Сознание как идеальное отражение действительности
В истории философии в оценке сознания в его отношении к материи было несколько подходов.
1. Идеалисты утверждали, что сознание - более широкое понятие, чем материя, и оно порождает материю. «Пределы моего «Я» - утверждал Мах, - могут быть расширены до такой степени, что оно, в конце концов, включает в себя весь мир».
2. Дуалисты Кант и Декарт рассматривали материю и сознание как два равнозначных понятия.
3. Вульгарный материализм утверждал, что сознание материально.
4. Диалектический материализм диалектически переработал все эти положения и пришел к выводу, что сознание не существует само по себе, наравне с материей, до нее и независимо от нее. Сознание является особым свойством высокоорганизованной материи, сознание нельзя абсолютно противопоставлять материи.
В то же время сознание возникает не случайно. Материя приходит к развитию мыслящих существ в силу своей природы. Сознание, следовательно, является необходимым свойством высокоорганизованной материи. Оно возникает в процессе развития человеческих индивидов при наличии благоприятных социальных основ и биологических предпосылок, то есть сознание возникает с необходимостью на определенном этапе человеческой истории и возникновение сознания заложено уже в природе самой материи. Каким это образом? Через наличие у материи такого фундаментального свойства, которое позволит на определенной ступени развития сформировать сгусток выскоорганизованной материи, функцией которого и выступает сознание.
Таким общим свойством материи, лежащим в основе сознания, является свойство отражения. Отражение - это объективно присущее материи свойство, выражающееся в способности материальных объектов реагировать друг на друга в процессе взаимодействия. Отражение присуще всем формам движения материи и специфически проявляется в каждой из форм (отражение света от зеркальной поверхности, отскок мяча от пола, химические реакции - все это формы отражения в неживой природе). Это так называемые допсихические формы отражения.
Биологическое отражение возникает на уровне живой природы (процессы, протекающие в клетках, раздражимость). Высшей формой отражения в живой природе является психическое отражение. Психическое отражение существует в виде ощущений, восприятий, представлений, безусловных и условных рефлексов, возбуждения и торможения и т.д.
Отражение как свойство материи проявляется тем сильнее, чем сложнее форма движения. Например, раздражимость присуща низшим живым организмам. У позвоночных уже есть возбуждение и торможение, безусловные и условные рефлексы. Высшие животные - обезьяны, собаки уже обладают предметным мышлением. Но от предметного мышления до понятийного мышления дистанция огромного размера. Сознание как понятийное мышление свойственно только человеку. Оно формируется только в условиях коллективной трудовой деятельности рода человеческого при благоприятных биологических предпосылках, каковыми являются развитая условно-рефлекторная деятельность и соответствующая структура головного мозга. Исходя из сказанного, можно дать краткое определение сознания.
Сознание - это функция особым образом организованной материи человеческого мозга, заключающаяся в отражении объективного мира на уровне понятий.
Сознание - это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку. Животные не имеют сознания. Они не способны отражать действительность в логических образах, а только в конкретно-чувственных образах.
Сознание есть функция мозга, оно тесно связано с физиологической деятельностью мозга, но не сводится к ней. Это подтверждает и тот факт, что развитие сознания не связано жестко с объемом мозгового вещества. Так, у И Тургенева объем мозга равнялся 2012 см2, а у И Канта и А.Франса - около 1000 см2. А микробиолог Луи Пастер работал только левой половиной мозга, правая была парализована.
Сознание объективно по содержанию и субъективно по форме. Объективность содержания сознания означает, что не мозг порождает образы, а они являются слепком реально существующих предметов. Субъективность сознания по форме означает то, что идеализированные образы зависят во многом от наследованных человеком признаков, уровня его развития, состояния психики, общего состояния здоровья и др.
Сознание - это не пассивное отражение действительности, а активное, преобразующее действительность отражение. В этом заключается творческий характер сознания.
Сознание включает в себя самосознание. То есть человек тем и отличается от животных, что он способен смотреть на себя и оценивать себя изнутри, через нравственные и эстетические категории и, прежде всего, через совесть.
Сознание человека отличается от психики высших животных рядом признаков:
· логической ступенью мышления; самосознанием;
· творческой активностью сознания;
· опережающим характером отражения действительности.
Сознание идеально по своему характеру, но оно материализуется с помощью языка, речи, письменности. Язык - это система знаков, обладающих значением и служащих для приема, хранения, переработки и передачи информации. Речь - это процесс, средство, способ формирования и использования языка. Различают устную, письменную и символически-двигательную речь.
Язык и речь развивались вместе с сознанием. Но нельзя полностью отождествлять мышление с языком. Язык и мышление действительно органично связаны, они едины, но это единство носит противоречивый характер.
Язык есть материальная форма выражения мысли, а мысль есть идеальное содержание знаков, языка. Нет понятия без слова, и нет слова без его идеального образа в сознании. Понятие - это идеальное содержание слова. Слово - это материальная оболочка понятия. Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Язык более консервативен, чем мысль. По этой причине наука в период бурного развития испытывает определенные затруднения в связи с необходимостью ввести новые слова.
Таким образом, мысль (идеальное) нигде, никогда не существует как чистое явление, как особая сущность. Оно информационно кодируется и реализуется в языковых речевых конструкциях и процессах, в поведении и практической деятельности.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 220;