней Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы, определившие ее объединение в будущем: единый язык, единая православная вера, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории при отсутствии естественных границ.

Начало Москвы. Юрий Долгорукий (правление 1125 – 1157 гг.)

Много лет назад на том месте, где сейчас стоит город Москва, находились небольшие деревни и сёла, и жили здесь племена язычников вятичей, которые были смелыми воинами и поэтому долгое время они смогли сохранять свою независимость.

До XII века место, где сейчас находится Москва, называли Кучково по имени хозяина этих земель боярина Степана Ивановича Кучки. Недалеко от Кучково, в городе Суздале, правил младший сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. Долгоруким его назвали потому, что он всё время воевал и захватывал чужие земли. Много городов присоединил к своему княжеству Юрий Долгорукий, многие стали называть его своим князем, но только один знатный и богатый боярин Степан Иванович Кучка не захотел ему подчиниться. Тогда Юрий Долгорукий пришёл в Кучково со своей дружиной и начал войну. Кучка был убит, а его земли отошли к Суздальскому княжеству.

Прошло некоторое время, и Юрий Долгорукий с сыном Андреем поехали посмотреть свои новые земли. Они заехали в деревню, где жили два сына и дочь Кучки Улита. Когда Андрей увидел девушку, он сразу полюбил её. Он попросил отца разрешения жениться на ней и взять на службу её братьев. Юрий Долгорукий велел всё приготовить к свадьбе.

Место, где раньше жил Кучка, понравилось князю. Село находилось около трёх важных дорог: Новгород - Рязань, Киев - Ростов, Смоленск - Суздаль. Удобно было и торговать с другими городами. По Москве-реке плыли богатые купцы к Волге на восток. Они часто останавливались здесь, чтобы обменяться товарами. Кроме этого, село было окружено лесами, где была прекрасная охота, а в реках и озёрах было много рыбы. Поэтому Юрий Долгорукий решил построить здесь город и назвал его Москвой.

Откуда появилось это название - Москва? И что оно значит?

Как рассказывают летописи, территория Москвы была очень сырым местом. Здесь находилось более 800 озёр и болот, протекало 150 больших и малых рек. Для обозначения такого сырого места в древности было слово “моский”, что значило “мокрый, влажный”, - отсюда и название реки Москвы и города Москвы.

Впервые слово “Москва” появляется в письме Юрия Долгорукого в 1147 году. “Приди ко мне, брат, в Москов”, - приглашал он своего друга князя Святослава. Князь приехал в Москву со своим сыном и дружиной. 4 апреля 1147 года Долгорукий устроил большой пир и подарил гостям дорогие подарки. Этот год считается датой основания Москвы. Прошло время, и на высоком холме выросли первые деревянные стены. Народ охотно селился в Москве. Это было одно из самых тихих мест на Руси. Уже в XIII веке Москва становится столицей небольшого Московского княжества.

1.Барщина – отработочная рента, форма феодальной земельной ренты, бесплатный принудительный труд в хозяйстве феодала зависимых крестьян.

2.Боярин – первоначально старший дружинник, позднее - чин в Московском государстве.

3.Вече – высший орган самоуправления на Руси, народное собрание.

4.Вотчина – форма земельной частной собственности, которая характеризуется следующими признаками: 1) передавалась по наследству; 2) являлась основой земельной ренты; 3) делилась на две части: одна – отдавалась в пользование крестьянам, за что последние выполняли разные повинности в пользу владельца земли; вторая – представляла непосредственно хозяйство собственника земли, в котором работали зависимые от него крестьяне.

5.Рента – доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и получаемый в форме процента с представляемого в ссуду капитала или в форме земельной ренты со сдаваемого в аренду или пользование участка земли.

 

2. Русские земли и Золотая Орда.

В 1237-1240 годах русские княжества подверглись нашествию монгольских войск во главе с внуком Чингиз хана Батыем. Целью чингизидов были западные земли – Венгрия, Польша и далее до берегов «последнего моря», но путь туда лежал через Русь. Ханские послы обратились к князю первого русского города Рязани с требованием пропустить войска, снабдив провиантом и лошадьми, но получили отказ. Город был уничтожен. Не только гордость, но и судьба соседей булгар и половцев не могли позволить князьям довериться ханскому слову. Лишь отдельные города приняли условия монгол и избежали разорения.

Смерч вторжения, сея смерть и разрушения, обрушился на северо-восточные, южные и юго-западные русские земли. Вражда княжеств друг с другом была на руку чужеземцам. Многочисленность и военный опыт обещали быструю победу. Яростное сопротивление русских сорвало планы Бату хана.

В борьбе с завоевателями чудеса героизма проявили жители Рязани, Владимира, Ростова, Киева, Чернигова. А Козельск монголы даже прозвали “злым градом” – жители его сражались до тех пор, пока все не погибли. Войска хана понесли огромные потери, но и Русь была обескровлена.

Хан Батый основал государство Золотую Орду. Ростово-Суздальские, Муромские и Рязанские князья признали власть хана, который утверждал их право на княжение специальной грамотой – ярлыком. Один из князей назначался старшим. Русские земли должны были платить дань, которую вначале собирали сборщики – баскаки, затем эту обязанность после восстаний возложили на князей. Независимость была потеряна, но сохранились государственные и социальные институты. Ханы покровительствовали церкви. Прекратились открытая вражда и междоусобные войны князей, поскольку они стали вассалами одного хана. Вассальные территории и сохранивший независимость, но плативший дань Новгород оказались под защитой Золотой Орды, что остановило католическую агрессию с запада. Остальные русские княжества – южные, юго-западные и западные – в течение XIV в. вошли в состав Великого княжества Литовского.

Вклад в выстраивание отношений с Ордой в самые тяжёлые первые десятилетия внёс князь Александр Невский (1252-1263). Он привёл к покорности князей, провёл перепись населения, установил доверительные отношения с ханами, обеспечив по выражению русского историка С. Соловьёва «соблюдение Русской земли от беды на Востоке».

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА XIV-XVII ВВ.

 

1.Усиление Московского княжества в конце XIII- первой половине XIV в. и начало объединения земель вокруг Москвы.

2. Образование централизованного государства. Иван III.

3. Правление Ивана IV.

4. Смутное время. Кризис власти и общества в начале XVII в.

 

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СКЛАДЫВАНИЯ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Причины возвышения Москвы.

Борьба за ликвидацию вассальной зависимости русских земель от Золотой Орды стала в XIV-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. И здесь встал вопрос, требовавший незамедлительного решения, - вокруг какого центра объединятся русские земли? На лидерство претендовали прежде всего Тверь и Москва.

Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV века превратилась в важный политический центр. Этому способствовали следующие обстоятельства. Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель и являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли, что обусловливало приток населения. С 1327 г., когда Калита получил ярлык на великое княжение, то есть стал старшим среди русских князей, «золотой» ярлык почти не уходил из рук московских князей. Московские князья были верны Орде, и не раз доказывая это на деле, за что и пользовались благосклонностью ханов, умело используя отношения с ними для собственного усиления. В итоге Москва утвердилась как административный центр вассальных орде русских земель, и это было главной причиной её возвышения. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной и гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Иван Калита (правление 1325 – 1340 гг.)

Возвышение Москвы связано с именем Ивана Калиты, который был хорошим хозяином и дальновидным политиком. Народ дал ему меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную суму для денег. Калитой прозвали князя из-за его скупости и привычки носить на поясе кошель с монетами для раздачи бедным. Получив право сбора дани со всех русских земель, немалую долю Калита тайно оставлял себе и потом на эти деньги покупал деревни, сёла и города, всё больше расширяя свои владения и влияние. Во время правления Ивана Калиты московское княжество стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укреплённый город.

По приглашению Калиты глава русской церкви митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву. Москва стала духовным центром Руси.

Расширяя и укрепляя своё княжество, Иван Калита начал объединение вокруг Москвы русских земель.

Дмитрий Донской (правление 1359 – 1389 гг.)

Следующий этап объединения земель вокруг Москвы связан с именем внука Ивана Калиты – Дмитрием Ивановичем. При нём с Москвой пытались соперничать князья суздальский и тверской, но в конце концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно. При Дмитрии Ивановиче в Москве был возведён надёжный Кремль из белого камня. С тех пор прозвали Москву Белокаменной.

В это время могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Страну раз-дирала междоусобица. Одни ханы сменяли на троне других. Западную часть государства поставил под свой контроль темник Мамай (Мамаева Орда). Не являясь чингизидом, он не мог быть официально ханом и назначал на трон своих ставленников. Москва была вынуждена считаться с Мамаем и подтверждать ярлык у его марионеток, хотя они по законам Золотой Орды считались самозванцами. В 1374 г. Дмитрий Донской разорвал отношения с Мамаем. Князь призвал других князей вместе выступить против Мамаевой орды.

Решающая битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. День и место были выбраны Дмитрием Донским и навязаны Мамаю. 8 сентября – почитаемый праздник Святой Богородицы. Место впадения Непрядвы в Дон, ограждённое лесами и болотами, было неудобно для мамаевой конницы. Войско Мамая было разгромлено. Сам хан сумел скрыться. Вскоре он был убит своими соперниками. В память о Куликовской битве князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.

Битва не была победой над Золотой Ордой: поражение Мамая укрепило власть законного хана Тохтамыша. Однако это обстоятельство не умаляет её значения. Победа над сильнейшим в ордынских землях войском укрепила веру в скорое освобождение. На Куликово поле под началом Москвы пришли жители разных земель, показав, что на арену истории вышел новый великоросский народ. Верная Орде Москва выросла в грозную для неё силу.

 

Баскаки – сборщики дани в Золотой Орде.

Ордынский выход – дань Золотой Орде.

Ярлык – разрешение на княжение, выдаваемое ханами Золотой Орды

 

2. Образование централизованного государства.

Иван III (правление 1462 – 1505 гг.)

Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы в централизованное государство приходится на годы правления Ивана III. При нем Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости (1480 г.). Осенью 1480 года войска Ивана Ш и хана Ахмата встретились на реке Угре. Противостояние продолжалось в течение трёх месяцев, и в конце осени, не дождавшись помощи Литвы, хан отступил. Победа досталась русским. Это означало конец ордынского владычества. В 1487 году был удачный поход на Казань.

Иван Ш первым принял титул “Государь всея Руси”. При нем двуглавый орёл стал гербом государства, был возведен сохранившийся до сего времени красный кирпичный Московский Кремль, был создан первый Судебник (1497 г.) и стали формироваться общегосударственные органы управления страной. Государство стало называться Россия.

Процесс централизации происходил постепенно: князья в присоединенных землях становились боярами московского государя, а княжества стали теперь называться уездами, которые управлялись наместниками из Москвы. Начал складываться централизованный аппарат управления – боярская дума, где кроме московских бояр, заседали и местные князья, признавшие старшинство Москвы. Появились первые приказы. Приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца (управление землями великого государя) и Казны (ведение финансами, государственной печатью и архивами). Впервые был принят новый свод законов единого государства – Судебник Ивана III, включавший 68 статей и отражавший усиление роли центральной власти. Началось закрепощение крестьян, которое выгодно было дворянству. Теперь крестьяне могли переходить от одного владельца земли к другому, только две недели в году, за неделю до Юрьева дня (26ноября) и после, заплатив налог за год вперед (пожилое).

Значительную роль в объединительном процессе сыграла русская церковь. После избрания митрополитом в 1448 году рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной).

Таким образом, к концу XV века образовавшееся Российское государство представляло собой единую централизованную страну. Но она не имела выхода к теплым морям, только начинала освоение плодородных земель Поволжья и юга Сибири, постепенно восстанавливала разорванные в период раздробленности экономические связи.

3. ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА IV (1533-1584 гг.)

Иван IV, вошедший в историю как Иван Грозный, вступил на великокняжеский престол в трехлетнем возрасте. В 1547 году, достигнув совершеннолетия, Иван IV официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля, где из рук московского митрополита Макария Иван IV принял шапку Мономаха и отныне стал называться царем.

В царствование Ивана Грозного был проведен ряд внутриполитических реформ, суть которых заключалась в усилении централизации страны. Так, почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.

Возник новый орган власти – Земский собор, который собирался нерегулярно и занимался решением вопросов внешней политики и финансов. Первый Земский собор был созван в 1549 году, на заседании его было принято решение составить новый Судебник и наметить программу реформ. В состав Земского собора входили Боярская дума. Освященный собор – представители высшего духовенства, а также представители дворянства.

Появилась система приказов – учреждений, построенных по территориально-отраслевому принципу, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов, среди них: Разрядный приказ ведал поместным войском; Пушкарский приказ занимался делами артиллерии; Посольский приказ управлял иностранными делами; Большой приказ организовывал финансовую политику. Во главе приказа стоял боярин, являвшийся крупным государственным чиновником. С усложнением задач государственного управления число приказов росло, появились приказы, ведавшие сбором налогов, судом, определенными территориями. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII века их было более сорока.

Общая тенденция к централизации власти вызвала необходимость издания нового свода законов, составившего Судебник 1550 года. Среди новых статей Судебника было введено наказание за взяточничество государственных служащих, ответственность феодала за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства.

Во время правления Ивана Грозного была проведена военная (стрелецкая) реформа. Под Москвой была “посажена” на землю “избранная тысяча” - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено “Уложение о службе”, где указывалось, что помещик мог начинать военную службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры “конно, людно и оружино”. В 1550 году было создано постоянное стрелецкое войско, которое составляло на первых порах три тысячи человек. Была усилена артиллерия, для несения пограничной службы привлекалось казачество. Кроме того, в армию впервые стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались “служилыми людьми по отечеству”, то есть по происхождению. Другую группу составляли “служилые люди по прибору” (по набору), куда входили стрельцы, пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки.

В 1551 году по инициативе Ивана Грозного был созван Собор русской православной церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года, управленческие и военные реформы. Из числа местных святых был составлен общерусский список, упорядочивалась и унифицировалась обрядность по всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам. Но намерения царя конфисковать земли церкви и монастырей на соборе одобрены не были. После Собора Иван 1У принял решение о том, что все земли, полученные церковью в период его малолетства, должны быть возвращены, а новые земли церковь могла приобретать только с разрешения царя.

Таким образом, внутриполитические реформы 50-х годов XVI века способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, увеличению военной мощи страны.

В области внешней политики основными задачами для России в XVI веке являлись: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – подчинение Казанского и Астраханского княжеств, начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет (1558 – 1583 гг.) вел Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, а также обеспечения обороны западных границ страны, где ее противником выступал Ливонский орден. Война имела затяжной характер и закончилась поражением: Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, за Швецией оставалось освоенное побережье Балтики.

Более успешно внешняя политика осуществлялась Иваном Грозным на юго-востоке России, где в результате распада Золотой Орды образовались Казанское и Астраханское княжества. После ряда неудачных военных и дипломатических попыток подчинить Казанское ханство московский царь после тщательной подготовки предпринял третий поход. В августе 1552 года 150-тысячное войско осадило Казань. Ему противостоял 33-х тысячный гарнизон, оказавший упорное сопротивление. Город был взят 2(12) октября после прорыва штурмующих в пролом подорванной порохом крепостной стены. Последние защитники Казани, возглавляемые имамом дворцовой мечети Кул Шарифом, отказались сложить оружие. Город был разграблен, в огне пожара погибла ханская библиотека, хранившая многовековое культурно-духовное наследие татарского народа. Казанское ханство стало первым государством, завоёванным Россией. С руин поверженной Казани рождалось территориальное величие державы. Спустя четыре года после взятия Казани в 1556 году была присоединена к России и Астрахань. В 1557 году Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь вошли в состав России. Это способствовало расширению ее связей с народами Северного Кавказа и Средней Азии и сделало еще более разнообразным ее многонациональный состав.

В 60-годы XVI столетия усилились разногласия между царем и его приближенными. Иван Грозный начал усиливать личную власть, введя опричнину. В декабре 1564 года Иван 4 оставил Москву и уехал в Александровскую слободу откуда обратился с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, он сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова “опричь” - кроме). Во втором послании, обращенном к посадским людям (горожанам), было сообщение о принятом царем решении и добавление, что к горожанам у него претензий нет. Это был хорошо рассчитанный маневр. Иван Грозный, используя веру народа в царя, ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, вернувшись в Москву в январе 1565 года, он продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли: в нее вошли поморские города, а также наиболее значимые в стратегическом отношении регионы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско, содержать которое должно было население земщины. Начались опричный террор и ссылки. Страна разделилась на две части: земщину и опричнину. Опричнину сопровождали массовые репрессии, казни, обрушившиеся на видных бояр и воевод. В 1570 году Иван Грозный повел опричников на Новгород, жители целого города были обвинены в измене.

Цель и значение опричнины. Целью опричнины была не борьба против того или иного слоя населения, а утверждение нового порядка. Опричные грабежи, проигранная Ливонская война, набеги крымского хана привели к тому, что крестьяне массово бежали, имения, лишенные рабочих рук, приходили в запустение, служилые люди обрекались на нищету.

Неограниченно самодержавное правление Ивана Грозного во многом предопределило политический и экономический кризис рубежа XVI-XVII вв., который современники называли “смутой”.

венчаться на царство – вступить на престол по церковному обряду

взяточничество – должностное преступление, заключающееся в получении денег или вещей нечестным путем

заповедные годы – запрет перехода крестьян к другому господину

казачество – община вольных поселенцев на окраинах государства (на Украине и в России)

кормление – система управления на местах в Московском государстве, при которой наместник или воевода получали не жалованье, а часть подати, собранной им на подчиненной территории.

пошлина – денежный сбор, который собирается государственным органом

репрессии – карательные меры государственных структур

реформа – система мероприятий, проводимых сверху государством, направленных на преобразование в тех или иных сферах общественной жизни при сохранении основ существующего строя.

унифицировать – привести к единообразию

 

4. Россия в конце 16 – нач.17вв. Смутное время.

 

В 1598г. Умер бездетный Федор Иоанович. Земский собор по предложению патриарха Иова избрал на царство Бориса Годунова, шурина покойного царя. Благополучное царствование продолжалось не долго. В 1601г. В результате неурожая разразился голод. В стране, разоренной опричниной и войнами, не оказалось ресурсов, которые позволили бы пережить голодное время. Хлеб вздорожал в 100 раз. Попытки Бориса ограничить рост цен успеха не имели. Случившееся подорвало авторитет правителя. То, что Годунов не являлся царем по крови, лишь укрепляло людей в уверенности, что происходящее – Божья кара за неправедное овладение престолом. В 1603 г. вспыхнуло восстание социальных низов – крестьян и холопов под руководством Хлопко Косолапого. Восстание было жестоко подавлено и оно явилось прологом смуты – гражданской войны, охватившей вскоре Россию.

В 1601 г. Из России в Польшу бежал некий Григорий Отрепьев, холоп бояр Романовых, объявивший себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Его поддержали польский король Сигизмунд 3 и Ватикан. Осенью 1604 г. Лжедмитрий вторгся в Россию имея в войске 2 тыс. казаков и 2 тыс. шляхты во главе с Юрием Мнишеком. В апреле 1605г. внезапно умер Борис Годунов, в июне в Москву вступил «царь Дмитрий Иоанович». Люди охотно верили в чудесное спасение царевича Дмитрия. Лжедмитрий довольно быстро лишился поддержки как со стороны поляков, так и со стороны русских. Поляки были недовольны невыполнением обещаний, православное духовенство опасалось царя, пренебрегавшего православием, женатого на католичке, а служилые люди были недовольны близостью к царю поляков и казаков. В мае 1606г. Лжедмитрий был убит.

Новым царем Земский собор избрал боярина Василия Ивановича Шуйского, возглавившего заговор против самозванца. Вступая на престол, он впервые присягнул подданным – обещал, не накладывать опалы без боярского суда, не слушать ложных доносов, не преследовать опальных родственников. Избрание Василия Шуйского на царство не смогло предотвратить нарастания гражданской войны. В 1606 г. восставших казаков возглавил И.И.Болотников, восстание было жестоко подавлено. В 1607г. под Москвой появился новый самозванец – Лжедмитрий 2, встав лагерем в подмосковном селе Тушино. В этих условиях царь Шуйский попросил попросил помощи Швецию, обещав передать ей волость Карельскую. Обращение России за помощью к Швеции дало Польше повод для открытой интервенции в Россию, так как Польша и Швеция находились в состоянии войны. Сигизмунд претендовал на русский престол. Польско-литовское войско захватило Москву, Шуйский был арестован. Осенью 1611г. по призыву нижегородского старосты К.А.Минина началось формирование ополчения, вторым руководителем стал Д.М.Пожарский. Центром формирования ополчения стал Ярославль. В октябре 1612г. Москва была освобождена от польско-литовской интервенции. В 1613г. Земский собор избрал нового царя – Михаила Романова. Смута стала не только временем кризиса и бедствий. В этот период перед Русским государством открывались различные пути дальнейшего развития, Смута свидетельствовала о том, что Россия стоит на пороге обновления.

Тема 3. Россия в XVIII веке. «Просвещенный абсолютизм»








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 278;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.093 сек.