Лекции по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. ЧАСТЬ 2 Илларионов С.В. 2 страница
Бэкон блестяще выступал в суде, был очень известным литератором, настолько, что была легенда, согласно которой шекспировские произведения были написаны Бэконом от имени бедного актера. Он стал секретарем фаворита королевы Елизаветы лорда Секса, который допустил оплошность (провалил экспедицию в Ирландию, впутался в интриги с Марией Стюарт) и был арестован. Бэкон сам составлял ему обвинительное заключение. Карьера Бэкона быстро продвигалась при Якове I Стюарте (в Шотландии он был Джеймсом VI или даже VII). Примерно в 1620 году его карьера резко оборвалась - его обвинили во взяточничестве. ("Да умный человек не может не быть плутом" Грибоедов.) Оправдывал он себя тем, что брал взятки лишь в том случае, когда и так бы принял такое решение. Был заключен в Тауэр, далее началось что-то странное: был отправлен в ссылку в собственное поместье, но уже при Карле I тут же был восстановлен в правах. Это выглядит очень странно и есть предположение, что на самом деле взяточником был сам Карл I, а Бэкон подставился, чтобы не вызвать скандала в королевском семействе. Даже его современники заметили, что такой блестящий юрист так слабо защищался в суде.
Бэкон не вернулся ко двору и написал "Новый органон" (задумывал его как грандиозный свод по новым наукам, но не все успел). Это был первый философский трактат на английском языке. На латынь его перевели позднее. Таким образом, это еще и памятник английской литературы.
Фрэнсис Бэкон начинает с проблемы познания. Знание он понимает как практическое знание, а не абстрактную мудрость. Ему принадлежит афоризм "Знание - сила". Знание он понимал как силу, которую человек использует, чтобы изменять мир. Его обвиняли в том, что он использовал свои знания о людях для придворных интриг.
Так ставя вопрос о получении нового знания, он острейше критикует схоластику. Его "Новый Органон" написан очень ярко. Обвиняет схоластику в бесплодности, так результат рассуждений схоластов заранее задан, причем чаще всего - теологический. Он уподобляет схоластику женщине в монастыре. В качестве задачи Бэкон ставит создание идеологии получения нового знания. Знание в целом он включает в состав философии и разделяет на уровни: разумное мышление (знание, философия), религиозное (теология), память (история) и воображение (поэзия). Использует концепцию двух истин, чтобы избежать конфликта с религиозными организациями. Его обвиняли в религиозном лицемерии, так как он вводил, но не рассматривал религиозное мышление. Возможно, это просто отражение переломности эпохи в его сознании.
Следующий важный момент - анализ факторов, мешающих развитию сознания. Если уподобить сознание зеркалу, отражающему мир, то его надо сначала очистить. Знаменитая теория четырех идолов (идол здесь - это что-то обманчивое, зыбкое как болотный огонь, призрачное). Одной из важнейших задач Бэкон считает освобождение от идолов. Мы выстроим их в порядке возрастания трудности их преодоления:
1 Идол рынка, площади. idola fon - идол, связанный с употреблением языка. Бэкон считает, что в языке, который мы употребляем, отражаются старые представления, устаревшие концепции. В языке отражено традиционное мышление людей. К тому же, в естественном языке одно и то же слово может обозначать разные предметы. Отсюда вытекает взаимонепонимание. В дальнейшем это ведет к спорам о правильном значении слова. Или может быть, что один и тот же предмет обозначается разными словами. В качестве способа преодоления Бэкон предлагает создать однозначный язык, в котором нет двусмыслености. Но если мы этого сделать не можем, то перед обсуждением надо договориться о терминологии.
2 Идол пещеры. Используется образ платоновской пещеры. Идол, связанный с воспитанием, образованием, социальным положением. Каждый человек смотрит со своей точки зрения, из своей пещерки на мир. "Арендатор и лендлорд воспринимают мир по-разному." В качестве преодоления Бэкон предлагает выделить то, что является общим в восприятии различных людей. Макс Борн в "Физике в жизни людей моего поколения" развивает эту концепцию и приходит к идее инварианта, как показателя реальности и истинности. Познание идет по пути выделения инвариантных характеристик. Даже статья Борна начинается так же: "Фермер и банкир воспринимают мир по-разному".
3 Идол театра - идол авторитетов, когда какой-либо вопрос решается ссылкой на авторитетов. Сюда же относятся и ходячие мнения - анонимные авторитеты. В качестве средства против этого идола Бэкон рекомендует критическое отношение и пересмотр этих позиций. Бэкон является родоначальником идеи научного критицизма.
4 Идол рода. Мы все обладаем общими, родовыми характеристиками. Может быть, в силу этого мы одинаково искаженно воспринимаем мир, например, мы все не видим инфракрасного излучения. Многие философские учения представляют собой абсолютизацию этого идола, например, Кант: "Наше восприятие мира, связанное с существованием априорных форм человеческого сознания, например, пространство-время, причинность. Следовательно, мы не можем познать сущность мира, так как в наше познание мы вносим эти априорные характеристики, которые миру не присущи." Эта проблема до сих пор не разрешена. Замечательно, что Бэкон смог поставить эту проблему, хотя и сам считал, что смог ее разрешить. Бэкон рассмотрел ее на примере привычки подходит ко всем вопросам с телеологической точки зрения, что, как он считал, является родовым признаком. Однако основателем телеологического подхода был Аристотель с его учением о типах причин. Например, никакой телеологии в атомистике Демокрита не было. Таким образом, критикуя этот телеологический способ мышления Бэкон, критикует не идол рода, а идол театра - с Аристотелем в лице непререкаемого авторитета. Критика теологического подхода продолжалась примерно 150 лет до "Механики" Ньютона, а в биологии этот телеологический подход способ до сих пор присутствует (в 20е-30е гг. Ганс Дриш использовал целевые причины Аристотеля для описания организмов). Гюйгенс привел шуточный пример использования (неправильного) такого подхода. "На Юпитере много конопли. Действительно, зачем нужна Луна? Чтобы указывать путь мореходам, когда нет Солнца. На Юпитере 4 луны, следовательно, много мореходов, следовательно, много кораблей, следовательно, надо много снастей, которые делают из конопли, следовательно, много конопли." Это стиль мышления. В XVIII в Мопертюи открыл принцип наименьшего действия и попытался дать ему телеологическое объяснение.
Бэкон группирует 1и 3; 2 и 4, считая их родственными.
Как получить новое знание? Бэкон сравнивает 3 пути получение нового знания:
- "путь паука" - получить знания изнутри самого себя, как паутину. Однако последняя редкая и непрочная (по тогдашним понятиям), поэтому этот путь (схоластику) Бэкон категорически отвергает.
- "путь муравья " - путь опыта, но опыта случайного, несистематизированного, подобно тому, как муравей тащит к себе всякий мусор (по тогдашним понятиям). Также отвергает этот путь.
- "путь пчелы" - собирает пыльцу и нектар и перерабатывает в более ценный продукт - мед. Источником познания является опыт, систематизированный методом.
Бэкон является родоначальником философского эмпиризма в философии Нового Времени (у него были предшественники - в античности Секст Эмпирик, в средние века Роджер Бэкон).
1. Бэкон понимает опыт не просто как пассивное восприятие, а как активный эксперимент. Со времен Бэкона активный эксперимент является важнейшей формой познания. "Природа проявляет себя полнее всего, будучи поставленной в стесненные условия".
2. Идея метода, который позволяет обработать неупорядоченные данные. Этим наука отличается от донауки. В качестве метода Бэкон предлагает метод индукции. Бэкон рассматривал индукцию как способ получения материала для последующей дедукции. Дедукция - выведение следствий и частных случаев из общих положений. Индукция - частные случаи наводят на общие положения. Индукцию использовали и раньше, но Бэкон отличает характерную черту использования индукции: из 2х-3х подходящих случаев делается общее положение. Этот способ Бэкон резко критикует, но в гуманитарных науках этот способ до сих пор практикуется. По тем временам идеи Бэкона были революционными.
По Бэкону, индукцию надо рассматривать как многоступенчатый процесс: частные случаи подвергаются обобщению низшей степени общности (эмпирические закономерности), средней степени общности (теоретические закономерности), высшей степени общности (фундаментальные законы, вроде сохранения энергии). Эта идея получила интересное развитие: она является основной в методологическом мышлении Ньютона, который рассматривал высшие степени общности как фундаментальные принципы, на которых должна базироваться любая теория. С.И.Вавилов назвал это "методом принципов Ньютона". Бэкон стремится так разработать этот метод, чтобы он приобрел строгость, близкую к строгости формальной силлогической логики. Например, индукция бывает полной и неполной. Полная - это когда мы имеем дело со всеми проявлениями процесса. Практически полная индукция никогда не встречается. Полнота: любое утверждение, которое может быть сформулировано в языке этой теории, можно было бы доказать в рамках этой теории либо как истинное, либо как ложное. Арифметика натуральных чисел не является полной. Булева алгебра является полной. Наш мир, по крайней мере, не беднее арифметики натуральных чисел, следовательно, о полноте говорить не приходится. Метод нуден именно в силу неполноты.
Бэкон предлагает собирать по возможности полно все случаи, когда изучаемый фактор присутствует, затем, когда отсутствует, и затем эти случаи сортируются по степени присутствия фактора. Эти три класса составляют основу для индуктивного обобщения. Именно на основании этих таблиц он сделал вывод, что теплота является проявлением движения, но для него это было лишь иллюстрацией индуктивного метода.
Бэконовские методы экспериментирования:
- Метод усиления эксперимента - использование все более сильного воздействия. Например, если эффект проявляется при нагревании, нагреем еще сильнее.
- Метод инверсии эксперимента должен дополнять метод усиления. Например, если поместить перед линзой нагретый предмет, то линза нагревает сопряженную (через фокус) точку. Бэкон предлагает проверить, будет ли передаваться охлаждение.
Бэкон указывает на решающее значение опровергающих экспериментов и в этом является пионером: "один опровергающий результат имеет больший вес, чем сотни подтверждающих". Например, "Человеку показали изображения людей, давших обет богам и спасшихся от кораблекрушения, и спросили, верит ли он после этого во всемогущество богов. - А где же изображения тех, кто дал обет и не спасся?"
Бэкон не применяет никакие свои идеи в математике, либо считая ее "паучьим продуктом", либо просто по незнанию последней. Галилею принадлежит заслуга - требование выразить опытные данные на языке математики.
Бэкон жил на переломе эпох, поэтому встречаются анахронизмы, например, он защищал геоцентрическую модель мира, от развития науки ожидал построения вечного двигателя и синтеза философского камня. В его мировоззрении сочетались новейшие идеи и идеи, осознание которых пришло лишь через 100 лет, с явными анахронизмами.
Рене Декарт1596-1650
Декарт не был столь противоречивой личностью как Бэкон, но и его жизнь может служить примером и эссе и авантюрного романа. После завершения образования служил в армии (офицером), после этого довольно долго жил в Голландии, стране наибольшего свободомыслия в то время, где и написал свои основные труды. В конце жизни шведская королева Христиана пригласила его в Швецию для организации академии наук. В конце XIV в. начинается т.н. малый ледниковый период, так что климат был довольно суровый. До конца XIV века в Англии было виноделие, основанное на собственном винограде, и виноделы жаловались на конкуренцию дешевых французских вин. Викинги даже образовали в Гренландии (Грюнландии) поселения, в XIV в Гренландия была отрезана от континента. Сейчас эти поселения раскопали, оказалось, что всего за 100 лет поселенцы сильно деградировали, у женщин был такой узкий таз, что они не могли рожать. Таким образом, в XVII веке в Швеции было гораздо холоднее, Декарт заболел и умер. Существует легенда, что Христина была влюблена в него, а была она в то время уже молодой вдовой. Это утверждение основано на том факте, что после его смерти она уехала в Рим, приняла католицизизм и ушла в монастырь, отреклась от престола. Дело в том, что Швеция - это протестантская страна, а в протестантизме нет монастырей.
Итак. Рене Декарт, сеньор дю Перрон получил образование в иезуитском колледже. В процессе Реформации появилась контр реформация, в основе которой лежала деятельность иезуитского ордена. Там, где католицизм победил, была основана сеть колледжей. Таким образом, образование было основано на реформированной схоластике средних веков. Наряду с Бэконом Декарт возглавил преодоление схоластики, так же как и Бэкон, Декарт ставит проблему развития познания. Его основной труд - "Рассуждение о методе" (сравни "Новый органон" - "Новый метод"). Свое понимание развития познания начинает с резкой критики схоластики. Основной мотив, схоластика непригодна для получения нового знания. Декарт указывает, что формальная схоластическая техника только преобразует высказывания без приращения знания. Действительно, рассмотрим классический силлогизм "Все люди смертны. Х - человек, следовательно, Х - смертен", где под Х в Древней Греции понимали Сократа, а в Риме - Гая Юлия Цезаря. Мы не узнали ничего нового, того чего раньше не знали. Задача состоит в получении нового знания. Далее Декарт ставит проблему, как это можно сделать. В качестве метода предлагает использовать глобальное сомнение, даже в показаниях наших органов чувств (преломление палки, опущенной в воду, тепло-холод), указывал на заблуждения разума (вроде "зеленых чертиков"). Можно усмотреть сходство воззрений Декарта с позицией античных скептиков (Протагор, Горгий), но существовала принципиальная разница: для скептиков сомнение - это итог их рассуждений, конечным результатом было воздержание от категорических высказываний. Для Декарта - это методологическое сомнение, способ найти что-то новое, не заданное заранее. По Декарту, несомненным является только существование нашего сознания. И недостоверные показания органов чувств, и сомнительные мысли связаны с наличием сознания. Даже само сомнение подразумевает существование разума, который сомневается. "Я мыслю - следовательно, существую" (показателем существования является наличие мышления). Это первое философски-обоснованный ответ на первый тезис Горгия "ничто не существует". Это высказывание проскакивало еще у Августина Блаженного, но мельком, он не поднимал этот тезис на уровень философской основы. Декарт делает выводы, что надежным источником знания может быть только сам человек, его разум (ratio), следовательно, Декарт является основателем рационализма философии Нового Времени. Собственно, рационалистами было большинство греческих мыслителей (кроме, пожалуй, Секста-Эмпирика), особенно хорошо это заметно в эгейской школе, которые противопоставляли истинному знанию мнение.
В философском лексиконе "рационализм" имеет два значения.
- разум является источником знания, и тогда ему противопоставляют Бэконовский эмпиризм
- процесс познания разумно осмысливается, является рациональным, в этом случае оно противопоставляется иррациональному познанию (озарению).
Если брать рационализм во втором смысле, то эмпиризм будет разумно осмысленным, то есть рационализмом. Если брать рационализм в первом смысле, то иррациональное будет рациональным. Декарт является рационалистом в обоих смыслах, рационалистом в квадрате. Он не отрицает познавательных возможностей опыта (писал, что занялся бы опытом, если бы у него были время и деньги), но использовать возможности разума быстрее, дешевле и надежнее.
Далее формулирует, как именно реализуется это получение. Одна из идей - это врожденные идеи (концепции Декарта), показателем врожденности является то, что мы осознаем эти идеи столь же ясно и отчетливо, как свое существование. Таким образом, он формулирует критерий ясности и отчетливости мышления, который оказал сильное влияние на европейскую мысль. Во Франции в наши дни существует картезианское общество, которое ставит своей целью достижения ясности мышления.
Отступление. Существует две трактовки квантовой механики:
- Копенгагенское (от Бора). Статистичность квантовой механики является не результатом нашего незнания, а внутренним свойством самой теории
- от Эйнштейна - это результат нашего незнания скрытых параметров. Когда мы их узнаем, квантовая механика обретет черты Демокритовского-Лапласовского детерминизма. Для каждой конкретной задачи оказывается свой набор скрытых параметров.
В качестве примера врожденной идеи Декарт приводит существование Бога. При этом он использует комбинацию двух известных доказательств существования: антропологического (не будет же Бог обманывать, внушая веру в себя) и космологическое (гармоничность мира есть проявление божественного предначертания). Следующий момент его теоретико-познавательной концепции это то, что их этих врожденных идей с помощью метода (который тоже является врожденной идей) можно получить любое новое знание. Декарт использует геометрический (правильнее - аксиоматический) метод. При этом Декарт формулирует несколько правил: задачу следует разделить на более простые части, решить эти части по отдельности до конца, синтезировать это решение в общее представление. В этом состоит важнейшая часть теоретико-познавательной концепции Декарта. Далее строит как пример свою метафизику. Декарт постулирует существование в мире двух фундаментальных начал: телесного (материи) и идеального (духовного). Вообще говоря, философские концепции могут быть классифицированы по большому набору часто независимых признаков. Например, по проблеме источника познания философские учения делятся на эмпиризм и рационализм. По вопросу, что является сущностью мира на материализм и идеализм. По количеству сущностей на монизм (одна сущность) (может быть и материалистический и идеалистический монизм, например, античная атомистика - материалистический монизм), а у Декарта - дуализм. До него вполне осмысленный дуализм высказывался Аристотелем (его причины выстроены парами). В истории философии Декарт является классическим представителем дуализма. Далее Декарт формулирует признаки их сущности - атрибуты (признаки, без которых объект не может существовать, то есть фундаментальный, а не второстепенный признак). Атрибутом материи является протяженность (вполне в духе геометрии), которая определена в пространстве (можно отметить связь с введением координат); атрибут идеальной субстанции - мышление. В понимании сущности Декарт занимает антиатомистическую позицию (в этом смысле - он последователь Абеляра, Бруно, Галилея ?). Телесное начало является непрерывным и заполняет мир как непрерывная среда. Декарт тесно связывает ее существование с взаимодействиями. Части этой телесной субстанции взаимодействуют друг с другом путем прямого контакта, то есть возражает уже появившейся в то время концепции дальнодействия. И основным законом этого взаимодействия является законе сохранения импульса в векторной форме, тогда это было мерой количества движения. Вводит это понятие как меру движения (этот закон сохранения наглядно отображается геометрически).
На основании непрерывной телесной субстанции, контактного взаимодействия и закона сохранения количества движения Декарт формулирует довольно механистическую концепцию всего мира. Для нас эта картина выглядит странно, так как наша механическая картина мира сформулирована на основе ньютоновской концепции, но исторически декартова концепция была первой. На ее базе Декарт строит довольно развернутую космологическую модель. Движение планет объясняет существованием космического вихря. Очень много места в декартовом физическом понимании занимает оптика, которая имеет наглядный геометрический характер. У Декарта есть труд "Катоптрика", посвященный оптике. Впервые объяснено появление радуги и последовательности ее цветов, как результат многократного отражения в каплях воды. В целом, это довольно развернутая картезианская физика, но в конце XVII века она была вытеснена ньютоновской. В свое время это был важный шаг в понимании природы. С другой стороны, эта физика была мощным спаринг - партнером ньютоновской, которая многое приобрела в этой жестокой борьбе с картезианской.
Декартова биология - его представление о живых организмах. Его концепция очень механистична, все живые организмы представляют собой механические машины (XVII век - век механических аппаратов, в XVIII веке даже были созданы первые андроиды, самые знаменитые были созданы Дрозами, Швейцария. Пишущий мальчик находится в музее в Швейцарии, пианистка - в музее в Нью-Йорке. Они в рабочем состоянии, раз в год их запускают). Таким образом, идея Декарта коррелировала с увлечением механическими автоматами. Животные работают по стандартной схеме - воздействие вызывает ответ на свое действие, это то, что сейчас называют безусловным рефлексом. Декарт также предсказал условный рефлекс: если воздействия А и В в течение некоторого времени происходят одновременно, то впоследствии автомат может переключаться и отвечать на В в результате воздействия А.
Человек помимо механического устройства обладает еще душой. Далее появляется нетривиальные затруднения. По Декарту, телесная и идеальная субстанции не могут взаимодействовать, так как последняя не обладает протяженностью, а телесная обладает единственным атрибутом - протяженностью. Появился вопрос, как же душевные порывы превращаются в физические действия. Его последователи решили эту проблему так: душа передает свой порыв Богу, а Бог, как всемогущее существо, приводит в движение тело. Второе противоречие Декарта. Где находится душа? По Декарту, такой вопрос вообще нельзя ставить, так как душа не обладает протяженностью. Однако Декарт отвечает на него так, что душа находится в мозжечке, именно потому, что его функция в то время была неизвестно. ( Отступление. Правая половина мозга отвечает за целостные и эмоциональные восприятия, левая за логическое мышление и речь. Например, у Луи Пастера была парализована одна половина мозга, тогда вторая выполняла функции обоих полушарий.) Проблема субстанций была очень острой.
Этика Декарта. Этика занимала большую часть философских учений, например, у стоиков. Этика Декарта такова: знание - добро, незнание - зло, - такая теоретико-познавательская этика. Раз существуют врожденные идеи и врожденный метод, то как вообще существует незнание? Существуют произвольные, неконтролируемые состояния человека (аффекты), которые и затемняют чистоту применения метода и тем самым создают потенциальную возможность неправильных представлений и того, что мы в морально-этическом понимании называем злом.
В философии Нового Времени на первое место стали выходить не проблемы устройства мира, а теория познания. В античной философии теоретико-познавательные проблемы не получили достаточного развития, не было сформулировано понятия метода. С чем это связано? Это уже социальная проблема, к которой уже нельзя применить метод эксперимента, так как не будет выполняться основное свойство эксперимента - повторяемость, воспроизводимость результата. Очень часто это явление связывают с промышленной революцией. Ремесленники выполняли почти весь промышленный цикл по изготовлению от начала до конца, для них было достаточно обыденного знания. В условиях фабричного производства это оказалось существенным недостатком. В таком объяснении недооценивается стремление человека к получению нового знания. Например, появление мощной античной философии не связывают ни с каким практическим ее применением. Было также заданное античной философией желание познавать мир. В нужный момент эти внутренние и внешние факторы сложились и проявились спонтанно в трудах Бэкона, Декарта, Галилея как сформулированные идеи научного метода.
С этого момента в философии Нового Времени начинается конкуренция двух теоретико-познавательных направлений (XVII-XVIII вв.), спор эмпиризма и рационализма. В марксисткой философии главным вопросом полагался спор, что первично - материя или сознание, то есть конфронтация идеалистического и материального подходов, этот спор признавался главной движущей силой философии. В XVII-XVIII вв. по крайней мере, это было не так. Вопрос философии: - кто мы такие, на что мы можем надеяться? Конфронтация эмпиризма и рационализма. Другой вопрос: откуда мы что-либо знаем, вот к чему сводится полемика эмпиризма и рационализма. В конце концов, например, гносеология считала, что вопрос сущности и существования все равно упирается в теорию познания.
Далее повествование пойдет не по хронологии, а по направлениям:
- Бэконовское направление XVII-XVIII вв.
- Декартовское направление XVII-XVIII вв.
- Кант (как попытка объединить первое и второе)
- Немецкая классическая философия
Обзор развития Бэконовского направления философского эмпиризма. В XVII веке в развитии бэконовской линии можно выделить несколько направлений:
- естественнонаучное, связанное с развитием науки. Роберт Бойль 1627-1691, Исаак Ньютон 1642-1727, Жан-Батист Био кон. XVIII-нач. XIX вв., Роберт Гук.
- собственно философская линия . Томас Гоббс 1588-1679, Джон Локк 1632-1702.
После Локка линия претерпевает дивергенцию в философском смысле.
- нематериалистическая ветвь. Джорж Беркли 1685-1763
- материалистическая ветвь. Давид Юм 1711-1776, Джон Толанд 1670-1722и французские материалисты.
В естественнонаучной линии развитие шло с опорой не эмпирические данные и индуктивный метод. Бойль является создателем химии. Его книга "Химик-скептик" является развитием бэконовских идей эмпирического знания и научного критицизма, и на основании критики выделяет из алхимии экспериментальную химию. Сам Бойль занимался изучением реакций с выделением газа и ему нужен был метод для измерения его количества. Метод был разработан его ассистентом Гуком (а называется законом Бойля -Мориота).
Ньютон разработал идею многоступенчатой индукции. Самая высшая степень обобщения для Ньютона - это фундаментальные принципы построения любой теории. С.И. Вавилов называл это методом принципов. У Ньютона эти принципы оказывались результатом обоснованного обобщения. Ньютон резко выступал против гипотез: ⌠ Гипотез не измышляю". Ньютон противопоставлял им как умозрительным конструкциям результат индуктивного обобщения. В физике эта идея активно использовалась примерно 150 лет. Эта идея индуктивизма господствовала в науке все эти полтора века и оказывала сильное влияние на развитие науки вплоть до начала XX века. Недооценка роли гипотез - слабая сторона этой идеи. Последним проявлением этой недооценки являлась своеобразная трактовка самим Максом Планком закона излучения черного тела. Дескать, он просто обобщил законы Релея-Джинса и Вина, а технически это, на самом деле, результат некоей математической гипотезы. С другой стороны, в XX веке в некий момент полностью господствовал гипотетико-дедуктивный подход.
Философская линия. Томас Гоббс был самым настоящим учеником Бэкона, он был его секретарем и помощником, помогал переводить на латынь "Новый Органон". Часто говорят, что Гоббс был систематизатором и упорядочивателем учения Бэкона. Бэкон был поэтом, а Гоббс - занудой. У Бэкона не было сколько-нибудь развитого представления об устройстве нашего мира. Атомистические настроения Бэкона были несколько аморфны. Гоббс же на качественном уровне развивает атомистику, не без влияния Декарта (но у последнего не было атомистики). В теоретико-познавательном смысле Гоббс исправляет пренебрежительное отношение Бекона к математике. Развивая механическую атомистическую картину мира с использованием математики он качественно продолжает идею Декарта о необходимой связи состояний. Эта идея завершена у Лапласа в форме лапласовского детерминизма. В этом развитии Гоббс занимает важное место. Гоббс трактует ее очень расширенно и переносит эту концепцию на душевное состояние, то есть открыто говорит о механике душевных состояний. (в XX веке появилась аналогичная идея о связи психических состояний, переходах из одного в другое, гештальт-психология) Дальше эту же идею переносит на мышление человека, которое рассматривает как счет понятий. Это есть нетривиальная трансформация формальной логики Аристотеля - идея алгоритмичности человеческого мышления. В дальнейшем эту идею активно развивал представитель декартовского направления - Лейбниц. Первая счетная машина была построена, точнее была предпринята попытка ее постройки, в первой половине XIX века Бебиджем и леди Адой Лавейтс (дочь лорда Байрона). Таким образом, Гоббс систематизировал, дополнил, довел какие-то идеи до крайности. Однако славу Гоббсу принесла не эта деятельность, а его концепция общества, выраженная в книге "Левиафан", в четырех частях. Излагает понимание всего, философию трактует очень расширительно, как знание вообще, как науку о телах, естественного или искусственного происхождения. Естественные тела - это природа, искусственные - государства, которые он уподобляет библейскому Левиафану. Последовательно излагает механико-атомистическую концепцию мира, бэконовскую идею эмпирического познания. Далее, понимание человека и общества. В понимании человека Гоббс продолжает традицию эпохи Ренессанса, идею естественного человека, как существа, наделенного естественными характеристиками, например, стремлением выжить. Для того, чтобы выжить, он обладает естественным правом употреблять любые средства, вплоть до насилия над любым другим человеком. Насилие даже есть оптимизация своего права, так как отнять легче. Такие отношения ведут к естественному состоянию общества - "война каждого против каждого" (Bella omnia contra omnis). Такое естественное состояние общества грозит человечеству уничтожением. Чтобы избежать этого, люди самоорганизуются в общества, причем под обществом Гоббс понимает государство. В качестве механизма самоорганизации рассматривает идею общественного договора. В XVIII веке у французских просветителей это понятие имело очень важное значение. Гоббс является пионером этой идеи, которая не вымерла до сих пор. Содержание договора: люди отказываются от своего естественного права применять насилие в пользу государства, но за это они приобретают от государства защиту от посягательств других людей.
Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 342;