РОССИЙСКАЯ МОНАРХИЯ В XVII В.

 

1. Условия возникновения абсолютизма. Дискуссия в отечественной историографии конца 1960 – начала 70-х гг.

2. Власть царя в XVII в. Формирование российского варианта монархии: абсолютизм или самодержавие?

3. Служилое государство. Центральные и местные органы власти.

4. Церковная реформа и церковный раскол.

 

1. Условия возникновения абсолютизма. Дискуссия в отечественной историографии конца 1960 – начала 70-х гг. С XV в. в Западной Европе (Франция, Англия, Германия, Испания), с XVI в. на Востоке (Китай и Япония) складываются абсолютные монархии. Это форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодализма, генезиса буржуазного общества.В этот период феодальная аристократия уже потеряла прежнюю экономическую мощь, а буржуазия только зародилась, она еще не достаточно сильна. Наступает равновесие классовых сил. На этом равновесии монарх и строит свою власть.

Абсолютизм – власть монарха не ограниченная народным представительством, в законодательстве, административном управлении и бюджете. Монарх опирается на бюрократический аппарат и армию. Бюрократия обладает двумя чертами: строгая иерархическая система государственных органов, соподчинение низших органов высшим, действие строго по инструкции; и замещение должностей по выслуге лет.

В России, чаще употреблялся термин «самодержавие». В. Н. Татищев, Н. М. Карамзин, Н. Г. Устрялов, С. М. Соловьёв, В. О. Ключев­ский, С. Ф. Платонов, М. М. Богословский, Н. П. Павлов-Селиванский — были склонны сближать понятия «абсолютизм» и «самодержавие». Новый этап в исследовании проблемы открыли в 1964 г. выпуском сборника «Абсолютизм в России», работы С. М. Троицкого, С. О. Шмидта, Н. Б. Голиковой, Н. Ф. Демидовой, Н. И. Павленко, Н. М. Дружинина и др., а также дискуссия в ж. «История СССР» в 1968 — 71 гг. В ходе дискуссии были поставлены вопросы: предпосылки (разложение феодального строя, начальный этап генезиса капитализма; время и условия установления; социальная сущность абсолютизма; эволюция в государственной власти; идеология; о соотношении западноевропейского и русского абсолютизма; поставлены под сомнение синонимы ли «абсолютизм», и «самодержавие», неограниченная монархия.

Чистозвонов предложил выделить категории абсолютизма:

IКлассический, с развитием экономики, зарождением буржуазии, с равновесием сил – Англия, Франция. IIАбсолютизм, возникший не на экономической основе, а раньше, т.к. экономические факторы отставали от внешнеполитической ситуации. Абсолютизм формируется как феодальная реакция на развитие капитализма, присутствуют элементы деспотизма, это некоторые страны Европы (Австрия, Венгрия) и Россия. III Деспотические формы правления – Турция, Испания.

Польша – не знала абсолютизма и погибла.

В итоге договорились, что в России был абсолютизм. Давидович и Покровский выделили следующие этапы развития абсолютизма в России:

I этап – вторая половина XVII в. – зарождение абсолютизма.

II этап – весь XVIII в. – оформление абсолютизма, создание чиновничье-дворянской монархии, с отдельными периодами просвещенного абсолютизма.

III этап – конец XVIII в – серединаXIX в. – реакционно-охранительное самодержавие; это период разложения феодализма и кризис с 30-х гг. феодальной системы.

IV этап – 1861 – 1905 гг. – первый крупный шаг по пути превращения России в буржуазную монархию

V этап – 1905 -1917 гг. – второй крупный шаг, Думская монархия в России.

Но с конца 1990-х гг. появилась серия работ В. И. Буганова, Е. В. Анисимова А. Б. Каменского, Н. И. Павленко, Т. Л. Мигуновой, О. А. Омельченко об абсолютизме в России. Каменский и Анисимов считают не совсем правомерным отождествлять «самодержавие» с «абсолютизмом». Проблема вновь приобрела дискуссионный характер.

2. Власть царя в XVII в. Формирование российского варианта монархии: абсолютизм или самодержавие? В политической жизни XVII в. – смутное время, избрание в 1613 г. Романова и установление новой династии; идет восстановление государственности и укрепление централизации. События XVII в продемонстрировали российским сословиям необходимость твердой государственной власти. Формирование сословий в России происходило при активном участии власти, Уложение 1649 г., удовлетворив основные пожелания дворянства и верхушки посада, ослабило их политическую активность.

Усиление самодержавного характера власти царя отразило Соборное уложение 1649 г., которое издает Алексей Михайлович Тишайший (1645 – 1682 гг.). В главах II «О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать» и III«О государеве дворе» в одном ряду с тягчайшими государственными, политическими преступлениями рассматривались действия, направленные против жизни и здоровья царя и членов его семьи, его личной «честю» и «чести государева двора». Соборное Уложение можно считать первым признаком перерастания из сословно-представительной монархии в абсолютную. Второй признак – раз абсолютизм – неограниченная власть царя, то отмирают сословно-представительные учреждения. Прежде всего, это Земские Соборы: последний представительный состоялся в 1653 г., а с 1683-84 г. вообще перестает собираться. Третий признак – создание новых органов и принципов действия власти. Например, отмена местничества. 1682 г. – важная веха в борьбе с аристократией. В государственном аппарате одворянивание. Четвертый признак – создается Приказ тайных дел, который занимался сыском, в его состав входило 10-12 человек – близких людей из дворян. Фактически через этот приказ царь проводил свою волю. Пятый признак самодержавная власть царя укрепляется в ходе церковной реформы 1653 г. Никон начинает спорить о первенстве власти духовной над светской, заявляя, что духовность выше царства, которое заканчивается победой царя. Шестой признак – внешние атрибуты власти: особая одежда, пышная свита, шапка Мономаха, держава, придворная церемония. Специальная охрана.

3. Служилое государство. Центральные и местные органы власти. Верховная власть принадлежит царю. Высший орган – Земский Собор перестает собираться. В Боярской думе превосходство сохранялось за боярами и окольничими (70 – 90 %) Это были потомки удельных и литовских князей, старые московские бояре, жаловали боярство отцу царицы – «по кике» (головной убор замужней женщины). Думные дворяне происходили из рядового дворянства. Думными дьяками становились приказные дьяки, составляя канцелярию Думы, но, как и высшие думные чины, возглавляли важнейшие московские приказы. В частности, они традиционно стояли во главе Поместного, Посольского и Разрядного приказов. В первой половине ХVII в. численность Боярской думы не превышала 40 человек. Пожалование думными и другими чинами было личной прерогативой царя. Высокий политический статус закрепили Судебник 1550 г. и Уложение 1649 г. В царствование двух первых Романовых царь обычно присутствовал на заседаниях Думы: «царь уложил с бояры», «слушав с бояры царь указал и бояре приговорили», когда по распоряжению царя Дума действовала самостоятельно, «самовольством без государева ведома никаких дел не делати». Боярская дума, состояла к концу XVII в. на 30 % из низших чинов. Дума уже не очень мешала абсолютизму.

Центральные органы составляли приказы – около 80. XVII в. переломный период перехода от сословно-представительной монархии к абсолютной, или как считают некоторые исследователи самодержавной монархии. Процесс бюрократизации государственного аппарата находился на начальной стадии. Появляется социальная прослойка приказных людей, хотя термин «приказные люди» не был четко определен, распространялся и на другие служилые группы. Пособием для изучения центральных органов власти (приказов) и складывания служилой бюрократии, по мнению И. Д. Ковальченко, Н. Ф. Демидовой, стало сочинение бывшего подьячего Посольского приказа Г. Котошихина. Приказов было более 80, Котошихин описывает 47, располагая в особой иерархии. А. К. Леонтьев, Н. Ф. Демидова, Н. П. Ерошкин дают классификации приказов. Мы предлагаем выделить два типа приказов: центрального и местного ведомства. Центральные приказы нами разделены на виды по функциональной деятельности: военные, финансовые, административные и судебно-полицейские, дворцовые, приказы иностранных дел. Местных приказов семь, среди них – Сибирский. Это второй приказ областной компетенции, в него входили два дьяка. Сибирским царством занимался сей приказ. Городов около 40. Денежные доходы расходовались в крае. «А нaчaлнoй город в Сибири зовется Тоболеск». Функции приказов не были четко разграничены, а финансовые и судебные функции имели почти все. Содержание приказов обеспечивали налоги, собиравшиеся с приписанных к ним городов. Структура приказов отличалась единообразием: судейское присутствие и канцелярия, разделявшаяся на «столы», по которым распределялись дела. Иногда «столы» разделялись на «повытья». «Столы» и «повытья» возглавлялись дьяками и старшими подьячими. В ряде приказов имелись застенки («колодничьи»). Рабочий день длился 12 часов. По праздникам приказы закрывались.

Можно выделить ростки новых черт в деятельности приказов. Складывалась иерархия (Приказ Тайных дел, Посольский, Разрядный, Большого Дворца и т. д.). Сделана интуитивная попытка централизовать приказы путем объединения нескольких приказов под руководством одного боярина. Положительный эффект снижался объединением разно функциональных приказов: Приказ Большой казны, Стрелецкий, Иноземный, Рейтарсий. Развивалась бюрократизация. Так в Челобитном приказе, где рассматривались челобитные на имя царя, было раздолье для взяточничества. Завершился перевод служащих на жалование. Стремление к коллегиальному началу в управлении приказами выражалось в уставном требовании обязательного участия всех судей в обсуждении дел, согласие других судей с приговором старшего судьи, что не всегда соблюдалось.

Приказная система была громоздкой. Место приказа в иерархии часто зависело от личных отношений царя и боярина, возглавлявшего приказ. Неповоротливость системы, сложность осуществления контроля над ее деятельностью и заставила в последующем отказаться от нее.

В местном управлении идет дальнейшая централизация. Вся страна делилась на уезды, разные по территории и количеству жителей. Во главе уезда стоял воевода, ведавший военным и воевода, ведавший гражданским управлением. Воеводское управление изменяется в сторону централизации. Уезды объединяются по 6 - 7, чаще на окраинах.

Феодальное войско перестает существовать. Происходит отмирание дворянского войска, рождается новое постоянное войско – «полки иноземного строя». В них предполагали записывать дворян, а стали принимать охочих людей. В конный рейтарский полк дворянство шло охотно (5 копеек в день), но после Смоленской войны полки распущены. Позже создается три полка: драгунский, рейтарский, солдатский. Стрелецкое войско почти утратило свою функцию, только как городская стража. Полки нового строя имели оружие. Существовала нерегулярная конница – калмыки, татары. Был построен первый корабль – «Орел», но уничтожен в период крестьянской войны Разина.

4. Церковная реформа и церковный раскол. Для укрепления церкви и государства необходимо было провести реформу, т. к. существовали расхождения в обрядовой стороне между Россией и славянскими народами. Византийские церковники провели реформу, выверили тексты, изменили обрядовую сторону, Россию она не затронула. Реформу проводил патриарх Никон (Никита Минов). Церковная реформа проводилась 3 года – 1653-56 гг. В 1655-56 гг. вышли все необходимые книги. Никон и царь еще были в хороших отношениях.

Церковная реформа вызвала в стране церковный раскол. Часть населения не признала изменение обрядов крещение тремя вместо двух перстов и т. д. В расколе принимали участие и бояре, и простые крестьяне. Боярство против становления абсолютизма, а крестьянство против окончательного закрепощения. Начинается фанатичное движение раскольников. Их методы реакционные. Они уходили на новые территории, а если их настигали – применяли самосожжение. Это движение просуществовало до февраля 1917 г.

Обрядовую сторону Российского православия нужно было привести в норму в условиях этой активной внешней политики. Россия в XVII в. вела постоянные войны с Польшей. В 1653-54 гг. шел процесс воссоединения России с Украиной. Ярко встала теория главенства России среди славянских народов (панславизм). Россия стремилась в своей внешней политике привлечь на свою сторону славян. У южных славян прошла церковная реформа, а Россию не затронула. Шла борьба за православное население Европы.

Церковная реформа укрепила церковь как политическую организацию, укреплял ее царь. Никон в 1658 г. заявил, что священство выше царства. Возник конфликт. Никон уехал в Новоиерусалимский монастырь, рассчитывая, что царь его вернет, но тот велел оставаться в монастыре. В 1664 г. Никон вернулся в Москву, но его сослали в Ферапонтов монастырь. В 1666-67 гг. Церковный собор подтвердил церковную реформу и снял с Никона сан патриарха спор закончился в пользу светской власти.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое абсолютная монархия?

2. Дайте периодизация развития абсолютной монархии в России?

3. Что такое приказная система?

4. Почему нужно было провести церковную реформу?

 

 

Лекция 14

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В XVII В. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ С. Т. РАЗИНА (1670-1671)

1. Историография.

2. Предпосылки войны и цели повстанцев.

3. Особенности крестьянской войны С. Разина.

 

1. Историография. Историки XIX в. называли движение казаков и крестьян на Дону и Волге в конце 60 - начале 70-х гг. ХVII столетия «бунтом Стеньки Разина» (С. М. Соловьев), объясняя их причину столкновением удельно-вечевого и единодержавного укладов русской жизни (Н. И. Костомаров). В историографии советского времени первый историк-марксист М. Н. Покровский называл выступление разинцев «народной революцией». Крестьянские войны при феодализме - это гражданские войны Средневековья, выражавшие высшую степень антагонизма, когда стремление к разрушению господствующего строя являлось субъективным желанием восставших (Л. В. Милов). В постсоветский период большинство историков отказалось от употребления самого термина «крестьянская война» применительно к ХVII в. Природу крестьянских войн предлагают связывать не с классовым антагонизмом, а со сложным переплетением социальных, имущественных, национальных, религиозных противоречий и, наконец, просто с «кипением человеческих страстей».

2. Предпосылки войны и цели повстанцев. Окончательное закрепощение крестьян в 1649 г. и распространение крепостничества на юг. Сыски беглых крестьян в 1658, 1661, 1664 – 1669 гг., вызывают недовольство и крестьян, и казаков. Постоянные войны в «бунташном» веке вызывали инфляцию, рост повинностей. Ухудшение положения крестьян и посадских людей в связи с ростом товарно-денежных отношений, появлением денежного оброка. Ухудшение положения казачества в связи со строительством засечных черт на юге, ставших преградой для их походов на Азов и Черное море. Церковный раскол, преследование раскольников. Ухудшение положения народов Поволжья: христианизация населения и рост ясака. В 1662 г. в Москве произошел медный бунт.

В войне приняли участие широкие слои: крепостные крестьяне, беглые, казаки, меньшая группа – посадские люди, служилые люди «по прибору», народы Поволжья (мордва, чуваши, марийцы, татары), раскольники. Острота классовых противоречий определила гораздо меньше попутчиков из среды господствующего класса, чем в первой крестьянской войне. Разинцы уверяли, что на стругах плывет царевич Алексей, такого не было, но царистские иллюзии, главная особенность крестьянских войн.

Цели восставших отражены в «Прелестных письмах» С. Т. Разина, который призывал «чернь, опальных и кабальных»: «Послужить царю и черным людям дать свободу». Незрелость идеологии восставших вели к ослаблению движения. «Изменников бояр и воевод выводить», но имущество бояр, которые будут на стороне Разина не трогать, т.е. не совсем четко прошло социальное разграничение. Призыв «За дом присвятые богородицы», мог оттолкнуть народы Поволжья. Требования антифеодальные, антикрепостнические, борьба за доброго царя, была борьбой за власть.

3. Особенности крестьянской войны С. Разина. Главная движущая сила – крестьянство, большой элемент беглых. Более четкое размежевание социальных сил, четкость стремлений восставших.

Календарь событий можно рассматривать с 1666 г. с предвестника войны, похода казачьего атамана Василия Уса на Тулу. Движение Разина проходило в два этапа: 1667 – 1669 (поход за зипунами), 1670 – 71 гг. – большинство авторов считают, что только последний этап можно считать крестьянской войной. Район движения Дон, Поволжье, Каспий, города Пенза, Тамбов. С чудовищной жестокостью расправлялось правительство с восставшими. Струги с виселицами медленно плыли вниз по Волге. В Арзамасе было казнено не менее 11 тыс. человек. Разин был казнен (четвертован) в Москве.

Л. Н. Вдовина считает, что в социуме с крайне ограниченным совокупным прибавочным продуктом жесткие механизмы извлечения средств жизнеобеспечения государства были объективно неизбежны. Поэтому неизбежны были и социальные кризисы. Восстание казаков и крестьян под предводительством С. Разина, которое охватило до 200 тыс. человек и распространилось на огромные территории - крупное историческое событие. Проявленная в жестоких формах способность народа к сопротивлению властям вынуждала последних к более осторожным действиям. Иначе у народа мог появиться новый заступник, память о котором сохранялась в народном сознании и фольклоре в образе «благородного разбойника» Степана Разина.

 

Контрольные вопросы

Дайте характеристику народным движениям «бунташного века».

 

 

Лекция 15








Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 2680;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.