Философское учение о материи, ее структуре и свойствах
Понятие материи - одно из самых широких в философии. Разработка этой философской категории имеет давние исторические традиции. Античные философы пытались свести материю к чувственно воспринимаемым вещам (Фалес, Анаксимен). Другая часть античных философов вела поиск абстрактно-гипотетической основы мира (Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В целом античные философы вели поиск материального первоначала мира, исходного материала, первокирпичика всего существующего.
Философы Нового времени существенно развили положения античных философов о материи. Одни из них сводили материю к всеобщим и абсолютным свойствам (протяженность, масса и др.). Другие рассматривали материю как мир в целом, как субстанцию-систему (Б.Спиноза). Третьи пытались синтезировать эти два направления (Д.Дидро, П.Гольбах). Гениальное звено их поисков заложено в положении П.Гольбаха в его книге «Система природы»: «Материя есть все то, что воздействует на наши органы чувств и вызывает ощущения».
В целом можно отметить, что философы Нового времени пытаются подойти к гносеологическому определению материи.
Ученые и философы 17-18 веков считали, что материя есть вещество как совокупность атомов, при этом материя обладает известными свойствами:
- материя делима, но только до известного предела, до атомов;
- материя непроницаема;
- материя движется по законам механики;
- свойства материи, движения пространства и времени независимы друг от друга;
Материя отождествлялась ими с массой тел или с энергией. Слабость этого подхода заключалась в метафизическом подходе к материи.
Суть метафизического подхода к материи состояла том, что она мыслилась на совокупность отдельных элементов, неизменных в своих свойствах и характеристиках в любой точке времени и пространства. Вся несостоятельность этого подхода остро проявилась на рубеже 19-20 веков, когда был сделан ряд великих открытий в физике.
В 1881 году Майкельсон установил независимость скорости света от скорости системы (иными словами, движение материи подчиняется не только механическим законам).
В 1895 году Рентген открыл лучи, позднее названные рентгеновскими.
В 1896 году Беккерель открыл явление радиоактивности урана (явление это означает спонтанное, обусловленное внутренними причинами превращение атомных ядер и элементарных частиц в другие ядра и элементарные частицы).
В 1897 году Томпсон открыл электрон, доказав тем самым, что атом не является последней неделимой частицей, неким первокирпичиком мира.
В 1898 году супруги Кюри открыли естественную радиоактивность радия.
В 1899 году русский ученый Лебедев открыл факт давления света: оказалось, что свет также обладает определенной массой.
В 1900 году Макс Планк создал теорию кванта (совокупность величин, которые характеризуют физические особенности микросистем).
В 1903 году Резерфорд создал теорию радиоактивного распада.
В 1905 году А.Энштейн создал специальную теорию относительности.
Все эти открытия нанесли сильнейший удар по прежнему метафизическому пониманию материи. В физике начался кризис, суть которого можно кратко выразить словами: «материя исчезла, она превратилась в чистую энергию».
Преодолеть кризис в физике можно было только с материалистических позиций, но позиций не метафизических, а диалектических. Диалектический материализм в лице К. Маркса, В. Ленина сформировал диалектическое учение о материи с учетом новых достижений науки. При этом акцент был сделан на гносеологический аспект (материя как объект восприятия и изучения).
Прежде всего, диалектический материализм показал, что все предыдущие взгляды на материю носили не гносеологический, а онтологический характер, так как были связаны с конкретными свойствами материи, и исчезновение этого свойства или появление других свойств у предметов связывалось с признанием исчезновения или появления материи. Было выдвинуто положение: «исчезает не материя, а тот предел, до которого мы знали материю».
Необходимо было дать гносеологическое определение материи, чтобы никакие научные открытия в физике в будущем не могли бы поколебать это определение.
Напомним, что есть два пути определить понятие.
1. Подвести данное понятие под более широкое понятие и выделить его характерные черты и свойства. Например: муха -это насекомое..., самолет - это летательный аппарат..., человек - это животное, обладающее мышлением и умеющее трудиться и т.д. Таким же образом прежний материализм пытался дать определение материи. Но материя - это предельно широкое понятие. Нет понятия более широкого, а поэтому и нельзя подвести понятие материи под более широкое понятие.
2. Соотнести данное понятие с другим столь же широким понятием. В сравнении с понятием материи другим столь же широким понятием является понятие сознания. Используя этот прием, Ленин дал классическое гносеологическое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[1]
В чем суть этого гносеологического определения? В том, что в гносеологическом смысле понятие «материя» есть абстракция, с помощью которой отражается вся объективная реальность. Подчеркивая гносеологический характер своего определения, Ленин писал: «Материя - это чистое создание мысли и абстракции»[2], но в онтологическом смысле материя - это вся объективная реальность. Образ материи не выдуман нами, он является отражением самой объективной реальности.
Данное определение имело большое методологическое значение для противостояния идеализму, метафизике и агностицизму. Оно открыто признает и обосновывает первичность объективной реальности. Оно направлено против метафизического материализма тем, что не связано с какими-либо конкретными свойствами материи. Оно направлено против агностицизма тем, что открыто признает познаваемость мира.
Материя, с точки зрения современной науки, имеет сложную структуру, которую можно представить в виде таблицы.
Материя | Неживая природа | Живая природа | Общество | |
Вещество: | мегамир: | метагалактика галактика | Биосфера, Биоценоз, Популяция вида, живой организм | Человеческая цивилизация; Социальные образования: слои, классы (культура, традиции); Человек (орудия труда, техника). |
макромир: | межзвездная среда, планеты, звезды | |||
микромир: | молекула, атом, элементарные частицы | |||
ядерное, электромагнитное, гравитационное | ||||
Поле: |
Говоря о свойствах материи, следует, прежде всего, назвать ее объективность. Это свойство означает, что материя возникла и существует вне и независимо от сознания. Другими важными свойствами материи являются ее вечность и бесконечность, ее несотворимость и неуничтожимость, ее неисчерпаемость, а также свойство отражения. Последнее свойство лежит в основе возникновения сознания и поэтому будет рассмотрено применительно к сознанию.
Материя всегда находится в движении. Не существует материи без движения, так же, как не существует движения без материи. Что представляет собой движение в философском смысле, рассмотрим далее.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 135;