Культура и цивилизация. Западная культурная модель. Россия и Запад.
Понятие «цивилизация» было введено в научный обиход в эпоху европейского Просвещения (18 век, Франция): лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху.
Первоначально это понятие возникло в русле теории прогресса и употреблялось только в единственном числе как противоположная «варварству» стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал в евроцентристской интерпретации. В начале 19 века начался переход от монистической интерпретации истории человечества к плюралистической (множественной), поскольку было осознано большое разнообразие нравов и культур вне Европы. В связи с этим стала складываться «этнографическая» концепция цивилизация, основу которой составляло представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация. Как попытка разрешить противоречие между идеей прогресса и многообразием обнаруженного этнокультурного материала возникает «этно-историческая концепция цивилизации», предполагающая, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. Локально-исторический подход рассматривает цивилизацию как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования.
Т.о., в 19 веке сложилось 3 взгляда на цивилизацию: унитарный, стадиальный, локально-исторический.
Понятие «цивилизации» выявляет общность черт и закономерностей в жизни разных народов, означает поиск единой, универсальной матрицы развития. Большинство ученых склонны определять цивилизацию как «социокультурную общность, обладающую качественной спецификой», как «целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры».
Цивилизация - социальная организация жизни, совокупность материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Как целостная система цивилизация включает разные элементы (религиозный, экономический, политический, социальную организацию, систему образования и пр.)
Среди основных значений:
1) историческая ступень общественного развития (дикость-варварство-цивилизация); признаки достижения ступени цивилизации: государственность, правовой кодекс, письменность, определенный уровень гуманизма и т.п.
2) определенный уровень развития материальной и духовной культуры народа;
3) целостное масштабное наднациональное сообщество, объединенное общими духовными ценностями и идеалами;
4) цивилизация – alter ego или «другое Я» культуры (концепция О.Шпенглера, Н.Бердяева и др.). Цивилизация противостоит культуре как внешнее-внутреннему, материально-техническое - духовному, всеобщее – индивидуальному, «тело» - «душе». Развитие цивилизации губительно для культуры. Ценностные установки культуры: духовность, личность, творчество, уникальность. Ценностные установки цивилизации – прогресс, рационализм, комфорт, польза, высокий жизненный стандарт, гражданские свободы.
К настоящему времени общественно-научный термин "цивилизация" содержит в своем родовом значении некоторую абстрактную и универсальную характеристику любого общества, преодолевшего первобытное состояние, а в видовом значении — конкретную социокультурную общность, носительницу этой универсальной характеристики, существующую наравне с другими подобными общностями.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
Культура характеризует меру духовного развития человека, цивилизация же характеризует общественные условия этого развития, представляя собой социальное бытие культуры. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное; представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, традициях, способах делового и бытового поведения. Цивилизация рассматривается как внешний по отношению к человеку мир, а культура трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.
Цивилизация не совпадает с социально-экономической формацией (феодальной, капиталистической и пр.), поскольку реализует как собственную преемственность во Времени и Пространстве, так и связь с другими цивилизациями.
Цивилизационный подход ориентирован, прежде всего, на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной интеграции.
ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Цивилизации различаются алгоритмами развития (социальными генотипами) и культурными архетипами.
Выделяют т.н. мировые цивилизации, связанные, прежде всего, с распространением мировых религий (христианства, буддизма, ислама), региональные – синтетические, определяемые замкнутостью географического региона и его локализацией (латиноамериканская, дальневосточная). Используют также понятие «глобальной цивилизации», характерной для современного этапа и характеризующейся возрастающей целостностью мирового сообщества. В историческом аспекте выделяют следующие этапы-цивилизации: аграрная, индустриальная, постиндустриальная-информационная.
В настоящее время говорят о современной глобальной цивилизации, характеризующейся целостностью мирового сообщества, становлением едиными, общепланетарными связями (социально-экономическими, политико-правовыми, культурными).
На вопрос: сколько в мире существует цивилизаций и как их можно определить, до сих пор нет единого мнения.
В конце 19 века русский ученый Н.Данилевский выделил 4 типа цивилизаций:
первичные, подготовительные (Древний Мир);
одноосновные, представленные прежде всего одной стороной культурной деятельности (например, еврейская – религиозной идеей, греческая – искусством, римская – политикой);
двухосновные (например, романо-германская цивилизация с доминированием науки и экономики)
четырехосновные, еще не проявившиеся в полной мере. Здесь им отмечаются 4 культурные формы: религиозная сторона, политическая справедливость и свобода, наука и искусство). Таковой, по его мнению, должна стать Россия.
О.Шпенглер в работе «Закат Европы» (1914 г.) назвал 8 исторических типов цивилизации. В их числе: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская) и фаустовская (западноевропейская). Девятая цивилизация, по его мнению, только зарождается. Речь шла, как не удивительно, о «русско-сибирской» цивилизации.
А.Тойнби назвал 21 цивилизацию, из них ныне существующие – 8: западная, византийско-ортодоксальная !?, русская, арабская, индийская, дальневосточная!?, китайская, японо-корейская.
Американский социолог С.Хантингтон выделил 8 типов цивилизаций в современном мире: западная (европейская), конфуцианская (китайская), японская, исламская, латиноамериканская, африканская и православно-славянская.
Западную цивилизацию иногда называют «голубой», восточную – «желтой», серединную – «красной».
ВОСТОК и ЗАПАД как 2 изначально разные культурные программы:
ЗАПАД (Древний мир: Античность, позже - Европа и англосаксонский мир) | ВОСТОК (Древний мир: Месопотамия, Древний Египет, Др.Китай, Др.Индия) |
«Экстравертность» культуры (открытость и восприимчивость к внешним культурным воздействиям ). | «Интровертность» культуры (закрытость, малая степень восприимчивости ко внешним культурным влияниям) |
Развитие качественными, прогрессивными рывками вперед | Застойность, инерционность исторического развития. |
Антропоцентризм. Природа – Материал. | Космоцентризм. Человек – часть Природы. Природа-Мать. |
Человек – покоритель Природы. Познание и преобразование мира. | Поиск духовной гармонии с Космосом, Природой. «Принимать мир таким, каков он есть». Созерцательное, безмятежное, мистическое единение с Природой. |
Установка на новизну, постоянное качественное обновление культурных форм | Традиционализм. Установка на воспроизводство уже сложившихся форм образа жизни и социокультурных структур. |
Волюнтаризм. | Фатализм. |
Индивидуализм. | Социоцентризм. Роль общины, коллективных связей. |
«Горизонтальные» социальные связи. | «Вертикальные» социальные связи. |
Конфликт отцов и детей (периодическая переоценка новыми поколениями культурных ценностей). | Отсутствие конфликта отцов и детей. Социальная неконфликтность. Принцип терпимости и послушания. |
Устремленность в будущее | Устремленность в прошлое. («Будущее существует только для того, чтобы стать прошлым»). |
Знание – общественная сила. Эвристика. | Знание – тайна. |
Рационализм как форма мышления. Логика. | Мистика. Образно-символическое мышление. |
Социальная активность. «Горизонтальные» социальные связи. | Социальная пассивность. «Вертикальные» социальные связи. |
Приоритет внешних (законодательно закрепленных) форм свободы человека | Приоритет внутренней духовной свободы человека (через религиозное сознание) |
Путь к демократическим формам правления. Власть как договор. Право как регулятор социальной жизни. | Деспотия, абсолютная власть. Властецентризм. «Сакральность» власти. Потребность в сильном, харизматическом лидере. Бесправие. |
В хозяйственно-экономической жизни: господство частной собственности. | В хозяйственно-экономической жизни: господство корпоративных и государственных форм собственности. |
Постоянная художественно-стилистическая инновационность искусства. Установка на эксперимент, общественный вызов, эпатаж. | Приверженность сложившимся художественным традициям и канонам. |
Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1771;