Лекции по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. ЧАСТЬ 2 Илларионов С.В. 1 страница
Конспекты, любезно предоставленные Надей Закамской, с минимальными изменениями. Авторские выражения по мере возможностей сохраняются. Приносим заранее извинения за опечатки и неточности.
Средневековая философия.a
Любая периодизация условна. Например, XVIII век начался в 1714 г. со смертью Людовика XIV, а закончился в 1789 наступлением Великой Французской революции. Также XIX век закончился в 1914 году. Конец эпохи античной философии пересекается со средневековой философией, действительно неоплатонизм существовал на рубеже эпох.
I период средневековой философии - патристика (писания отцов церкви) Восточная патристика: Климент Александрийиский, Офиген, Иоанн Златоуст. Это, в основном, теологическая философия. Западная патристика: Тертуллиан Квинт Септилий (160 - 220), Августин Блаженный. Основная тема - взаимоотношения философского Знания и Веры. В восточной патристике подчеркивается компонент Веры, толкование Священного писания. В западной патристике более развита проблема Знание-Вера. Тертуллиан писал: "Христианская догматика не может быть рациональной", "Верую, потому что абсурдно", - то есть в это можно только верить, нельзя осмыслить. Догмы, которые вызвали большие дискуссии:
- Триединство Бога
- Две природы: человеческая и божественная - Иисуса Христа.
Появилось много ереси, например, учение Ария о единственности Бога (осуждено на Вселенском соборе 325 года, всего их было 8 до распада единой церкви). Это учение не исчезло, арианское вероисповедание было принято готами, и только в 529 году в королевстве готов в северной Испании было принято ортодоксальное христианство.
Споры о сущности Христа тоже вызвали появление ересей. Ортодоксальная точка зрения - дуафизитская. Одна из ересей - монофизиты организовали свою церковь (эфиопы, египтяне). Они утверждали следующее. Могла ли женщина родить Бога? Нет. Появились и споры о природе Марии. Несториане утверждали, что Мария родила просто человека Христа, а Богом он стал потом. Мария - Христородица, а не Богородица.
Историю средневековой философии составили попытки рационального осмысления христианской догматики.
Блаженный Августин (354-430) √ обще христианский святой, канонизированный еще до раскола церкви. Его учение определило средневековую философию. Основной момент - со времен Августина эталоном философского учения стало учение Платона, философия Аристотеля была отвергнута, как несовместимая с христианством. В основе - учение о двух мирах: физическом и небесном (идеальный мир Платона) в книге "О граде Божьем". Учение о двойственности мира Платона воспринималось как провозвестник христианства.
В христианском мире: ангелы, архангелы, херувимы, серафимы, престол, власть и т.д. - это 9 ступеней идеального мира. По Тертуллиану, объекты небесного мира неразличимы, отличаются только рангом ("квантовым числом :))"). Тертуллиан давал свой ответ на вопрос времени, проблемы творения мира. Он говорил, в то время как мир еще не был сотворен, Господь готовил великую кару тем, кто дерзнет задать этот вопрос.
Западная Римская империя подвергалась сильнейшим нападкам со стороны "варваров". Западная философия основана на Римской. Шел упадок философской культуры даже в Византии, хотя она не подвергалась постоянным нападениям, просто мысль там была слабее в философском плане. Распад произошел в 470 году. Нашествие остов, венгров (у последних убили женщин, и они взяли в жены женщин из христианских племен, тем самым утратили монголоидный тип, но сохранили язык и традиции). Каждое такое нашествие истощало римскую империю. Римское право очень долго держалось, но в средние века акты еще писались в терминах римского права, хотя и уже подразумевали другое содержание (например, фискальные отношения, сбор налогов - стали обозначать взаимоотношения между вассалом и сюзереном). Собственно философский аспект трудов был вытеснен.
В Византии до XII века не было набегов и разрушений, но и там философский компонент был вытеснен теологическим.
II период.
С VII века - "мрачное время", упадок философской культуры, хотя и были "просветления", например, при Карле Великом.
III период.
В это время набирает силу, так называемая, арабская философия, которая писалась на арабском, хотя большинство авторов не были арабами. Сначала арабские завоеватели вели себя как варвары, уничтожали культуру завоеванных, что увенчалось сожжением Александрийской библиотеки. Халиф Омар говорил: "Если в этих книгах есть то, что есть в Коране, то они не нужны, если не то, то вредны". Далее, как обычно бывает, они начали активно усваивать новую культуру (как римляне греческую, а готы - римскую). Арабы оказались весьма способными учениками, стали активно усваивать старую философию. Наиболее интересным в арабской философии является усвоение аристотелизма (IX-XII века). Это особенно важно, так как в Западной Европе Аристотель был объявлен несовместимым с христианством и забыт. Значительные представители: Авиценна (Абу Али ибн Сини) 980-1037, Авемпис (ибн Бадджая) кон. XI-1138, Абубацер (ибн Туфейль) 1100-1185, Аверрох (ибн Рому или ибн Руму) 1126-1198 ипредшественникАвиценны Аль Фарабн, который перевел Аристотеля на арабский. Для них очень важно было совмещение традиционного мусульманского мировоззрения и философии Аристотеля. Это им в значительной степени удалось. В основном, в вопросе о сотворении мира. Авиценна говорил, что мир совечен Богу. Не было времени, когда не было мира. Бог творит мир все время, мир как его творение есть его же проявление. Изучение мира есть изучение Бога по его проявлению. Это очень резко отличается от платонизма, который разделяет земной мир и божественный. Арабские аристотелисты разработали идею двойной истины: истины религиозной и истины разума. Истина разума связана с изучением мира, как проявления божественного творения. Эта идея связывается с именами более поздних авторов, чем Авиценна, и является продолжением его концепции. Такая религиозно-философская традиция ориентировала людей на изучение мира, а не отказ от него, не на аскетизм. С этим связан один из периодов становления науки, которая, по-хорошему, началась лишь в конце XVIII века, когда был усвоен метод научного познания.
Периоды развития научного познания:
I период - систематизация и упорядочивание знаний. Вавилон и Древний Египет. Например, вавилоняне знали правило Пифагора и пытались по периодичности предсказывать затмения, мы это знаем, так как вавилонские тексты - глиняные таблички не горят и не гниют.
II период - греческий. Логика и доказательство.
III период - арабский. Развитие медицины, астрономии, алхимии, математики, все это связано с усвоением аристотелизма.
В арабской философии также представлен и платонизм, точнее неоплатонизм, связанный с мистическим учением суфитов.
С XI-XII веков начинается новый подъем европейской философии, связанный с усвоением идей арабских аристотелистов, Аристотеля усваивали заново, в переводах с арабского. Во всех европейских университетах того времени были кафедры арабского языка для перевода авторов. Самих европейских аристотелистов называли аверроистами. Лагранж в своей "аналитической механике" писал: "Я надеюсь, что старая механика с рисунками и векторным сложением будет реликтом, как кафедры ориенталистов в наших университетах." Эта арабская культура отличалась большой мобильностью, Авиценна жил в Средней Азии, Аверрох в Испании. Обмен информацией, идеями совершался очень быстро - в течение 10 -12 лет произведения, написанные в Средней Азии, становились доступными и известными в Испании.
Итог: существовало 4 периода средневековой философии. I период - патристика, II - застой, III- арабская философия, IV - схоластика.
IV период.
С конца XI века начинается развитие схоластики. Само слово схоластика не имеет в философии оценочного оттенка. Первоначально означало систематическое образование. Именно в этот период сложилась система образования: начальная школа - тривиум (по количеству изучаемых предметов - чтение, письмо и счет; отсюда и слово "тривиальный"), высшая школа - квадрилиум. Тогда же в Европе появляются первые университеты. Особенно известен Парижский, который являлся государством в государстве с собственной полицией и прочее. Сила его была такова, что он мог вступить в спор с папским престолом, что и случалось несколько раз. Школяры были буйные и спасались от преследователей на территории университета (Сигер Брабантский, например).
Наиболее крупными представителями европейского аристотелизма были: Ансельм Кентерберийский 1033-1109, Абеляр 1079-1142б Сигер Брабантский (Брабант=Бельгия+Голландия), Роберт Гроссетест 1175-1253, Роджер Бэкон (ученик предыдущих) 1214-1292, Альберт Великий Больштедский 1193/1207-1280, Фома Аквинский или Аквинат (ученик предыдущих) 1225-1274, Дунс Скотт 1265-1308, Уильям Оккам 1285-1349, Жан Буридан 1300-1358. Они начинают усваивать Аристотеля, его учение подвергается переработке. Аристотель был сильно платонизирован, в первую очередь его логика, его теория доказательства. Это в значительной мере повлияло на будущую судьбу схоластики, в том числе и не ее последующий упадок. Одна из целей схоластики доказать логически теологические положения. То, что надо доказать уже задано, задача состоит в том, чтобы построить цепочку доказательства. Это предопределило угасание схоластики, но поначалу сыграло свою роль. В частности, Ансельм Кентерберийский начал следующее доказательство бытия Божия - первое из 5ти существующих. Через 600 лет Кант проанализировал и нашел, что во всех либо есть порочный круг, либо в основании лежит неочевидное утверждение (это называется предвосхищением основания - petitio principia). Ансельм Кентерберийский построил первое - онтологическое. Во всех этих доказательствах используется принцип двойной истины. Это был способ не входить в конфликт с сильной церковью - до Френсиса Бэкона. Потом эта идея была забыта до XIX века, когда уже сама церковь стала использовать идею двойной истины против натиска науки.
Усвоение Аристотеля шло сильно против папского престола. Сигер Брабантский, например, вошел в конфликт и умер в тюрьме. Папский престол был очень силен, с ним не рисковали спорить короли (например, Джемс I, брат Ричарда Львиное Сердце был отлучен от церкви и вынужден был дать Хартию Вольностей и положил начало парламенту в Англии). Папский престол мог запретить богослужения и тут же начинался бунт.
Учение Аристотеля удалось приспособить к христианской идеологии. Например, таинство пресуществования, превращения вина и хлеба в кровь и тело. Здесь пригодилось учение о типах причин. По Аристотелю, материальный субстрат бесформенный, это только потенциальная возможность (некоторая тавтология, двумя словами обозначено одно и то же). На субстракт накладывается идеальная форма. С этой точки зрения и объясняли таинство пресуществования.
В то же время вспомнили и атомистическое учение. Первым его пропагандистом стал Абеляр. Это учение было крайне еретическим, так как сущность предмета определялась его атомным составом, не изменяется и никакого таинства пресуществования в рамках этой концепции нет. Считалась крайне еретической вплоть до XVII века.
Один автор утверждал, что Бруно казнили не за пропаганду гелиоцентризма (так как такого догмата в религии нет), а за атомистические взгляды. А Галилея спасли от еще более страшного обвинения в атомизме обвинением в гелиоцентризме.
Только в протестантизме (Френсис Бэкон) стало возможным свободное высказывание атомистических взглядов, так как в нем нет таинства пресуществования. Логика же была принята относительно легко, сыграли роль века неприятия. На базе этой логики были созданы университеты.
Усвоение Аристотеля шло с большим трудом, встречая значительное сопротивление папского престола, но за 200 лет все-таки продвинулось.
Фома Аквинский смог с достаточной степенью органичности совместить идеи Платона и Аристотеля: "сумма теорий" стала философским обоснованием католической церкви. Логическое Аристотелевское доказательство христианской догматики стало основным достижением. "Философия - слуга теологии" - так он формулировал свою точку зрения. То есть теологические положения уже заданы, философия должна их доказать. Были собраны 5 доказательств бытия Божьего. Первое принадлежит Ансельму Кентерберийскому - онтологическое доказательство. Онтос означает существование. "Мы мыслим Бога как совокупность всех совершенств, как наисовершеннейшее существо". Но в понятие совершенства входит признак (предикат) существования, так как несуществующее не может быть совершенным. Следовательно, он существует. (Здесь упущено положение о том, что все, о чем мыслится с необходимостью существует.)
Второе - телеологическое. Телеос - цель.
Третье - космологическое (название неустойчивое).
Итак, второе доказательство. Все в мире имеет свою причину. Эта причина в свою очередь имеет свою причину. Но должна существовать окончательная причина всего. Этой причиной является Бог.
Третье доказательство. В мире все устроено очень гармонично, все является гармонизированным друг с другом. Должен существовать источник этой гармонии - Бог.
Четвертое доказательство - антропологическое. Бог - всеблагое существо, он лишен зла. Ложь есть зло. Так не будет же Бог обманывать человека, внушая ему веру в Бога.
Пятое доказательство - этическое. Существование Бога необходимо как основание для нравственности жизни.
Все эти доказательства, даже первое, не принятое Фомой Аквинским, в дальнейшем часто использовались различными авторами, в том числе в виде вариаций и комбинаций: Декарт - 3+4, Лейбниц - 3 в развернутой форме, Кант подверг эти доказательства критике и обнаружил ошибку "предвосхищение основания", но, тем не менее, использовал 3 и 5. "Что убеждает меня в существовании Бога - звездное небо над головой и нравственный закон внутри меня," - знаменитая фраза Канта. Достоевский использует этическое правило в "Братьях Карамазовых": "Если Бога нет, то все позволительно". Флоренский - 4: "Если есть "Троица" Рублева, то есть Бог," - то есть если Бог смог внушить Рублеву такую веру, то он существует.
В споре Рассела и настоятеля Кентерберийского собора использовался 2ой вариант доказательства.
Таким образом, в той или иной форме эти доказательства использовались в обоснование христианских догматов. Неоплатонизм (неофоминизм) по настоящее время является официальной философией католической церкви. Фома Аквинский канонизирован и назван "ангельским доктором".
Обращение к Аристотелю вызвало, как и в арабском мире, повышение интереса к изучению природы, XIII-XIV века: развитие европейской алхимии, например. В XIII веке один из представителей европейского аристотелизма Роджер Бэкон (он был крупным алхимиком) выдвинул идею опытного изучения природы. В начале XVII века появилась идея эмпиризма Фрэнсиса Бэкона, которая в каком-то смысле явилась уже последовательницей.
Аристотелизм внушил интерес к проблеме движения. Аристотель сделал важный шаг, разделив все движение на естественные (к своему месту или круговые) и насильственные (по причине - материальной (субстрактной), формальной (наложенной на субстракт), действующей (обычной в нашем понимании), целевой или конечной (у каждого процесса есть цель)). В XIV веке снова начинается обсуждение проблемы движения. Жан Буридан высказывал в связи с этим очень интересные идеи. (Буриданов осел, например, связан с проблемой недетерменированностью поведения человека, обладающего свободой воли.) Буридан предложил новый подход к проблеме сил: в тот момент, когда действует сила, она сообщает телу некое свойство - импульс. Тело движется, пока не растратит импульс (на сопротивление). Таким образом, эти новые идеи механики Ньютона появились в средние века.
Положительная преемственность - автор продолжает идеи предшественника, отрицательная - полемизирует с ним. Здесь мы имеет дело и с положительной и с отрицательной преемственностью идей Аристотеля.
Дискуссия XI-XIV веков, определявшая развитие средневековья, - великий спор реалистов и номиналистов. Это был спор о природе общих объектов, объектов общего характера -универсалий. Типичный пример, красное. Как существует красное? Позиция реалистов: универсалии реально существуют в мире универсалий. Это позиция Платона - Аристотель был усвоен средневековьем в платонизированной форме. (Но реалист в современной языке ~ материалист, хотя этот термин усердно избегают в иностранной литературе, так как термин "материалист" стал оценочным. Поэтому в современной литературе употребляют термин "реалист", а средневековых реалистов называют платонистами). Номиналисты, от "номен"- имя, считали, что универсалии - это имена, которые люди дают сходным по своим свойствам в нашем восприятии объектам. Эта дискуссия происходила еще в античные времена между платонистами и скептиками. Было даже изречение: "Лошадь вижу, лошадность не вижу". В средние века этот спор приобрел особо острый характер. Более последовательные аристотелисты: Буридан, Бэкон - занимали номиналистические позиции. В современной литературе номиналистов называют концептуалистами- универсалии существуют как концепции в нашем сознании, а вообще между ними нет разницы. Фома Аквинский занимал позицию умеренного реализма - универсалии существуют дважды: и в особом пространстве, и в сознании, как концепции (хотя тоже не понятно, где же здесь умеренность :) ).
Развитие интереса к изучению мира вызвала то, что весьма принципиально стала проблема объяснения. В средневековой схоластике появилась тенденция объяснять каждое явление своей сущностью: магнит притягивает, так как обладает магнитной сущностью. Началось бесконтрольное размножение сущностей. Против этой тенденции выступил Уильям Оккама: "Не надо создавать больше сущностей, чем необходимо." В средние века этот принцип назывался "бритва Оккама", но сыграл большой роли, так как все сущности были выдуманы. Но когда началась наука нового времени, этот принцип стал основополагающим в развитии науки под названием "принципа простоты". Так протягивается линия преемственности от античной философии к средневековой и к новейшей.
Конец XIV - начало XV веков - схоластика вступает в полосу застоя, развивается только формальная техника доказательства, подобная софизмам, а новых идей не появлялось. Это и создало схоластике дурную славу и придало слову оценочный характер.
Следующий этап был связан с критикой и преодолением схоластики - этапа Возрождения. Можно считать эту эпоху, завершение средневековья, можно начинать с нее отсчет существования философии нового времени, можно выделить в отдельную эпоху между средневековьем и новым временем.
Схоластика сложилась и процветала в XIII-XIV веках. В ней было несколько противоречивых моментов, выродилась в технику для псевдодоказательства некоторого заранее заданного тезиса, что и создало ей дурную славу. Этот момент все усиливался с течением времени. Но был и положительный момент: возвращение к Аристотелю, возрождение науки, интерес к естествознанию. Однако внутренние противоречия, в конце концов, взорвали всю схоластику.
Эпоха возрождения - вторая половина XV века.
Ренессанс - это продукт внутреннего развития человечества. Трудно поверить, что оно началось с того, что в 1453 году турки захватили Константинополь, и византийские ученые уехали в Италию. Но эллинская образованность занимала лишь небольшое место в византийской культуре. А основным направлением было теология, причем основанная не на Аристотеле, а на писаниях отцов церкви.
"Возрождение" от чего? Сами люди понимали, чо живут в переломе, и считали, что это возрождение античной культуры после темного средневековья. Мы сейчас понимаем иначе.
Этот процесс распространялся с Юга на Север: Италия, южная Германия, Франция, Англия. До Англии процесс дошел в конце XVI- начале XVII веков. Процесс шел диффузно. Одна из характерных черт эпохи Ренессанса - изменение идеалов жизни и появление явления, называемого гуманизмом эпохи Возрождения (который, впрочем, имеет немного общего с тем, что мы сейчас называем гуманизмом). В средние века, в эпоху господства христианского мировоззрения идеалом был христианский и скорее даже аскетический образ жизни (по крайней мере, из всего сложного комплекса сложной средневековой культуры можно выделить такой компонент). На смену этому пришел идеал полного раскрытия внутренних человеческих возможностей - гуманизм. При этом действительно обратились к античности, идеализируя ее, понимая ее крайне ограниченно, но все равно связывали эту идею с античностью. При этом гуманизм был крайне индивидуален и эгоистичен, что его и отличает от нынешней гуманности. Например, в "Ромео и Джульета" описывается итальянский город эпохи Ренессанса - все друг друга убивают. Бенвенуто Челлини писал в мемуарах, что вынужден был ходить к любовнице вооруженным до зубов.
Одной из характерных черт эпохи гуманизма является жесткое отрицание схоластики, часто в иронической форме. Уильрих фон Куттен, Эразм Роттердамский "Похвальное слово глупости", Брант "Корабль дураков" - наргонная (дурацкая) литература, ироничная и само ироничная. ("Я на корабль сам вхожу, зачем, о том сейчас скажу... науки дух оберегает книги от мух..." - много книг, которые он не читает. Корабль дураков отплывает в страну Наргонию.) Самое знаменитое произведение - "Гангратюа и Пантагрюэль" Рамбле, где схоласт учитель сделал Гангратюа полным дураком, а потом учитель- гуманист развил его способности.
Эпоха гуманизма, видимо, не случайно совпала с религиозной реформацией (с 20х годов XVI века). Больше столетия по всей Европе идут религиозные войны. Последней была 30ти - летняя война 1618-1648. Эти войны оказались страшно жестокими: Варфоломеевская ночь и прочее. Это же происходило не только во Франции. В Голландии протестанты сделали то же самое с католиками. За время 30ти - летней войны население Германии уменьшилось более чем в 2 раза, так что во многих городах было официально разрешено многоженство (пик пассионарности? :) ). Результатом явился раскол Западной церкви. На части Европы сохранилась католическая церковь, подчиненная Папе Римскому, а на Севере и в некоторых других областях - различные виды протестантизма. Например, наиболее крупный представитель - англиканская церковь, наиболее консервативная и близкая к католицизму. Генрих VIII хотел развестись с очередной женой Екатериной Арагонской, Папа не дал согласия на развод, и Генрих объявил себя главой церкви. Все осталось как прежде по существу. Лютеранская форма - Германия, Скандинавия, Прибалтика. Гугеноты (кальвинизм) - во Франции, в Швейцарии, в Голландии; английские и шотландские пуритане. Баптисты. Были еще мелкие ответвления, некоторые из которых не дожили до сегодняшних дней (анабаптисты, менониты - южная Германия, их последователи эмигрировали в США и до сих пор говорят на старогерманском языке и не пользуются двигателями и механизмами, а также в южную Африку, где слились с бурами).
Философия эпохи Ренессанса связана с резкой критикой схоластики. Ее философские идеи ближе к Платоновским, но аристотелезированны (в эпоху средневековья было наоборот). Отказаться от изучения природы, привитой аристотелизмом, уже было нельзя. Но сама природа понималась в платонизированной форме, так как основная идея - это идея космической гармонии. Природа толкуется с точки зрения идей гармонии. Авторы: Николай Кузанский (кардинал римской церкви в городе Кузе, его настоящая фамилия Кребс) 1401-1464, Пико де Мирандола (Джованни) 1463-1494, Леонардо да Винчи 1452-1519, Николо Макиавелли 1469-1527, Бернардино Телезио 1509-1588, Джордано Бруно 1548-1600. Именно они и являются собственно философами и высказывали оригинальные идеи. Есть еще и популязаторы, типа Рабле.
С одной стороны, начала развиваться космологические натурфилософские картины мира: Кузанский, Телезио, Бруно. Одна из фундаментальных идей - идея мировой гармонии, она стала выражаться математически. Эпоха Ренессанса - это расцвет математики. (Кардан, Николо Тарталья, который нашел общую формулу решения кубических уравнений, а Кардан их выпросил и опубликовал. В те времена были соревнования математиков по определенному классу задач, Тарталья именно к этому событию и постарался. Кардан же эмпирически открыл, что наибольшая дальность бросания, то есть баллистического полета, если бросить груз под углом 45 градусов. Это был стратегический секрет, так как это было время метательных орудий.) XVI век - это исследование формы кривых, задаваемых различными уравнениями, например "Локон Альгези" по имени женщины-математика. Все это закончилось, когда Декарт создал аналитическую геометрию - общий способ. Это увлечение кривыми привело к созданию аналитической геометрии. Один из последних представителей натурфилософии - Иоганн Кеплер.
С другой стороны, гуманизм эпохи Возрождения. Здесь в центре внимания стояла проблема человека, которая логично переросла в проблему общества. В это время появилась концепция естественного человека, в противовес средневековой философии, как человека наделенного естественными характеристиками. Этому посвящены работы Мирандола, да Винчи; проблема общества - у Макиавелли: "Государь" ("Принцепс"), где излагаются некоторые правила управления государством. Макиавелли преподносят как сторонника неограниченного самодержавия. Но он был республиканцем, членом Совета. Есть мнение, что эта книга - политический памфлет, направленный против самодержавия, а конкретно - против Борджиа. Но в дальнейшем за Макиавелли установилась репутация сторонника циничного самодержавия.
Именно эпоха Ренессанса и идея естественного человека дала начало такому жанру, как утопия: Томас Мор (Мур) "Утопия", Томаз Кампанелла "Город О", Рабле (элементы утопии есть в изображаемом им аббатстве). Во всех этих утопиях, как и в трудах Платона, есть элементы антиутопии. Например, в "Городе О" много посвящено организации института, который у нас называется "стукачеством". Вряд ли можно говорить о благородных мечтателях - утопистах. Самое интересное в этот период - это появление идей естественного права. В средние века право трактовалось как божественное установление. Голландец Гуг Гроцц является классиком юридической литературы. Он был прямым продолжателем Юстиниана, между ними не было значительных авторов.
При всем том философия эпохи Ренессанса не смогла полностью преодолеть средневековую схоластику. Протестантизм выработал довольно быстро свою схоластику, которая была ничем не лучше, чем ортодоксальная католическая. Но в протестантизме было больше идеальных, мистических элементов, католическая же была более рациональная. Протестанская церковь очень долго сжигала колдунов. Католики с течением времени прекратили преследование колдунов (самое страшное время - конец XIV - начало XV веков, время "Молоха ведьм"), а протестанты еще долго продолжали, например, салемский процесс в США в конце XVII века. С другой стороны, в борьбе с протестантами католическая церковь значительно переработала и усовершенствовала схоластику. Значительную роль в этом сыграл орден иезуитов, созданный для сохранения католической церкви. Была создана специальная система образования - иезуитские колледжи (в основном во Франции), где была прекрасная система образования. Это были учебные заведения на грани средних и высших. По-разному реформируемая схоластика в XVI веке оставалась непреодолимой, и решающим моментом в ее преодолении была эпоха Нового Времени. Официально Новое Время началось в 1642 году с началом английской революции. В философии эта эпоха началась на 30 лет раньше.
У истоков философии Нового Времени стояли:
- Фрэнсис Бэкон 1561-1626
- Рене Декарт (де Карт, Картезий, его последователи - картезианцы) 1596-1656
- Галилео Галилей 1564-1642
Бэкон. В истории философии трудно найти более противоречивую фигуру. Гениальный мыслитель, по тем временам крупный ученый. (Именно он пришел к выводу, что теплота есть проявление внутреннего движения, хотя в XVIII веке довлела идея теплорода.) Мученик науки - решил проверить, предохраняет ли набивание тушки снегом от гниения. Он набил тушки птиц снегом, простудился, заболел пневмонией и умер, но перед смертью написал, что опыт увенчался успехом. Барон Веруанский, виконт Сент-Альманский, лорд-канцлер Англии. Предатель и взяточник. О нем могли написать как о звездном часе человечества - философское эссе; как о человеке, сделавшем такую карьеру (в Англии он был третьим человеком после короля и принца) - авантюрный роман.
Он не был потомственным дворянином. Впрочем, в то время дворянства потомственного вообще не осталось, так как во времена войны Алой и Белой Роз дворянство было вырезано до такой степени, что не осталось ни одного носителя герцогского титула. (Существует анекдот, что брат короля был вынужден жениться на 60ти - летней женщине, носительнице герцогского титула. Но у него не было детей поэтому. И король Ричард III, устранявший соперников, утопил его в бочке с вином, так как тот хотел умереть "утонув в вине".) Дед Бэкона был управляющим. Его отец при Генрихе VIII сделал карьеру и стал лордом- хранителем печати. Фрэнсис Бэкон был его младшим сыном и никакого наследства, кроме хорошего образования в Оксфорде, не получил. После окончания занялся юридической практикой. Право в Англии было (и остается) очень сложным и основано на прецедентах. (Специальные работники - Attorney даже не выступают в суде, а готовят материалы.) Подготовка к таким процессам очень сложна. Так что Англия чуть не родила, таким образом, новое карликовое государство типа Лихтенштейна, Андорры, Монако или Сан-Марино. В средние века был пиратский остров, который считался суверенным, так как его не могли завоевать. После первой мировой войны его купил один "фрукт" и, основываясь на средневековом постановлении, объявил себя его королем. Основал на нем бар, куда приезжали побережные кутилы, даже напечатал собственную валюту, но во время экономического кризиса, связанного с Великой Депрессией был его продать. Английское правительство по кусочкам скупило его и отменило средневековый указ.
Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 498;