Движение как способ существования материи
В истории философии было три точки зрения на проблему движения.
1. Объективный идеализм признавал движение материи, но источник движения отрывал от материи и выносил его вовне.
2. Субъективные идеалисты отрицали объективный характер движения, считая его сменой, потоком ощущений или понятием, полученным из опыта.
3. Метафизический материализм высказал ряд ценных догадок, но в целом движение сводилось им лишь к макромеханической форме его существования. Также ни один из представителей этого направления не сумел вскрыть внутренний источник движения. Ф.Энгельс дал классическое определение движения: «Движение в применении к материи - это изменение вообще ... изменение, охватывающее все явления, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением»[3].
Движение является всеобщим способом существования материи, ее коренным атрибутом. Мир есть движущаяся материя, в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Материи присуще самодвижение, источником которого является единство и борьба противоположностей. Движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо.
Движение диалектически противоречиво по своей природе.
а) Движение абсолютно и относительно, то есть все постоянно находится в движении и одновременно некоторые материальные объекты находятся в относительном покое.
б) Движение - это единство изменчивости и устойчивости. Причем изменчивость всеобща, абсолютна, а устойчивость относительна.
в) Движение одновременно непрерывно и прерывно (нет абсолютного прекращения изменений, в то же время в природе постоянно происходят скачки при переходе из одного качественного состояния в другое).
Таким образом, движение является способом существования материи. Современная философия отрицает отождествление конкретных форм движения с движением вообще. В то же время любая форма философии стремится дать классификацию форм движения в соответствии со своей мировоззренческой позицией. Главные методологические идеи классификации форм движения материи с позиций диалектического материализма даны Ф.Энгельсом в его работе «Диалектика природы». Раскроем их:
■ Каждая форма движения материи имеет свой определенный материальный носитель.
■ Формы движения материи качественно различны и несводимы друг к другу (то есть они качественно специфичны, но взаимосвязь между ними есть).
■ Существуют общие закономерности, проявляющиеся во всех формах движения.
■ При определенных условиях формы движения материи способны превращаться друг в друга.
■ Формы движения материи отличаются друг от друга по степени сложности.
■ Классификация форм движения материи находится в неразрывной связи с уровнем развития наук.
Основываясь на этих методологических принципах, Ф.Энгельс выделил следующие формы движения материи:
1) Механическое - пространственно-временное перемещение тел.
2) Физическое - это атомарное движение. Энгельс называл эту форму движения еще механикой атомов.
3) Химическое - это движение молекул, или физика молекул.
4) Биологическое - это движение клеток, белковых образований. Энгельс называл эту форму химизмом белков. Эта форма движения материи знаменует переход от неживой природы к живой. Не случайно одно из определений жизни гласит, что жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ.
5) Социальное - это движение людей и социальных организмов. Это высшая форма движения, которая возникла сравнительно недавно.
Следует иметь в виду, что, в зависимости от критерия деления форм движения, можно сделать другие деления. Завершая данный вопрос, отметим, что все формы движения материи взаимосвязаны и переходят друг в друга. Чем выше форма движения материи, тем уже степень проявления в ней низших форм. Высшей, наиболее сложной формой движения материи является социальное движение.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 233;